Проблема детей с отклоняющимся развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:11, доклад

Описание

На сегодняшний день в детской популяции существует парадоксальное скачкообразное увеличение количества детей с различными формами отклоняющегося развития. По данным Министерства образования Российской Федерации примерно 85% детей из ДОУ и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля. Приблизительно 25% детей нуждаются в специализированной психологической коррекционной помощи. Количество детей с нарушениями в развитии психики, в основе которых лежит дефицитарность мозговых механизмов, по данным различных авторов, составляет до 30% в популяции.

Работа состоит из  1 файл

Проблема детей с отклоняющимся развитием.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 Третьим важным  моментом во взаимодействии с  гиперактивным ребенком является  наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в  группе, на прогулке, во время  занятий, во время обеда, сна  и пр. Четкие понятные правила,  дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать своё поведение.     

 Гиперактивный  ребенок, растущий, обучающийся и  воспитывающийся в благоприятной  среде, вовремя получивший помощь  специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремлённым. Повышенная двигательная активность  исчезает, сменяясь целенаправленностью. Такие люди уживчивы и коммуникабельны, хотя некоторые скомпенсированные признаки гиперактивности у них можно заметить и во взрослом возрасте.   
 

Вверх
 

Доклад 4 "Леворукие дети: взгляд нейропсихолога" 

Коваленко И.В.

Нейропсихолог НОУ ДО ИПЦ «Белый слон»

В возникновении  и происхождении леворукости  так много тайн, неизвестного и  непознанного, что говорить о леворуких  как об однородной, однотипной группе с определёнными и характерными чертами довольно трудно. Хочется подчеркнуть, что леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Говоря  о  происхождении  леворукости, можно  выделить следующие группы:

Генетическая  леворукость - леворукость, передаваемая  по  наследству, не  связанная  с  нарушениями  в  развитии. В  семьях, где  хотя  бы один  родитель  - левша, вероятность  встретить  леворукого  ребенка  гораздо  выше, чем  если  оба  родителя - правши.

Патологическая  леворукость - ее  происхождение  связывают  с  патологиями  периода  внутриутробного  развития  и  родов. В  этом  случае  леворукость, как правило,  сочетается  с  нарушениями  и  задержками  в  развитии  речи, восприятия, моторных  функций; здесь леворукость как бы сопровождает другие особенности развития ребенка.

Вынужденная  леворукость - возникает в ситуациях, когда  праворукие  люди под  влиянием  внешних  обстоятельств (серьезная или длительнаятравма), а  не  в  силу  биологических  причин  становятся  левшами.

Самые  серьезные  трудности, с  которыми  может  столкнуться  педагог, это  проблемы  леворуких  детей  с  патологической  леворукостью  и  проблемы  переученных  левшей.

Переучивание  является  одной из самых острых проблем леворукости. Еще не так давно вопрос о выборе руки для письма и не возникал, а решался просто и однозначно: всем писать только правой рукой, несмотря на то, что столь жесткие меры сопровождаются значительными школьными проблемами и даже нарушениями здоровья. В 1987 году среди 7-9-летних москвичей отмечалось 13% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, но в 14-15 лет леворуких детей оказалось лишь 4%. Это свидетельствует о том, что только треть леворуких сохранила свою леворукость.

Следует отметить, что  переучивание  может  быть  и  ненасильственным: если ребенка  окружают  только  праворукие, то, подражая  взрослым, он  тоже  старается  работать  преимущественно  правой  рукой.

Другой  пример: воспитатель  в  детском  саду, начиная  занятия  по  ИЗО, говорит: «Возьмите  карандаш  в  правую  руку». Она не планировала  переучивать, но  ребенок, для  которого  воспитатель - авторитет, берет, как   сказали, карандаш  в  правую  руку  и  пытается  рисовать, несмотря  на  неудобство.

Специальные  исследования  показали, что  у  переученных  левшей  на  всю  жизнь  остается  более  тонкая  координация  левой  руки. Как правило, они только  пишут  правой  рукой (почерк, при этом, обычно  далек  от  совершенства), а  все  остальные  действия  выполняют левой. У переученного  ребенка  часто отмечают  повышенную  возбудимость, колебания  настроения, беспокойный  сон, заикание, энурез. Родители и  педагоги  обычно  не  связывают  эти  проблемы  с  переучиванием, но статистика  подтверждает  -  у   переученных  левшей  гораздо  чаще  встречаются  неврозы.

Леворукие  дети в школе гораздо  чаще, чем  их  праворукие  одноклассники оказываются  в числе  неуспевающих. Безусловно, «школьные»  проблемы  начинаются  не  в 1-2 классе, а  гораздо  раньше.  Успех  в  овладении  школьными  предметами во многом зависит от  того  как  развивался  ребенок  в  дошкольный  период. Выделим  характерные особенности  развития  леворуких  детей, которые  необходимо  учитывать  при  подготовке  к  школе:

  • - нарушения или дефицит речевого развития;
  • - нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприятия;
  • - нарушения моторного развития, координации движений руки, кисти, пальцев;
  • - нарушения зрительно-моторных интеграций.

На основе этих функций идет формирование базовых учебных навыков письма и чтения, поэтому так важно еще до школы, в пять-шесть лет, выстроить работу по подготовке леворукого ребенка так, чтобы, по возможности, скомпенсировать или скорректировать данные нарушения. 

В силу своих  особенностей, леворукие дети нуждаются  в квалифицированном сопровождении  специалиста-нейропсихолога.

Вверх
 

Доклад 5 "Особенности  дошкольников с задержкой  психического развития" 

Степанова Н.С.

Специальный психолог НОУ ДО ИПЦ «Белый Слон»

Задержка психического развития детей (ЗПР) характеризуется  замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми  нарушениямипознавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

ЗПР представляет собой полиморфное нарушение, так  как у одной группы детей может  страдать работоспособность, у другой - мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений и/или различной степенью незрелости мозговых структур.

Основные  группы причин, обусловливающих  нарушения:

  1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию.
  2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта.
  3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.
  4. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития.
  5. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды.
  6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых.

Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики  ребенка может обусловливаться  как действием одной группы причин, так и их сочетанием.

Среди классификации  ЗПР наиболее разработанной можно  считать классификацию К.С.Лебединской.  

 

Тип ЗПР Обусловленность Проявления Прогноз
ЗПР конституционального генеза Наследственно обусловленный психический, психофизиологический инфантилизм

-  гармонический

- дисгармонии-ческий

- черты эмоционально-личностной незрелости

-  «детскость» поведения

-   живость мимики

-  в случае дисгармонического инфантилизма - аффективные вспышки, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и истерическим реакциям

Благоприятный
ЗПР соматогенного генеза Хронические соматические заболевания внутренних органов -  неуверенность, робость

-  безынициативность

-  капризность

- затрудненное  формирование позитивных личностных  качеств

Индивидуально
ЗПР психогенного генеза Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие воздействия среды - низкая работоспособность

- лабильность  нервной системы

- неразвитость  произвольной регуляции

- возможные типы  эмоционального реагирования:

* агрессивно-защитный;

* пассивно-защитный;

* «инфантилизированный»

В зависимости  от возможности перестройки стиля семейного воспитания
ЗПР церебрально-органического генеза Органическое  поражение центральной нервной  системы 1 вариант: преобладание  черт незрелости эмоциональной  сферы по типу органического  инфантилизма

2 вариант: доминирование  симптомов поврежденности, низкий уровень овладения всеми видами произвольной деятельности, задержка формирования предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности.

Индивидуально, в зависимости от глубины повреждения  и возрастной динамики.

У детей с  ЗПР отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Дети не могут  сосредоточиться на задании, часто  отвлекаются, непонимание инструкции является скорее следствием низкого объема внимания и слабой концентрации. 

Память детей  с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. Продуктивность непроизвольного  запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.

В проявлениях  синдрома гиперактивности у детей  с ЗПР сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости внимания и отвлекаемости с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения. При выполнении задания им необходима постоянная организующая помощь. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. В исследованиях многих ученых отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР, дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность.

Для игровой  деятельности многих детей с ЗПР  характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. При нормальном развитии у детей 6-7 лет преобладают игры с правилами (60%) и сюжетно-ролевые игры (40%). Дети с ЗПР чаще всего не усваивают правила игры, у них преобладают   сюжетно-ролевые игры (53%), а также встречаются процессуальные игры с элементами сюжета (34%) и манипулятивно-процессуальные игры (13%), которые не встречаются у нормально развивающихся детей того же возраста и характерны для детей, страдающих интеллектуальными нарушениями развития.

Информация о работе Проблема детей с отклоняющимся развитием