Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:21, курсовая работа
Эпоха Нового времени знаменуется завершением формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Произошло становление национальных школьных систем. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и по сей день.
Введение………………………………………………………………………………..4
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии……………………………………………………………7
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17
5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………………...28
Теории, как системе положений, выведенных
из основы начал, системе положений, которая
освещает всю целость дела, всю известную
область, а следовательно, и теории педагогики,
освещающей всю целость вопросов воспитания,
Гербарт придает важное значение. «Пусть
наука», – говорит Гербарт, – «будет для
других очками: для меня она – глаз, и притом
лучший глаз, какой только имеют люди,
чтобы созерцать свои дела. Науки не непогрешимы
в своих учениях, и именно потому они разногласят
одна с другой; но их ошибки выдают сами
себя, или, по крайней мере, учат быть осторожными
в спорных вопросах. Напротив, кто считает
себя сильным без науки, тот таит в своих
взглядах столь же большие и, даже еще
большие ошибки, сам не чувствуя их и, быть
может, не давая их чувствовать другим»!
... Как во всяком деле и созидании, так
и в деле воспитания необходимо именно
знать, чего хочешь, когда принимаешься
за дело. Этим знанием, этой теорией определяется
отчасти и формирование самого опыта дела:
«чего ищут, то и видят», справедливо замечает
Гербарт.
5.2
Цели воспитания:
развитие многостороннего
интереса и нравственного
характера
«Научная
педагогика», – говорит Гербарт,
– «должна, прежде всего, установить
цель (воспитания), к которой она
хочет приспособить средства». Какие
же цели должно поставить себе воспитание
или, лучше сказать, при воспитании
воспитатель?! Разумеется, он «должен
поставить своим усилиям те же
самые цели, которые в будущем воспитанник
поставит сам себе, как взрослый человек».
Обращаясь ко всей области будущих целей
воспитанника, ее можно разделить на две
части: одна «обнимает цели только возможные,
которые он, может быть, когда-нибудь поставит
себе», другая – «содержит цели необходимые,
пренебрегать которыми он себе никогда
не позволит». Первые цели зависят от свободного
выбора, это, – собственно, цели профессий,
определенных – занятий; вторые цели –
определяются нравственностью и необходимы
во всяком призвании, какое бы кто ни избрал.
Что касается первых, возможно будущих
целей, то «объективная сторона их, будучи
делом свободного выбора, не предъявляет
для воспитателя никакого интереса», т.е.
изберет ли питомец в будущем ту или другую
профессию, будет ли он хозяином, чиновником,
учителем и т.д. Воспитание здесь интересуется
только одной стороной, субъективной,
– именно самым хотением или активностью
вообще, которые должны проявляться на
жизненном поприще. Воспитание заинтересовано
в том, чтобы эта действующая жизненная
сила в питомце была больше, полнее, шире
и в большей гармонии с собой, что соответствует,
как мы знаем, идее совершенства и идее
свободы. Для этого надо создать и развить
в питомце «многообразную восприимчивость»
или «многосторонность интересов». Это
создаст силу и полноту хотения (осуществится
идея совершенства) и обеспечит согласие
его с разумением (осуществится идея свободы).
Что же касается необходимых целей, которые
каждый поставит себе, потому что он нравственное
существо, то здесь воспитание должно
достигнуть того, «чтобы идеи справедливости
и добра (права и благожелания), во всей
их строгости и чистоте, сделались настоящими
объектами воли» чтобы был создан настоящий
цельный нравственный характеры. Итак,
целью воспитания должно быть, по Гербарту,
с одной стороны, развитие многосторонней
активности и, с другой, благожелательного
и справедливого направления воли, или
нравственности в собственном, тесном
смысле.
5.3
Средства воспитания
и обучения
Так
как многосторонняя умственная деятельность
является основой и в собственном
смысле добродетели, а возбуждение
этой деятельности или «многосторонних
интересов», – как обыкновенно
выражается Гербарт, – составляет дело
обучения, то обучение и стоит у
Гербарта первым в системе педагогических
средств. Оно занимает первое и главное
место и потому, что самое образование
нравственной воли или добродетели
в собственном смысле, определяемой
идеями благорасположении и
6
Педагогическое наследие
И. Ф. Гербарта
Первый
педагогический труд Гербарта посвящен
творчеству Песталоцци. Основные труды
Гербарта («Общая педагогика, выведенная
из целей воспитания» (1806), «Учебник
психологии» (1816; рус. пер. 1875), «Психология
как наука, основанная на опыте, метафизике
и математике» (т. 1-2, 1824-25), «Очерк лекций
по педагогике» (1835)) отличаются рациональностью
- Гербарт видел в педагогике как
науке в первую очередь методологический
инструментарий. Вследствие этого он
стремился к выявлению «тезисов
и основоположений», а также фундаментальных
условий эффективности учебно-
Гербарт отвергал крайности
Гербарт постоянно подчеркивал,
Гербарт считал педагогику не
только наукой, но и искусством,
владея которым педагог в
Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям:
- внутренней свободе,
- совершенству,
- благожелательности,
- законности
- справедливости.
Искусство воспитателя
Изучая педагогическую теорию, воспитатель
не может, конечно,
Гербарт придавал большое
Педагог должен ставить перед
воспитанником те же цели, которые
тот поставит перед собой сам,
когда сделается взрослым. Эти
будущие цели могут быть
1) цели возможные,
2) цели необходимые.
Возможные цели – это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.
Необходимые цели – это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.
Обеспечивая возможные цели, воспитание
должно развивать в человеке
многообразную, многостороннюю
Согласно «Линии Гербарта»
Наиболее
разработанной в педагогической
системе Гербарта является теория обучения.
Умственному образованию
Обучение должно не просто
давать некий объем знаний, но
в основном способствовать
Гербарт отмечал, что, усвоив
знания в определенной системе,
Гербарту принадлежит
Одни из них направлены на
познание окружающей
Гербарт различает шесть
К интересам первой группы он относит интересы:
- эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;
- умозрительный, который
- эстетический – обеспечивает
художественную оценку явлений,
Ко второй группе интересов относятся:
- симпатический, направленный
- социальный – на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество.
- религиозный интерес,
Информация о работе Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта