Проблема детей с отклоняющимся развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:11, доклад

Описание

На сегодняшний день в детской популяции существует парадоксальное скачкообразное увеличение количества детей с различными формами отклоняющегося развития. По данным Министерства образования Российской Федерации примерно 85% детей из ДОУ и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля. Приблизительно 25% детей нуждаются в специализированной психологической коррекционной помощи. Количество детей с нарушениями в развитии психики, в основе которых лежит дефицитарность мозговых механизмов, по данным различных авторов, составляет до 30% в популяции.

Работа состоит из  1 файл

Проблема детей с отклоняющимся развитием.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Измененная динамика формирования самосознания проявляется  у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (инфантилизм). При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребенка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются: неадекватная самооценка; несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний; нескоординированность эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.

Процесс обучения детей с ЗПР предполагает дозированность учебных нагрузок, снижение темпа  освоения учебного материала, эмоциональное подкрепление и организующую помощь на занятиях.  

Вверх
 

Доклад 6 "Направления  коррекционной работы с детьми дошкольного  возраста в ИПЦ  «БЕЛЫЙ СЛОН»"  

  Бельская А.Л. 

Нейропсихолог,  врач-психиатр, психотерапевт ИПЦ «Белый слон».

Губина  О.В.

Детский психолог, медицинский психолог ИПЦ  «Белый Слон».

В настоящее  время педагоги, психологи и врачи  отмечают значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом  развитии: растет число детей с  диагнозом СДВГ, число леворуких детей, процент детей, испытывающих трудности в обучении. Традиционные развивающие методики в этом случае не приносят ожидаемого результата. Возникает необходимость в разработке и апробации новых технологий. Как показала практика,  один из наиболее эффективных подходов для работы с такими детьми - нейропсихологический подход.

В современной  нейропсихологии можно выделить два основных направления - коррекционное  и развивающее. Коррекционные программы  создаются для детей с отклонениями в развитии, здесь необходима глубокая и серьезная работа специалиста-нейропсихолога по определению специфической проблемы ребенка, восполнению дефицитов развития, приближению онтогенеза к нормальному течению.

В рамках развивающего направления используются отдельные элементы нейрокоррекции, например, тренинг межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственого восприятия, кинезиологические комплексы упражнений, которые могут использовать педагоги, воспитатели детских садов, логопеды, психологи на своих занятиях.

В деятельности ИПЦ  «Белый слон» представлены оба эти направления:

Более 5 лет реализуется  коррекционная нейропсихологическая программа «Умные движения». Методологической основой программы являются современные  представления  о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р.Лурия); учение Л.С. Цветковой о   психологической реабилитации и формирующем обучении; исследования А.В.Семенович о возможностях метода «замещающего онтогенеза».

Программа «Умные движения» включает в себя 24 занятия, как правило, 2 раза в неделю по 1 часу. В структуре каждого занятия  представлены упражнения каждого блока: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, обязательно присутствуют игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, формирование произвольности. Оптимальное число участников - 5-7 человек. Группы формируются с учетом возраста и исходного нейропсихологического статуса,  в некоторых случаях показаны индивидуальные занятия.  По окончании программы у большинства детей улучшается память и концентрация внимания, повышается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. Ребята учатся лучше чувствовать собственное тело, приобретают навыки саморегуляции, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ценностью программы  является проведение нейропсихологической диагностики в начале и в конце  занятий. Такой подход позволяет  удостовериться, что ребенок не просто хорошо провел время, поиграл, порадовался и активизировался на занятиях (что само по себе тоже важно!), но и получил эффективную помощь, которая позволила преодолеть специфическую трудность ребенка, лежащую в основе отклоняющегося развития.

Особенностью  программы «Умные движения» является активное привлечение родителей в коррекционную работу с детьми: родители прямо присутствуют на занятиях, активно включаются в процесс и получают задание на дом - комплекс упражнений, который следует делать дома. Такой методический шаг позволяет использовать очень важный ресурс в развитии ребенка - детско-родительские отношения, которые являются очень значимыми в период раннего онтогенеза ребенка. Занятия, которые родители проводят с ребенком дома, с одной стороны, во многом усиливают тот эффект, который ребенок получает в коррекционной группе, а с другой стороны, родитель буквально на собственном теле ощущает трудности, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни, начинает лучше понимать проблемы своего ребенка, относиться к ним чутко и с пониманием.

Следует учитывать, что наиболее благоприятный возраст  для нейропсихологической коррекции - 5-9  лет. Исключения составляют дети с повышенной эпиготовностью и серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Для дошкольников, отличающихся повышенной двигательной активностью, импульсивностью, а также трудностями концентрации внимания в ИПЦ «Белый слон» разработана программа «Непоседы». Она носит коррекционно-развивающий характер и направлена, в первую очередь, на гармонизацию детско-родительских отношений в семье гиперактивного ребенка, поскольку  доброжелательная, ровная эмоциональная атмосфера, соблюдение режима и отсутствие интеллектуальных перегрузок позволяют активизировать компенсаторные механизмы в развитии дошкольника.

Учитывая, что стресс - это психофизиологическое состояние, сопровождающееся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия (исключить, удалить) возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Предлагаем вашему вниманию комплекс специальных антистрессовых кинезиологических упражнений с использованием арт-терапевтических технологий для старших дошкольников и воспитателей (на основе авторской методики А. Л. Сиротюк).

Антистрессовый  кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей:

Рекомендуем выполнять  упражнения ежедневно по 20-30 минут  в течение 1,5-2 месяцев. Упражнения выполняют  сидя, в спокойной обстановке, можно  с использованием музыкальных произведений в качестве фона. Первые два упражнения эффективны в качестве экстренной помощи при стрессе.

Лобно-затылочная коррекция

Материалы для  работы: лист формата А4, масляная пастель.

Цель данного  упражнения: активация стволовых  структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации, обретение "ключа" как автоматизированного способа совладения со стрессом.

Предложите ребенку, сидя в удобном и комфортном для  него месте, положить одну ладонь на затылок, другую - на лоб. Далее пусть он закроет глаза и представит любую неприятную и пугающую его ситуацию. Затем глубокий вдох - пауза - выдох - пауза. Теперь предложите малышу представить данную ситуацию, но уже не пугающей и тревожащей, а как бы в положительном аспекте. Обратитесь к ребенку со словами: "Подумай, как можно удачно справиться с имеющейся проблемой! Что ты сейчас ощущаешь после того, как успешно разрешил свою неприятную ситуацию? Запомни этот образ". После того как ребенок почувствует появление синхронной "пульсации" между затылочной и лобной частью, самокоррекция завершается глубоким вдохом - паузой - выдохом - паузой. Время на выполнение первой части от 30 секунд до 10 минут до появления синхронной пульсации в ладонях.

Теперь попросите  ребенка нарисовать на листе образы, которые он представлял, ощущая успешное преодоление ситуации. Это может быть как реальная картина, так и абстрактная.

Словесное описание своих ощущений по нарисованной картине.

Поскольку у  ребенка будет несколько ситуаций, в которых он чувствует растерянность и страх, то будет и несколько рисунков в виде визуальных образов-"ключей". Теперь нужно практиковать и доводить до автоматизма включение визуального образа-"ключа". Допустим, ребенку предстоит выступление на утреннике. Для этой ситуации разработан свой образ в виде рисунка-"ключа". Малыш либо до ситуации, либо во время нее мысленно представляет свой рисунок-образ, и у него автоматически появляется синхронная пульсация между затылочной и лобной частью. Это выглядит следующим образом: негативная ситуация > ладони на затылке и лбу > образ-"ключ" > синхронная пульсация > успешное разрешение ситуации.

Ахилл

Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

Если упражнение выполняется дома, можно негромко включить спокойную музыку. Предложите ребенку легонько ущипнуть ахилловы сухожилия (над пяткой) на обеих ногах, а затем подколенные сухожилия. Далее их нужно мягко погладить несколько раз.

Растяжка ахиллова сухожилия

Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

Попросите ребенка  встать к стулу, держась руками за его спинку, и выставить одну ногу вперед. Далее поочередно делаются выпады на колено выставленной вперед ноги. При этом нога, расположенная  сзади, должна быть прямая.

Маятник

Цель упражнения: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.

Материалы для  работы: любое ритмичное музыкальное  сопровождение.

Попросите ребенка  зафиксировать голову, смотреть прямо перед собой и совершать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, влево, вправо) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), после чего свести глаза к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. В фазе глубокого вдоха малыш совершает движения глазами, затем несколько секунд удерживает глаза в одном положении, задержав дыхание. Возврат в исходное положение сопровождается выдохом.

Когда ребенок  овладеет совмещением движений глаз с дыханием, можно подключать к  деятельности однонаправленные движения языка. Например, глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза. Глаза и язык влево - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза и т.д.

Уши

Цель упражнения: энергетизация мозга.

Материалы для работы: любая тихая и спокойная музыка, масляная пастель, листы формата А4.

Попросите ребенка  осторожно расправить и растянуть  внешний край каждого уха в  направлении вверх-наружу от верхней  части к мочке - 5 раз. Далее нужно  помассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице - 5 раз.

Теперь предложите малышу на мгновение закрыть глаза  и постараться увидеть свои ощущения внутренним зрением. Как только ребенок  почувствует, что готов рисовать увиденное, пусть открывает глаза и приступает к работе.

Когда рисунок  будет готов, необходимо придумать  ему название и рассказать, что  нарисовано, иными словами, описать  свои ощущения.

Постукивание

Цель упражнения: энергетизация мозга, активизация  нейрогуморальной регуляции.

Предложите ребенку выполнить своеобразный массаж области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого кругового постукивания 15-20 раз слева направо.

Информация о работе Проблема детей с отклоняющимся развитием