Проблема детей с отклоняющимся развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:11, доклад

Описание

На сегодняшний день в детской популяции существует парадоксальное скачкообразное увеличение количества детей с различными формами отклоняющегося развития. По данным Министерства образования Российской Федерации примерно 85% детей из ДОУ и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля. Приблизительно 25% детей нуждаются в специализированной психологической коррекционной помощи. Количество детей с нарушениями в развитии психики, в основе которых лежит дефицитарность мозговых механизмов, по данным различных авторов, составляет до 30% в популяции.

Работа состоит из  1 файл

Проблема детей с отклоняющимся развитием.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Исследования  СДВГ в когнитивной психологии и  психофизиологии свидетельствуют о неоднородности этого синдрома.

В основе различных  нарушений регуляции  деятельности могут  лежать:

  1. дефицит управляющих «лобных» функций (Barkley, 1998);
  2. дефицит энергетических ресурсов (Sergeant et al., 1999);
  3. особенности мотивационных процессов, приводящие к невозможности длительно удерживать внимание (Sonuga-Barke, Houlberg, and Hall, 1994 Booth et al., 2004).

По мнению большинства  исследователей как в России, так  и за рубежом, этиология СДВГ имеет  комбинированный характер.

На развитие у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью влияют две группы факторов:

1. биологические - генетическая предрасположенность; патология беременности и родов, особенности биологической (медиаторной) регуляции мозговой деятельности; анатомические отклонения в развитии мозга, отклонения в функциональном состоянии мозга;

2. социальная ситуация развития ребенка - глобальные изменения и тенденции информационного общества (общая смена речевой культуры на визуальную), требования, предъявляемые обществом к ребенку, традиции воспитания, тип взаимоотношений в семье.

Диагноз СДВГ ставится врачом (невропатологом, психоневрологом, реже педиатром) на основании поведенческих  характеристик ребенка.

Основные  направления педагогической и психологической  коррекции:

При дефиците активации:

  • наблюдение за работой в классе, подбор оптимального времени для подачи наиболее трудного материала;
  • обучение техникам самоактивации и релаксации (двигательная коррекция, дыхательные упражнения, тактильная стимуляция с элементами самомассажа);
  • частая смена деятельности с целью повышения уровня активации.

При дефиците управляющих  функций:

  • внешняя регуляция деятельности (схемы, рисунки);
  • речевая регуляция деятельности (повышение громкости голоса);
  • обучение и приучение к использованию техник самоконтроля (проверки) после выполнения заданий;
  • составление, проговаривание плана деятельности как самим ребенком, так и совместно с родителями;
  • жесткий режим, использование наглядных, легко доступных планов (распорядков, расписаний дня).

Система оказания помощи детям с нарушениями внимания на ранней стадии развития может отвечать потребностям ребенка в том случае, когда в центре внимания находится личность ребенка и учитываются особенности его окружения.

Более чем у  половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки с трудом адаптируются к коллективу. В 30 - 70% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Возрастная  динамика основных проявлений СДВГ

(по материалам American Psychiatric Association. 1994. 83-85., ADHD in Adulthood 1999, Weiss, Hechtman and Weiss.)

Возраст 9 - 10 лет  является критическим этапом в созревании фронто-таламической регуляторной системы. В этот период дефицит внимания может исчезнуть, а может и сохраниться, что во многом зависит от выраженности первоначальных изменений.

Гиперактивность часто сменяется внутренним беспокойством.

Проявления у  взрослых: трудоголик; слишком много  дел в расписании, непомерно загружен работой; сам выбирает очень активную работу; постоянно занят, что приводит к проблемам в семейных отношениях; слишком много говорит.

Проявление импульсивности у взрослых часто приводит к более  серьезным последствиям: плохо переносит  неудачи и разочарования; увольняется с мест работы; рвет отношения с людьми; превышает скорость при вождении; теряет самообладание; склонен к появлению зависимости.

При дефиците внимания: с трудом поддерживает внимание (во время встречи, при чтении, при  работе с бумагами); склонен откладывать дела «на потом», вплоть до паралича деятельности;  медлителен, неэффективен; плохо планирует рабочее время; неорганизован.

В заключение хочется  отметить, что многие известные деятели, такие, как Г.Песталоцци, У.Черчилль, Б. Франклин - судя по описаниям биографов - в детстве были гиперактивными.

Однако, если не идет речь о сверхспособностях, то при  отсутствии помощи жизнь гиперактивного ребенка может превратиться в  мучение. И только в том случае, если родители и воспитатели, врачи  и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации таких детей, они смогут реализовать себя, найдя свой путь в жизни.

Вверх
 

Доклад 3 "Особенности  взаимодействия с  гиперактивным ребенком" 

Губина  О.В.

Детский психолог, медицинский психолог НОУ  ДО ИПЦ «Белый Слон»

В последнее  время в России и во всем мире наблюдается рост детской гиперактивности. Гиперактивность, наряду с невнимательностью  и импульсивностью, - это одно из клинических проявлений СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью), она же является основным проявлением заболевания в дошкольном возрасте.  

Однако, не всегда излишняя двигательная активность ребенка  служит поводом для постановки диагноза. Дети от трех до семи-восьми лет испытывают повышенную потребность в движении, при её подавлении у ребенка возникает реакция протеста: сначала в виде небольшого непослушания, а после - если двигательная активность ребенка  систематически подавляется и не находит выхода в более рациональных видах детской деятельности-реакция протеста приобретает стабильный характер, что приводит к невротизации личности ребенка, двигательной расторможенности. В дошкольном возрасте нужно учитывать потребность ребенка в движении: малыш должен иметь возможность достаточно много двигаться, как во время прогулки, так и во время пребывания в группе. Важно, чтобы двигательные занятия были осмысленными: подвижные игры, спортивные  упражнения, танцы и здесь понадобится организующая помощь взрослого.

Повышенная двигательная активность может служить сигналом о психоэмоциональном напряжении,  которое испытывает ребенок, находясь в стрессовой ситуации. Это может быть новая, непривычная  для ребенка ситуация (начало посещения детского сада, период адаптации к новому коллективу), конфликтные отношения с воспитателем, сверстниками, родителями, напряженные отношения в семье. Такая «гиперактивность» появляется неожиданно и  поведение ребенка постепенно нормализуется по мере разрешения стрессовой ситуации.

Нередко среди дошкольников можно встретить ребенка, двигательная активность которого выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Такие дети, как правило, отличаются постоянной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает, высокой чувствительностью к внешним раздражителям, разговорчивостью, импульсивностью, эмоциональной лабильностью, желанием быть в центре внимания,  вспыльчивостью. В более тяжелых случаях поведение характеризуется отсутствием целенаправленности, расторможенностью. Для гиперактивных детей характерен повышенный мышечный тонус, нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики, плохой сон, повышенная потливость при незначительной нагрузке, и пр.

Дошкольников  с признаками гиперактивности важно  как можно раньше направить на консультацию к неврологу для  постановки точного диагноза, так  как СДВГ может стать, в дальнейшем, причиной школьной неуспеваемости, неадекватного  поведения. Психологи и врачи признают необходимость комплексной помощи гиперактивным детям: это и медикаментозная поддержка, и нейропсихологическая коррекция, и психолого-педагогическое сопровождение.

Воспитателю, позже  учителю, так же, как и  родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации  гиперактивного ребенка  к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо понимать, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, невнимательность, импульсивность в поступках и в выражении чувств - это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

Первое, что может  сделать воспитатель - это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок  чувствует, что его воспринимают всерьёз, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

Гармоничные отношения  со взрослыми-родителями, воспитателями - являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка  к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

Основными методами воспитания гиперактивного ребенка  являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить  его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.

К негативным методам  воздействия (крик, одергивание, наказания) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным -  спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

У детей младшего возраста (примерно до 5 лет) преобладает непроизвольное внимание, в возрасте 4-5 лет появляются первые успехи произвольного поведения и к 6-7 годам ребенок уже может  произвольно регулировать свое поведение. У гиперактивных детей даже в возрасте 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно и увлекательно, с элементами игры и  прослеживаемым результатом,  гиперактивному ребенку будет намного легче  сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет циклический характер, когда короткий период работоспособности  (5-10 минут) сменяется периодом «отдыха»  мозга (3-7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Гиперактивный ребенок таким образом как бы накапливает силы, чтобы вновь приступить к целенаправленной деятельности. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению, обратить внимание ребенка на материал занятия.

Минутки активного отдыха на занятии помогут отдохнуть и будут полезны  не только гиперактивным детям, но и всем ребятам в группе.

При всем неусыпном  внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также, как и к остальным  детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.

Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности  в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т.к.   Ребенку с СДВГ трудно запомнить и соблюдать правила игры,  он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных  качествах и поступках  поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное поведение. Создавайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

Гиперактивные дети  чаще всего имеют добродушный нрав, агрессивность сама по себе им не свойственна. Но поскольку их часто осуждают,  не хотят понимать и принимать в общество, характер  начинает «портиться»: в поведении ребенка появляется агрессивность, отказ от соблюдения правил. Как правило, годам к 12-13 синдром СДВГ уходит, но появляются другие проблемы: ребенок уже привык к отвержению и начинает обращаться с обществом так, как обращались с ним, то есть отвергать, поведение может приобрести асоциальный характер. У более ранимых и чувствительных детей появляется скованность, неуверенность в общении. В напряженных ситуациях гиперактивные дети легко «выходят из себя», провоцируя конфликты.

И наоборот, когда  гиперактивного ребенка пытаются понять, стараются договориться, устанавливая правила поведения, он не испытывает излишнего психоэмоционального  напряжения, ему легче изменить свое поведение, деятельность постепенно приобретает более целенаправленный характер. Ребенок растет общительным и доброжелательным.

Второй необходимый  шаг со стороны воспитателя - это  установление конструктивного сотрудничества  с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка - это поможет  снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет и на поведение ребенка в группе. Если требования взрослых и механизмы помощи ребенку в семье и в детском саду совпадают, то ребенку намного легче освоить желаемое поведение, не испытывая трудностей из-за различных требований взрослых.

Иногда отношения  в семье гиперактивного ребенка  бывают серьёзно напряжены, в этом случае следует рекомендовать  работу с психологом. Посещая совместные детско-родительские занятия, взрослый  начинает лучше понимать своего ребенка, осваивает основные методы взаимодействия с ним, учится оказывать ребенку помощь в преодолении проявлений гиперактивности. Всё это благоприятно сказывается на поведении ребенка не только дома, но и в детском саду.   

Информация о работе Проблема детей с отклоняющимся развитием