Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:21, курсовая работа
Эпоха Нового времени знаменуется завершением формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Произошло становление национальных школьных систем. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и по сей день.
Введение………………………………………………………………………………..4
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии……………………………………………………………7
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17
5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………………...28
12. свободы самовыражения и самостановления личности в процессе образования и воспитания;
13. признания
понимания и взаимопонимания в качестве
необходимого и достаточного условия
гуманности и эффективности любых педагогических
методов, форм и средств.
И. Ф. Гербарт родился в 1776 г. в г. Ольденбурге в семье чиновника (дед которого был простой ткач). Главное влияние на его воспитание имела мать, женщина умная, решительная и настойчивая. Несмотря на свою любовь к сыну, она воспитывала его без послаблений, вникая сама во все, даже в учебные занятия. В виду слабого здоровья, мальчика до 12-ти лет учили дома. Учитель его, пастор Ульце, человек философски образованный, рано приучал и своего питомца рассуждать на философские вопросы (из области этики, психологии и философии), причем побуждал мальчика излагать свои рассуждения и письменно. Мальчик охотно также занимался физическими опытами, играл с товарищами в математические и географические игры. Рано в нем обнаружилось и музыкальное дарование: 11-ти лет он уже отлично играл на рояли и даже участвовал в частных концертах. Так разносторонне развивалась и воспитывалась его духовная жизнь. В 1788 году Гербарт поступил в г. Ольденбурге в латинскую школу, которую с успехом окончил в 1794 г., т.е. 18-ти лет. Здесь он больше всего занимался физикой и философией (рационалистической философией Вольфа, с догматической верой в абсолютную силу разума – все постигать) и здесь же познакомился впервые с началами Кантовской философии. Весной 1794 г., 18-ти лет, он отлично окончил школу и поступил в Йенский университет. Йенский университет был тогда центром философских интересов. Талантливого проповедника кантовских идей Рейнгольда, автора «Писем о кантовской философии», в 1794 г. сменил знаменитый Фихте. Гербарт отдался всецело занятиям философией, сделавшись усерднейшим слушателем Фихте. В связи с появившимися впервые в 1795 г. фрагментами (уцелевшими отрывками) древнегреческого философа Парменида, его увлекла древнегреческая философия до Платона и, вообще, древнегреческий мир. Он с восхищением читал произведения Гомера, «Одиссея» которого, – еще тогда он надумал, – должна бы стоять во главе обучения классическим языкам. Уже тогда он интересовался вопросами воспитания и самовоспитания, поставив девизом о своей жизни: стремление уяснять добродетель и создание ее в себе и других. Сильное впечатление произвело на него вышедшее около этого времени Кантовское «Основание к метафизике нравов», где Кант излагает возвышенное понятие о долге и добродетели. Десятки лет спустя Гербарт говорит, что он «никогда не забудет того впечатления, которое произвела на него метафизика нравов», после того, как он в юношеские годы познакомился с разными формами обычного перед Кантом облагороженного эвдемонизма.
Гербарт
– домашний учитель. Приготовление
к профессорской деятельности. После
3-летних занятий Гербарт оставил
Иену и поступил домашним учителем
в семью Бернского (в Швейцарии)
дворянина Штейгера к трем его
мальчикам. Судя по оставшимся пяти сообщениям
гг. Штейгерам о ходе воспитания,
20-летний Гербарт имел к этому
времени уже широкие и
Академическая
деятельность Гербарта в Геттингене,
Кенигсберге и опять в
Это был человек –
И. Ф. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познанию человека. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны.
Гербарт
отрицательно относился к французской
буржуазной революции и прогрессивному
движению, которое возникло под ее
влиянием в передовых слоях немецкого
общества. Он мечтал о том времени,
когда окончатся перевороты и
изменения, на смену им придет «устойчивый
порядок и размеренная и
Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания — из этики. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на вечных и неизменных нравственных идеях. Эти идеи составляют, по Гербарту, основу внеклассовой, всеобщей морали, которая должна была укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения и нравственные нормы. Психологическое учение Гербарта, основанное на идеалистической и метафизической философии, в целом антинаучно, но отдельные его высказывания в области психологии представляют известный научный интерес.
Следуя за Песталоцци, стремившимся
найти во всяком сложном
Психологию
Гербарт считал наукой о представлениях,
их появлении, сочетаниях, исчезновении.
Он полагал, что душа человека не имеет
первоначально никаких свойств.
Содержание человеческого сознания
определяется образованием и дальнейшим
движением представлений, которые
вступают в определенные взаимоотношения
по законам ассоциации. Введенные
Гербартом понятия ассоциация и
апперцепция сохранились в
Масса представлений как бы теснится в душе человека, стремясь пробиться в поле сознания. Туда проникают те представления, которые родственны имеющимся в поле сознания, те же, которые не подкрепляются ими, ослабевают, делаются незаметными и выталкиваются за порог сознания.
Вся
умственная жизнь человека зависит,
по Гербарту, от первоначальных представлений,
усиленных опытом, общением, воспитанием.
Так, понимание обусловливается
взаимоотношением представлений. Человек
понимает, когда предмет или слово
вызывает в его сознании известный
круг представлений. Если же в ответ
на них не возникает никаких
Взаимоотношениями представлений объясняются все явления эмоциональной сферы психики, а также область волевых проявлений. Чувства, по Гербарту, есть не что иное, как задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а если представления дисгармонируют друг с другом, то возникает чувство неприятного.
Желание,
как и чувство, является опять
же отражением отношений между
Итак,
Гербарт игнорирует своеобразие
различных свойств психики
5
Педагогические воззрения
И. Ф. Гербарта: общие
принципы; взгляды на
нравственное воспитание
в собственном смысле
и управление
5.1
Наука о воспитании,
ее основы и
значение для воспитателя
Наука,
по своему содержанию, представляет собой
«приведенное в известный порядок
собрание положений, составляющих о
дно идейное целое и
Собственно, две философских дисциплины должны представить основу начала для педагогики; практическая философия, или этика, которая говорит о назначении и цели человека, и психология, которая исследует природу человека. На основании первой педагогика должна выяснить цели воспитания, ибо цели воспитания, очевидно, определяются по соображению с назначением и целями человеческой жизни вообще. На основании же второй, – психологии, – педагогика должна выяснить средства к выполнению целей воспитания, определить методы и приемы воспитания. Таким образом, «воспитательное дело обязывает мыслящего человека заниматься практической философией и психологией, и, приступая к нему (т. е. к этому делу) со спутанными понятиями, нельзя надеяться на какие-либо успехи». Но, при всем том, Гербарт не склонен свести педагогику на прикладную часть психологии или практической философии. Нет, находясь в тесном соотношении с теми философскими отделами, она, все же, должна сохранять свое самостоятельное положение и самостоятельный путь. «Быть может», – замечает Гербарт, – «было бы лучше, если бы педагогика могла опираться на свои собственные понятия и вырабатывать свои самостоятельные мысли; она могла бы стать тогда центром известного круга исследований и не рисковала бы подчиняться посторонней силе, как далекая завоеванная провинция. Только тогда, когда каждая наука стремится ориентироваться свойственным ей образом и, притом, с такой же энергией, как ее соседки, только тогда могут возникнуть между ними благодетельные взаимоотношения». В философской деятельности Гербарта педагогика и была самостоятельным центром, от которого он исходил в своих психологических и этических исследованиях. Он полагает даже, что если педагогику разрабатывать, как должно, т.е. в философском духе, то она «может мало-помалу выправить даже испорченную философию».
Информация о работе Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта