Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:11, доклад
На сегодняшний день в детской популяции существует парадоксальное скачкообразное увеличение количества детей с различными формами отклоняющегося развития. По данным Министерства образования Российской Федерации примерно 85% детей из ДОУ и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля. Приблизительно 25% детей нуждаются в специализированной психологической коррекционной помощи. Количество детей с нарушениями в развитии психики, в основе которых лежит дефицитарность мозговых механизмов, по данным различных авторов, составляет до 30% в популяции.
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (инфантилизм). При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребенка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.
Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются: неадекватная самооценка; несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний; нескоординированность эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.
Процесс обучения
детей с ЗПР предполагает дозированность
учебных нагрузок, снижение темпа
освоения учебного материала, эмоциональное
подкрепление и организующую помощь на
занятиях.
Вверх |
Доклад
6 "Направления
коррекционной работы
с детьми дошкольного
возраста в ИПЦ
«БЕЛЫЙ СЛОН»"
Бельская А.Л.
Нейропсихолог, врач-психиатр, психотерапевт ИПЦ «Белый слон».
Губина О.В.
Детский психолог, медицинский психолог ИПЦ «Белый Слон».
В настоящее время педагоги, психологи и врачи отмечают значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии: растет число детей с диагнозом СДВГ, число леворуких детей, процент детей, испытывающих трудности в обучении. Традиционные развивающие методики в этом случае не приносят ожидаемого результата. Возникает необходимость в разработке и апробации новых технологий. Как показала практика, один из наиболее эффективных подходов для работы с такими детьми - нейропсихологический подход.
В современной
нейропсихологии можно выделить
два основных направления - коррекционное
и развивающее. Коррекционные программы
создаются для детей с
В рамках развивающего направления используются отдельные элементы нейрокоррекции, например, тренинг межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственого восприятия, кинезиологические комплексы упражнений, которые могут использовать педагоги, воспитатели детских садов, логопеды, психологи на своих занятиях.
В деятельности ИПЦ «Белый слон» представлены оба эти направления:
Более 5 лет реализуется
коррекционная
Программа «Умные движения» включает в себя 24 занятия, как правило, 2 раза в неделю по 1 часу. В структуре каждого занятия представлены упражнения каждого блока: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, обязательно присутствуют игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, формирование произвольности. Оптимальное число участников - 5-7 человек. Группы формируются с учетом возраста и исходного нейропсихологического статуса, в некоторых случаях показаны индивидуальные занятия. По окончании программы у большинства детей улучшается память и концентрация внимания, повышается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. Ребята учатся лучше чувствовать собственное тело, приобретают навыки саморегуляции, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ценностью программы является проведение нейропсихологической диагностики в начале и в конце занятий. Такой подход позволяет удостовериться, что ребенок не просто хорошо провел время, поиграл, порадовался и активизировался на занятиях (что само по себе тоже важно!), но и получил эффективную помощь, которая позволила преодолеть специфическую трудность ребенка, лежащую в основе отклоняющегося развития.
Особенностью программы «Умные движения» является активное привлечение родителей в коррекционную работу с детьми: родители прямо присутствуют на занятиях, активно включаются в процесс и получают задание на дом - комплекс упражнений, который следует делать дома. Такой методический шаг позволяет использовать очень важный ресурс в развитии ребенка - детско-родительские отношения, которые являются очень значимыми в период раннего онтогенеза ребенка. Занятия, которые родители проводят с ребенком дома, с одной стороны, во многом усиливают тот эффект, который ребенок получает в коррекционной группе, а с другой стороны, родитель буквально на собственном теле ощущает трудности, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни, начинает лучше понимать проблемы своего ребенка, относиться к ним чутко и с пониманием.
Следует учитывать, что наиболее благоприятный возраст для нейропсихологической коррекции - 5-9 лет. Исключения составляют дети с повышенной эпиготовностью и серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Для дошкольников, отличающихся повышенной двигательной активностью, импульсивностью, а также трудностями концентрации внимания в ИПЦ «Белый слон» разработана программа «Непоседы». Она носит коррекционно-развивающий характер и направлена, в первую очередь, на гармонизацию детско-родительских отношений в семье гиперактивного ребенка, поскольку доброжелательная, ровная эмоциональная атмосфера, соблюдение режима и отсутствие интеллектуальных перегрузок позволяют активизировать компенсаторные механизмы в развитии дошкольника.
Учитывая, что стресс - это психофизиологическое состояние, сопровождающееся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия (исключить, удалить) возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Предлагаем вашему вниманию комплекс специальных антистрессовых кинезиологических упражнений с использованием арт-терапевтических технологий для старших дошкольников и воспитателей (на основе авторской методики А. Л. Сиротюк).
Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей:
Рекомендуем выполнять упражнения ежедневно по 20-30 минут в течение 1,5-2 месяцев. Упражнения выполняют сидя, в спокойной обстановке, можно с использованием музыкальных произведений в качестве фона. Первые два упражнения эффективны в качестве экстренной помощи при стрессе.
Лобно-затылочная коррекция
Материалы для работы: лист формата А4, масляная пастель.
Цель данного упражнения: активация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации, обретение "ключа" как автоматизированного способа совладения со стрессом.
Предложите ребенку, сидя в удобном и комфортном для него месте, положить одну ладонь на затылок, другую - на лоб. Далее пусть он закроет глаза и представит любую неприятную и пугающую его ситуацию. Затем глубокий вдох - пауза - выдох - пауза. Теперь предложите малышу представить данную ситуацию, но уже не пугающей и тревожащей, а как бы в положительном аспекте. Обратитесь к ребенку со словами: "Подумай, как можно удачно справиться с имеющейся проблемой! Что ты сейчас ощущаешь после того, как успешно разрешил свою неприятную ситуацию? Запомни этот образ". После того как ребенок почувствует появление синхронной "пульсации" между затылочной и лобной частью, самокоррекция завершается глубоким вдохом - паузой - выдохом - паузой. Время на выполнение первой части от 30 секунд до 10 минут до появления синхронной пульсации в ладонях.
Теперь попросите ребенка нарисовать на листе образы, которые он представлял, ощущая успешное преодоление ситуации. Это может быть как реальная картина, так и абстрактная.
Словесное описание своих ощущений по нарисованной картине.
Поскольку у
ребенка будет несколько
Ахилл
Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.
Если упражнение выполняется дома, можно негромко включить спокойную музыку. Предложите ребенку легонько ущипнуть ахилловы сухожилия (над пяткой) на обеих ногах, а затем подколенные сухожилия. Далее их нужно мягко погладить несколько раз.
Растяжка ахиллова сухожилия
Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.
Попросите ребенка встать к стулу, держась руками за его спинку, и выставить одну ногу вперед. Далее поочередно делаются выпады на колено выставленной вперед ноги. При этом нога, расположенная сзади, должна быть прямая.
Маятник
Цель упражнения: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.
Материалы для работы: любое ритмичное музыкальное сопровождение.
Попросите ребенка зафиксировать голову, смотреть прямо перед собой и совершать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, влево, вправо) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), после чего свести глаза к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. В фазе глубокого вдоха малыш совершает движения глазами, затем несколько секунд удерживает глаза в одном положении, задержав дыхание. Возврат в исходное положение сопровождается выдохом.
Когда ребенок овладеет совмещением движений глаз с дыханием, можно подключать к деятельности однонаправленные движения языка. Например, глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза. Глаза и язык влево - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза и т.д.
Уши
Цель упражнения: энергетизация мозга.
Материалы для работы: любая тихая и спокойная музыка, масляная пастель, листы формата А4.
Попросите ребенка осторожно расправить и растянуть внешний край каждого уха в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке - 5 раз. Далее нужно помассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице - 5 раз.
Теперь предложите малышу на мгновение закрыть глаза и постараться увидеть свои ощущения внутренним зрением. Как только ребенок почувствует, что готов рисовать увиденное, пусть открывает глаза и приступает к работе.
Когда рисунок будет готов, необходимо придумать ему название и рассказать, что нарисовано, иными словами, описать свои ощущения.
Постукивание
Цель упражнения: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции.
Предложите ребенку выполнить своеобразный массаж области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого кругового постукивания 15-20 раз слева направо.
Информация о работе Проблема детей с отклоняющимся развитием