Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Эпоха Нового времени знаменуется завершением формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Произошло становление национальных школьных систем. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и по сей день.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии……………………………………………………………7
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17
5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 54.99 Кб (Скачать документ)

       Одна из важнейших задач образования  заключается у Гербарта в возбуждении  многостороннего интереса. Гербарт  рассчитывал разрешить ее созданием  у воспитанников разнообразных  и подвижных групп представлений  путем изучения различных учебных  предметов. Он предлагал начинать  изучение с древнейших периодов  истории, считая, что жизнь первобытных  людей и античных  народов является  наилучшим материалом для детей.  Он пояснял, что человечество  проявляло в своей юности те  же интересы, какие свойственны  детям и юношам. Поэтому учащимся  следует, по его мнению, дать  все усложняющийся круг гуманитарных  знаний, сконцентрированных вокруг  философии и истории древних  народов.

       Гербарт высоко ценил древние  языки и математику, причем математику  главным образом как средство  развития мышления, «сильную гимнастику  духа».

       Вопрос о школьной системе  Гербарт решал в соответствии  со своими консервативными социальными  взглядами. Он предлагал создать  следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними  не было преемственности, каждый  из этих типов школ существовал  самостоятельно: из первых двух  можно поступать лишь в специальные  школы, а из гимназии – в  высшие учебные заведения. Как  видно из этого, Гербарт был  противником единой системы образования.  Он был сторонником уже отживающего  классического образования. В  реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет  заниматься торговлей, промышленностью,  ремеслом и другим видом практической  деятельности. Для тех же, кто  предназначалось для умственных  занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал  классическое образование.

       Большое внимание Гербарт уделял  проблеме интереса,  как важнейшему  условию и средству успешного  обучения. 
 
 

     Заключение 

     Гербарт оказал громадное влияние на немецкую педагогику а через нее на педагогику вообще. Его особенное, выдающееся положение  в развитии педагогической науки  определяется тем, что он является «лучшим  философом между педагогами и  лучшим педагогом между философами». Другим педагогическим мыслителям до него недоставало строгого философского образования. Поэтому, при богатстве  педагогического опыта и идей, они не могли дать им философского обоснования. Песталоцци указывал на необходимость  психологического обоснования своего «единого, естественного метода»  воспитания, но не дал, однако, развитой психологической теории. Указав цель воспитания в развитии человечности, высшей человеческой личности, он, все  же не дал философского изложения  тех идеальных норм, которыми определяется идеальное достоинство, сущность человека и человечества, не дал философской  этики. Гербарт же дал то и другое. Если сравнивать Гербарта с философами, то он многим уступает в глубине  и оригинальности идей, но зато другим философам (даже Локку и Канту) недоставало  глубоко выраженного педагогического  интереса и проникновения. Локк и  Кант оставили для педагогии только «заметки», «некоторые мысли», которые, правда, связаны (или их можно связать) с их философскими основными взглядами, но связаны, так сказать, непроизвольно. Сами же философы не ставили себе нарочитой  задачи – философски обосновать свои педагогические взгляды и заметки, подвести под них прочный психологический  и этический фундамент. Педагогический интерес среди философских интересов  не занимал у них центрального места, а был лишь сторонним, побочным, прикладным интересом, на долю которого только и могли оставаться «заметки», «некоторые мысли». Напротив, у Гербарта педагогический интерес был центральным  интересом, который притягивал к  себе весь его философский дух. Вот  почему только у него педагогика является строго законченным, систематически развитым и расчлененным целым, твердо и научно обоснованной системой понятий, или  наукой. В этой научной обработке  педагогических понятий, в научно-философском  методе обоснования и изложения  педагогических идей и заключается та основная заслуга Гербарта в истории педагогической мысли, в силу которой он считается творцом научной педагогики. Именно это считают оригинальным в педагогике Гербарта, а не педагогическое содержание само по себе, ибо в главном последнее совпадает с идеями предыдущих педагогических мыслителей: Коменского, Локка, Руссо, Песталоцци и пр. С Гербарта научная педагогика неизменно начинает держаться двух указанных ей основ: психологии и этики, при чем первая служит к определению преимущественно средств и путей воспитания, а последняя – целей его и задач. Если современный Марбургский профессор-педагог Пауль Наторп расширяет и углубляет этический фундамент педагогики, указывая основу педагогики не только в философском учении о нравственности, не только в этической части, но и в других «законоустанавливающих» частях, однородных с этикой (в логике – для умственного образования и в эстетике – для эстетического образования) и отсюда, вообще, в целой, единой философии, из которой те части выходят, как из корня побеги, то все-таки и расходясь с Гербартом, он идет той дорогой, которая ясно указана для педагогики именно Гербартом. Гербарт первый определенно поставил педагогику в неразрывную связь с философией, признал ее истинно-философской наукой и даже фокусом философских наук.

       Помимо этого нельзя отрицать  в педагогике Гербарта и внутренней  ценности ее содержания. Если  ее философские предпосылки, –  не философское обоснование, метод,  а содержание его философских,  психологических и этических  идей, – и оставлены теперь  даже его учениками, то самые  идеи педагогические, педагогическая  надстройка сохраняет и сохранит  свою ценность и впредь. Останутся  навсегда достойными внимания  педагогов: идеи Гербарта о  роли (воспитывающего) обучения в  нравственном образовании, его  разграничение нравственного воспитания  в собственном смысле от управления  или внешней дисциплины, его мысли  о возбуждении интереса, о многосторонности  образования, ценности истинно-классического  образования, необходимости цельности,  концентрации на всех ступенях  обучения и пр. и пр. Эти идеи  имеют важное практическое знание. Возьмите такую, по-видимому, чисто  теоретическую идею, как разграничение  воспитания от управления, имеющее как будто чисто академический интерес, но как изменилась бы практика воспитания, если бы воспитатели усвоили себе эту идею, поняли, что воспитание собственно отнюдь не покрывается и даже еще не начинается там, где дело идет лишь о дисциплине: хорошие дисциплинаторы, педагогические администраторы отнюдь тем самым еще не суть хорошие воспитатели, нравственно образующие душу. Глубокое жизненное значение гербартовских педагогических идей и служит причиной, что они и доселе привлекают внимание педагогов, несмотря на то, что, – как мы заметили, – подставленный под них психологический и этический фундамент не оказался прочным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:  

1.   Б.М. Бим-Бад. Педагогическая антропология: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - педагогика. М.: Изд-во УРАО, 2003. 204 с.

2.   К.Н. Воробьева. Антропологический подход к воспитанию // ПЕДАГОГИКА: науч.-теорет. Журн. - 2007. - №5. - C. 55-58.

3. Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении / И.Ф.Гербарт / Пер. А.В.Адольфа. — М.: Изд. М.Л.Тихомирова, 1906. 360 с.

4 .  Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт.- М.: Учпедгиз, 1940. Т.1. - 341 с.

5. Гербарт, И.Ф. Психология / И.Ф.Гербарт / Пер. А.Нечаева; предисл. А.И.Введенского. СПб.: б.и., 1895. (Тип. Н.Н.Скороходова)- 278 с.

6 .  Иоганн Фридрих Гербарт // Педагогическая энциклопедия: В 2-ух т. / Под ред. А.Г.Калашникова, при участии М.С.Эпштейна. М.: «Работник Просвещения», 1927. - Т.1. - Стб. 375-378.

7 .  История педагогики, педагогическая антропология / [Отв. Ред. Г.Б. Корнетов] М.: Изд-во УРАО, 2002. 104 с.

8.   Красновский, А.А. Дидактические взгляды Гербарта / А.А.Красновский // Начальная школа. — 1938. №6. — С. 25-34.

9.  Левитин, С.А. Педагогические идеи Гербарта и Монтессори / С.А.Левитин. — М.: Литер, издат. Отдела Нар. Ком. по просвещ., 1918. -Т.1. 102 с.

10.  Музыченко, А.Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа / А.Ф.Музыченко // Очерки по истории педагогических учений. М.: Кн-во «Польза», 1911. - С. 46-169.

11.   Николаевский, И. Иоганн Фридрих Гербарт как педагог / И.Николаевский // Журнал Министерства Народного Просвещения. -1876. №9. - 4.187. - С.11-46; №10. - 4.188. - С.47-74.

12.  Сабинина, М.В. Иоганн Фридрих Гербарт и его педагогика / М.В.Сабинина. СПб.: б.и., 1888. (Тип. В.Балашева). - 47 с.

13.  Уфер, X. Краткий очерк педагогики Гербарта / Х.Уфер / Пер. с нем. И.Автократова. Новочеркасск: Изд. Журн. «Гимназия», 1898. -117 с.

14.   Федотова О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ (конец XIX века 90-е гг.

15.  Хильгенхаггер, Н. Иоганн Фридрих Гербарт / Н.Хильгенхаггер // Перспективы: Вопросы образования. Мыслители образования. М.: Изд. Группа «Прогресс». - 1994. - № 3/ 4 (87/88). -С.227-242.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта