Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом – реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения……………………………………………………
Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое способно играть роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя ресурсный центр.
Второй
вариант основан на кооперации общеобразовательного
учреждения с учреждениями дополнительного,
высшего, среднего и начального профессионального
образования и привлечении дополнительных
образовательных ресурсов. В этом случае
учащемуся предоставляется право выбора
получения профильного обучения не только
там, где он учится, но и в кооперированных
с общеобразовательным учреждением образовательных
структурах (дистанционные курсы, заочные
школы, учреждения профессионального
образования и др.). [18]
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения
Одним
из важнейших направлений опытно-
БУП от 09.03.2004 г. устанавливает объем учебного времени отдельно по ступеням общего образования и предусматривает разделение обучения на базовый и профильный уровни в течение двух лет старшей школы в вариативной части.
В соответствии с БУП:
—
федеральный компонент
— региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10%;
— компонент образовательного учреждения — не менее 10%.
Продолжительность уроков:
• для 1-го класса — 35 минут;
• для 2—4-х классов — от 35 до 45 минут;
• для 5—9-х классов — 45 минут.
БУП предусматривает разбивку количества часов по трем ступеням общего образования по количеству часов в год, однако, так же как и БУП 1998 г., устанавливает учебную нагрузку обучающихся в пределах всего разрешенного СанПиН объема (если перевести количество часов за год в недельное исчисление).
Благодаря
построению по новым принципам позволяет
сократить объемы и разгрузить содержание
базовых (непрофильных) учебных предметов,
сосредоточив основное внимание школьников
на изучении предметов, составляющих основу
выбранного ими направления последующего
профессионального образования. [24]
Базисный учебный план образовательных учреждений
Российской Федерации
Среднее (полное) образование
Федеральный компонент | ||||
Инвариантная часть | Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||
Учебные предметы | Количество часов на два года обучения | |||
Базовый уровень | ||||
Русский язык | 70 (1/1) | |||
Литература | 210 (3/3) | |||
Иностранный язык | 210 (3/3) | |||
Математика | 280 (4/4) | |||
История | 140 (2/2) | |||
Обществознание (включая экономику и право) | 140 (2/2) | |||
Естествознание | 210 (3/3) | |||
Физическая культура | 140 (2/2) | |||
Вариативная часть | Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | |||
Учебные предметы | Количество часов на два года обучения | |||
Базовый уровень | Профильный уровень | |||
Русский язык | - | 210 (3/3) | ||
Литература | - | 350 (5/5) | ||
Иностранный язык | - | 420 (6/6) | ||
Математика | - | 420 (6/6) | ||
История | - | 280 (4/4) | ||
Физическая культура | - | 280 (4/4) | ||
Обществознание | 70 (1/1) | 210 (3/3) | ||
Экономика | 350 (0.5/0.5) | 140 (2/2) | ||
Право | 35 (0.5/0.5) | 140 (2/2) | ||
География | 70 (1/1) | 210 (3/3) | ||
Физика | 140 (2/2) | 350 (5/5) | ||
Химия | 70 (1/1) | 210 (3/3) | ||
Биология | 70 (1/1) | 210 (3/3) | ||
Информатика и ИКТ | 70 (1/1) | 280 (4/4) | ||
Искусство (МХК) | 70 (1/1) | 210 (3/3) | ||
Технология | 70 (1/1) | 280 (4/4) | ||
ОБЖ | 35 (1/-) | 140 (2/2) | ||
Всего | Не более 2100 (не более 30/не более 30) | |||
Региональный (национально-региональный) компонент | ||||
Всего | 140 (2/2) | |||
Компонент образовательного учреждения | ||||
Всего | Не менее 280 (не менее 4/не менее4) | |||
Итого | До 2520 (36/36) | |||
Предельно допустимая аудиторная уч. нагрузка при 6-ти дневной уч. неделе | 2520 (36/36) | |||
Предельно допустимая аудит. учебная нагрузка при 5-ти дневной уч. неделе | 2450 (35/35) |
Институтом содержания и методов обучения РАО были проанализированы учебные планы 266 школ, из них 15 учебных планов — более детально. [24]
Приведём пример учебного плана физико-математического и филологического профилей:
Примерный учебный план
физико-математического
профиля
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) | 4 |
Естествознание | 6 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
Информатика и ИКТ | 8 |
Физика | 10 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации | 4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные курсы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | 8 |
Примерный учебный план
филологического профиля
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Математика | 8 |
История | 6 |
Обществознание (включая экономику и право) | 4 |
Естествознание | 6 |
Мировая художественная культура | 2 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Русский язык | 6 |
Литература | 10 |
Иностранный язык | 12 |
Второй иностранный язык | 4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации | 4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные курсы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | 6 |
Во всех проанализированных учебных планах, несмотря на их разнородность по форме и по содержанию, выдержано соответствие суммарного объема аудиторной нагрузки учебных планов максимальным показателям, установленным СанПиНами. Как правило, суммарный объем обязательной аудиторной нагрузки при шестидневной учебной неделе составляет 36 ч, в редких случаях этот показатель равен 34—35 ч или 37 ч.
Предложенное
в концепции профильного
Доля часов, отводимых учебными планами на изучение элективных курсов, как правило, незначительна:
в лучшем случае 15—18%;
как правило, 9—11%;
в редких случаях 6%.
У
учащихся нередко практически
В
ходе анализа выявлена недостаточная
готовность школ к внедрению в
учебный процесс на старшей ступени
исследовательской
В
целом прогноз уровня востребованности
отдельных профилей оказался правильным.
Гуманитарный/филологический профиль
выбрали 26% учащихся, физико-математический
— 23%, социально-экономический — 15%, агротехнический/
Эксперимент
показал, что построение содержания
профильного обучения только на основе
уровневой дифференциации содержания
учебных предметов (базовый и профильный
уровни) в некоторых случаях является
неэффективным. По таким учебным предметам,
как математика, информатика, география,
иностранный язык, необходима профильная
дифференциация и создание не двух (базовая
и профильная), а трех-четырех примерных
программ, отражающих специфику и потребности
межпредметных связей в рамках отдельных
профилей. [15], [16]
Предпочитаемые профили обучения.
§ 3. Информационные технологии
Как правило, в учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по любой из новых программ, входит методическое пособие для учителя, в котором приводится примерное тематическое планирование, требования к контролю знаний учеников, проведению практических занятий и т.д. И это можно только приветствовать, но практически во всех учебно-методических комплектах отсутствует очень важный и на сегодняшний день абсолютно необходимый «ингредиент» — это так называемая электронная поддержка учебного курса. Нужны компакт-диски для учителя математики с видеозаписями фрагментов уроков, анимационными ресурсами, интерактивными моделями и т.п. Эти диски должны легко «встраиваться» в тот или иной учебный курс, иметь чётко структурированные указатели и аннотации. Все CD, существующие сегодня, ориентированы «сами на себя», поэтому их могут использовать только учителя-энтузиасты.
Известно, что мировой тенденцией развития образования становится идея непрерывного образования. Невозможно сегодня определить, спрогнозировать ту сумму знаний, которая в дальнейшем будет необходима школьнику. А для того чтобы научить ребят ориентироваться в сложном потоке новой информации, учителя математики должны сами овладеть сетевыми и программными ресурсами. В последние годы педагоги создали множество интереснейших методических разработок, позволяющих использовать компьютеры и Интернет-ресурсы на уроках математики. Надо правильно распорядиться этим богатством. Не может учитель-предметник учить детей тому, чего не умеет сам, поэтому при переподготовке надо так вести занятия с учителями, чтобы они на своём опыте убедились: использовать компьютеры, сетевые и программные ресурсы на уроках алгебры и геометрии полезно, интересно, не очень трудоёмко. Только тогда, когда учитель это увидит, он попробует этим воспользоваться.
Пока ещё робкое появление в школе «реального» Интернета с его практически неисчерпаемыми информационными ресурсами показало, что увеличивается база информационных ресурсов, к сожалению, не всегда качественных, поэтому эти ресурсы нужно постоянно рецензировать.
Обмен методическими материалами и наработками, телеконференции, общение по электронной почте с коллегами — ко всему этому может приучить сетевое методическое объединение учителей. Привычное географическое деление на окружные и даже городские методические объединения — это условность, которой не знают глобальные сети: в работе могут принять участие коллеги из любых городов и даже стран.