Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом – реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения……………………………………………………
2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенству f(x)>0 (или, то же самое, неравенству g(x)>0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.
Далее
рассматриваются примеры
В учебнике А. Г. Мордковича тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Понятие логарифмического уравнения дано следующим образом:
«Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида
,
где a – положительное число, отличное от 1, и уравнения, водящиеся к этому».
Сформулирована теорема:
Если и , то логарифмическое уравнение (где , ) равносильно уравнению .
Выделяются три основных метода решения логарифмических уравнений:
1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции (он был рассмотрен ранее при изучении свойств функции).
2) Метод потенцирования. Он основан на теореме, изложенной в параграфе.
3) Метод введения новой переменной.
Все
методы решения логарифмических
уравнений рассмотрены в данном
параграфе на примерах, или в предыдущих
параграфах.
Задачный
материал включает: простейшие логарифмические
уравнения, а также более сложные,
содержащие в подлогарифмическом выражении
квадратный трёхчлен и иррациональность,
содержащие в основании дробные числа,
выражения с переменной и иррациональность,
дробные логарифмические уравнения, уравнения,
содержащие логарифм в степени, логарифмические
неравенства и системы уравнений. В учебниках
Колмогорова и Мордковича выделены обязательные
задания и задания повышенного уровня.
Профильное различие заключается в количестве
практического материала и в сложности
предлагаемых заданий.
Сравнительный анализ содержания школьных учебников показал, на наш взгляд, что для работы в классе с углубленным изучением математики, т. е. для физико-математических классов, больше всего подходит учебник Н. Я. Виленкина, для общеобразовательных классов учебники С. М. Никольского и А. Г. Мордковича, для гуманитарных классов, в которых математика изучается по минимуму учебник А. Н. Колмогорова.
Специально
разработанные учебники по математике
для разных профилей на данный момент
ещё не получили широкого распространения,
поэтому при подготовке к уроку учитель
пользуется несколькими учебниками и
различными методическими пособиями.
Например, при подготовке к уроку математики
в классе физико-математического профиля
некоторые учителя пользуются одновременно
учебниками А. Г. Мордковича и Н. Я. Виленкина,
что обусловлено полнотой содержания
по данной теме и трудностью подобранного
задачного материала. В этом состоит одна
из проблем обучения математике в классах
разного профиля.
§4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»
1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения. | |
2. Блок информации: учебник | |
Урок
1.
Решение
логарифмических уравне-ний (с использованием
модульного обучения и лекционного
метода. Промежуточный контроль: Работа по карточкам, индиви-дуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимо-помощь. Проверка
домашних дифференци-рованных работ.
Урок 2. «Подготовка к контрольной работе». Взаимоконтроль,
выставление рейтинговых Урок 3. Контрольная работа по теме: «Логарифмические уравне-ния». Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий. |
Содержание
карточек.
1) Решите уравнения: , , , , , на «3» , , . 2) Решите уравнения: , , , Найдите больший корень уравнения.
Решите уравнения: на «4» , . 3) Решить уравнения: , , , на «5» Самостоятельная работа «Логарифмические уравнения». Решить уравнения: На «3»: , , . На «4»: , , . На «5»: , , . На данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе. Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками решение всех заданий осуществляется на доске. Учащиеся, имеющие более высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют своё решение по листу самоконтроля. Контрольная работа предполагает задания на «3», «4» и «5». Приведём примеры заданий: На «3»: Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение: На «4»: Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение: . На «5»: Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение:
|
§5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»
Цели:
раскрыть понятие «логарифмическое уравнение»;
ознакомить учащихся с основными приёмами
и методами решения уравнений этого вида;
обеспечить овладение всеми учащимися
основными алгоритмическими приёмами
решения логарифмических уравнений.
Урок 1 «Решение логарифмических уравнений».
Тему лучше изложить лекционно. Содержание лекции может быть следующим:
Простейшим логарифмическим уравнением (то есть уравнением, содержащим неизвестное под знаком логарифма) является , где , .
Логарифмическая функция возрастает (или убывает) на промежутке и принимает на этом промежутке все действительные значения. По теореме о корне: пусть функция возрастает (или убывает) на промежутке , число - любое из значений, принимаемых на этом промежутке. Тогда уравнение имеет единственный корень в промежутке . Отсюда следует, что для любого данное уравнение имеет и притом только одно решение. Из определения логарифма числа сразу следует, что является таким решением.
То есть если , , то корень уравнения равен .
Основной способ решения логарифмических уравнений – это потенцирование, в результате чего получаем обычное алгебраическое уравнение. Найденные корни необходимо проверить, так как возможны случаи появления посторонних корней.
При
решении логарифмических
Теорема: Уравнение , где , , равносильно системе:
состоящей из уравнения и двух неравенств.
(В этой системе можно опустить одно из неравенств, так как каждое из них вытекает из уравнения и другого неравенства).
Таким образом для решения уравнения при , нужно:
1) решить уравнение f(x)=g(x);
2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенству f(x)>0 (или, то же самое, неравенству g(x)>0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.
Итак, логарифмическим называется уравнение, содержащее неизвестную величину под знаком логарифма.
Выделяют следующие основные методы решения логарифмических уравнений:
Так решаются уравнения вида .
Приведём пример такого уравнения и решим его.
Пример: Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ: .
По определению логарифма имеем: (по формуле ).
Отсюда:
Проверка: - верно.
- верно.
Ответ:
Суть метода заключается в следующем: с помощью формул уравнение привести к виду . Это уравнение (при , ) равносильно системе
Пример: Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ:
Перенесём из правой части в левую: , а из левой в правую: , получим:
Применим свойства логарифмов:
; .
Проверка:
1) , - корень.
2) - не существует.
Ответ:
.
Обычную замену (подстановку) производят после некоторых преобразований
Пример: Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ:
Используя формулы, запишем уравнение так:
, то есть .
Заменяем . Тогда , то есть .
Отсюда , .
Поэтому и .
Отсюда и
Сделав
проверку можно убедиться, что оба
корня – корни данного
Ответ:
,
.
Обычно условие примера подсказывает, к какому основанию следует перейти. Используются формулы:
.
Как правило, метод приведения к одному основанию «работает» с методом подстановки.
Пример: Решить уравнение .
Решение:
ОДЗ:
, перейдём к основанию 2:
, то есть
.
Обозначим . Тогда , то есть
Значит, .
Ответ:
.