Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Эпоха Нового времени знаменуется завершением формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Произошло становление национальных школьных систем. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и по сей день.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии……………………………………………………………7
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17
5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 54.99 Кб (Скачать документ)

       Теории, как системе положений, выведенных из основы начал, системе положений, которая освещает всю целость дела, всю известную область, а следовательно, и теории педагогики, освещающей всю целость вопросов воспитания, Гербарт придает важное значение. «Пусть наука», – говорит Гербарт, – «будет для других очками: для меня она – глаз, и притом лучший глаз, какой только имеют люди, чтобы созерцать свои дела. Науки не непогрешимы в своих учениях, и именно потому они разногласят одна с другой; но их ошибки выдают сами себя, или, по крайней мере, учат быть осторожными в спорных вопросах. Напротив, кто считает себя сильным без науки, тот таит в своих взглядах столь же большие и, даже еще большие ошибки, сам не чувствуя их и, быть может, не давая их чувствовать другим»! ... Как во всяком деле и созидании, так и в деле воспитания необходимо именно знать, чего хочешь, когда принимаешься за дело. Этим знанием, этой теорией определяется отчасти и формирование самого опыта дела: «чего ищут, то и видят», справедливо замечает Гербарт. 

     5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего  интереса и нравственного  характера 

     «Научная  педагогика», – говорит Гербарт, – «должна, прежде всего, установить цель (воспитания), к которой она  хочет приспособить средства». Какие  же цели должно поставить себе воспитание или, лучше сказать, при воспитании воспитатель?! Разумеется, он «должен  поставить своим усилиям те же самые цели, которые в будущем воспитанник поставит сам себе, как взрослый человек». Обращаясь ко всей области будущих целей воспитанника, ее можно разделить на две части: одна «обнимает цели только возможные, которые он, может быть, когда-нибудь поставит себе», другая – «содержит цели необходимые, пренебрегать которыми он себе никогда не позволит». Первые цели зависят от свободного выбора, это, – собственно, цели профессий, определенных – занятий; вторые цели – определяются нравственностью и необходимы во всяком призвании, какое бы кто ни избрал. Что касается первых, возможно будущих целей, то «объективная сторона их, будучи делом свободного выбора, не предъявляет для воспитателя никакого интереса», т.е. изберет ли питомец в будущем ту или другую профессию, будет ли он хозяином, чиновником, учителем и т.д. Воспитание здесь интересуется только одной стороной, субъективной, – именно самым хотением или активностью вообще, которые должны проявляться на жизненном поприще. Воспитание заинтересовано в том, чтобы эта действующая жизненная сила в питомце была больше, полнее, шире и в большей гармонии с собой, что соответствует, как мы знаем, идее совершенства и идее свободы. Для этого надо создать и развить в питомце «многообразную восприимчивость» или «многосторонность интересов». Это создаст силу и полноту хотения (осуществится идея совершенства) и обеспечит согласие его с разумением (осуществится идея свободы). Что же касается необходимых целей, которые каждый поставит себе, потому что он нравственное существо, то здесь воспитание должно достигнуть того, «чтобы идеи справедливости и добра (права и благожелания), во всей их строгости и чистоте, сделались настоящими объектами воли» чтобы был создан настоящий цельный нравственный характеры. Итак, целью воспитания должно быть, по Гербарту, с одной стороны, развитие многосторонней активности и, с другой, благожелательного и справедливого направления воли, или нравственности в собственном, тесном смысле. 

     5.3 Средства воспитания  и обучения 

     Так как многосторонняя умственная деятельность является основой и в собственном  смысле добродетели, а возбуждение  этой деятельности или «многосторонних  интересов», – как обыкновенно  выражается Гербарт, – составляет дело обучения, то обучение и стоит у  Гербарта первым в системе педагогических средств. Оно занимает первое и главное  место и потому, что самое образование  нравственной воли или добродетели  в собственном смысле, определяемой идеями благорасположении и справедливости, покоится на развитии «правильного разумения» Нравственное воспитание, собственно, и состоит в создании «разумении вместе с хотением, отвечающим ему». Чтобы раскрыть смысл этого понятии («правильного разумения» с соответствующим  ему хотением), припомним психологию Гербарта. По психологии Гербарта, хотение  или желание не есть самостоятельная  деятельность души, а просто результат  борьбы между представлениями и  победы одних представлений над  другими (модификация, проявление победы). Обеспечить победу одним желаниям над  другими, в данном случае – желаниям, соответствующим идеям благожелания и справедливости, над желаниями  противоположными, или, – что то же, обеспечить устойчивость добродетели  в деятельности человека, значит, по Гербарту, создать сильные группы известных представлений, которые  бы всегда, в борьбе представлений, оказывались победителями. Поэтому  Гербарт всюду подчеркивает мысль, что нравственность имеет корни  в многостороннем знании, в создании «обширных кругов представлений, что  без внимания к кругу приобретенных  представлений нельзя достигнуть нравственного  образования, что, поэтому, обучение есть самое первое дело в воспитании. Но, ставя обучение с его ближайшею  целью, – всестороннего умственного  развития, на первое место, Гербарт  не забывает и последней его цели, – что оно должно служить, в  конце концов, образованию нравственной воли. «Обучение без нравственного  образования», – говорит он в  одном из педагогических афоризмов, – «есть средство без цели, а  нравственное образование (или образование  характера) без обучения есть цель, лишенная средств». 
 

     6  Педагогическое наследие  И. Ф. Гербарта  

     Первый  педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основные труды  Гербарта («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816; рус. пер. 1875), «Психология  как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (т. 1-2, 1824-25), «Очерк лекций по педагогике» (1835)) отличаются рациональностью - Гербарт видел в педагогике как  науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов и основоположений», а также фундаментальных  условий эффективности учебно-воспитательного  процесса.

       Гербарт отвергал крайности как  эмпирической, так и философской  педагогики, представители которых  исходили либо из фактов, либо  из философии. Соответственно  он настаивал на суверенности  педагогической науки: «Было бы  лучше, если педагогика как  можно точнее сама разработала  свои собственные понятия и  больше поощряла самостоятельное  мышление, чтобы стать центром  отдельной области мышления и  не быть на задворках других  наук». 

       Гербарт постоянно подчеркивал,  что педагогическая работа проводится  успешнее, если ей предшествует  овладение педагогической теорией.  Он говорил, что педагогу нужны  широкие философские взгляды,  чтобы повседневная кропотливая  работа и ограниченный индивидуальный  опыт не суживали его горизонта. 

       Гербарт считал педагогику не  только наукой, но и искусством, владея которым педагог в каждом  конкретном случае поступает  в соответствии с тем, что  «предоставил ему практический  опыт». Педагогика, по Гербарту, будучи  самостоятельной наукой, опирается  на так называемую практическую  философию (этика и психология). С помощью этики намечают педагогические  цели, с помощью психологии - способы  их осуществления. Во главу  угла процесса воспитания ставилось  волеизъявление личности.

       Этот нравственный процесс в  идеале должен соответствовать  пяти главным критериям: 

      - внутренней свободе, 

      - совершенству,

      - благожелательности,

      - законности 

      - справедливости.

       Искусство воспитателя приобретается  учителем в повседневной педагогической  деятельности, и тем быстрее, чем  глубже и основательнее устроена  им теория воспитания, считал  Гербарт.

       Изучая педагогическую теорию, воспитатель  не может, конечно, вооружиться  на будущее готовыми рецептами  для различных ситуаций, он готовит  самого себя к правильному  восприятию, пониманию и оценке  явлений, с которыми он встретится  на педагогической работе. Овладение  педагогической теорией дает  учителю возможность избежать  ошибок в оценке воспитанников,  стимулов и мотивов их поведения,  значения и сущности их поступков;  его питомцы не смогут тогда  «поражать и запугивать своего  воспитателя удивительными загадками».

       Гербарт придавал большое значение  установлению цели воспитания, в  зависимости от которой должны  определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической  теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные  идеи, Гербарт считал, что цель  воспитания заключается в формировании  добродетельного человека.  Рассматривая  эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать  людей, умеющих приспособиться  к существующим отношениям, уважающих  установленный правопорядок, подчиняющихся  ему.

       Педагог должен ставить перед  воспитанником те же цели, которые  тот поставит перед собой сам,  когда сделается взрослым. Эти  будущие цели могут быть подразделены  на:

      1) цели возможные, 

      2) цели необходимые.

       Возможные цели – это те, которые  человек может поставить перед  собой в области определенной  специальности.

       Необходимые цели – это те, которые нужны ему в любой  области его деятельности.

       Обеспечивая возможные цели, воспитание  должно развивать в человеке  многообразную, многостороннюю восприимчивость,  сделать круг его интересов  шире и полнее, что и будет  соответствовать идее внутренней  свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых  целей воспитание обязано сформировать  нравственность будущего деятеля  на основе идей благорасположения,  права и справедливости, или, как  выражается Гербарт, выработать  у него цельный, нравственный  характер. Усматривая сущность воспитания  в том, чтобы обогатить душу  ребенка представлениями, Гербарт  хочет вселить в нее идеи  и мотивы добродетельного поведения  и выработать у воспитанника  нравственный характер.

       Согласно «Линии Гербарта» учитель  должен достаточно полно регламентировать  и контролировать деятельность  учащихся, подходить к ним с  одинаковыми требованиями, соответствовать  образу руководителя, стимулировать  их усилия с помощью поощрений  и наказаний, оценивать все  моменты их поведения. Ученическая  дисциплина является одной из  важнейших ценностей данной стратегии. 

     Наиболее  разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт  придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее  обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает.  Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт  придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс  воспитания обучением, не учитывая влияния  социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики  человека, а всего лишь модификациями  представлений.

       Обучение должно не просто  давать некий объем знаний, но  в основном способствовать усовершенствованию  всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и  развитие представлений, составляющих  душевную жизнь для всестороннего  совершенства.

       Гербарт отмечал, что, усвоив  знания в определенной системе,  учащийся должен уметь пользоваться  этими знаниями так, чтобы он  мог «направлять мысли от любого  пункта ко всякому другому  вперед, назад или в сторону», чтобы он мог перегруппировывать  знания с разных точек зрения  и применять их к обсуждению  новых случаев, к решению соответствующих  практических задач.

       Гербарту принадлежит капитальная  разработка идеи воспитывающего  обучения, основную задачу которого  он видел в развитии всестороннего  интереса. Он считал обучение  основным средством воспитания, на основании которого развивается  шесть видов так называемого  многостороннего интереса, каждый  из которых, с точки зрения  современного краеведческого подхода,  можно рассматривать как элементы  адаптационного механизма в обучении. 

       Одни из них направлены на  познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.

       Гербарт различает шесть самостоятельных  видов различных интересов.

       К интересам первой группы  он относит интересы:

      - эмпирический, который как бы  отвечает на вопрос, что это  такое, и возбуждает интерес  ко всему живому, к окружающему  миру, стремление к наблюдению;

      - умозрительный, который отвечает  на вопросы, почему это так,  и настаивает на размышлении;

      - эстетический – обеспечивает  художественную оценку явлений,  возбуждает интерес к прекрасному.

       Ко второй группе интересов  относятся: 

      - симпатический, направленный на  членов своей семьи и ближайший  круг знакомых,

      - социальный – на более широкий  круг людей, на общество, свой  народ и все человечество.

      - религиозный интерес, направленный  на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами.

Информация о работе Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта