Проблема обучения математике в профильном классе на примере темы "Логарифмические уравнения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание

Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом – реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР(Москальков).doc

— 1.34 Мб (Скачать документ)

          2) из найденных корней  отобрать те, которые  удовлетворяют неравенству  f(x)>0 (или, то же самое, неравенству g(x)>0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.

    Далее рассматриваются примеры решения  логарифмических уравнений, но в данном учебнике они более сложные.

    В учебнике А. Г. Мордковича тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Понятие логарифмического уравнения дано следующим образом:

    «Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида

     ,

    где a – положительное число, отличное от 1, и уравнения, водящиеся к этому».

      Сформулирована теорема:

    Если  и , то логарифмическое уравнение (где , ) равносильно уравнению .

    Выделяются  три основных метода решения логарифмических  уравнений:

    1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции (он был рассмотрен ранее при изучении свойств функции).

    2) Метод потенцирования. Он основан на теореме, изложенной в параграфе.

    3) Метод введения новой переменной.

    Все  методы решения логарифмических  уравнений рассмотрены в данном параграфе на примерах, или в предыдущих параграфах. 

    Задачный  материал включает: простейшие логарифмические  уравнения, а также более сложные, содержащие в подлогарифмическом выражении квадратный трёхчлен и иррациональность, содержащие в основании дробные числа, выражения с переменной и иррациональность, дробные логарифмические уравнения, уравнения, содержащие логарифм в степени, логарифмические неравенства и системы уравнений. В учебниках Колмогорова и Мордковича выделены обязательные задания и задания повышенного уровня. Профильное различие заключается в количестве практического материала и в сложности предлагаемых заданий. 

    Сравнительный анализ содержания школьных учебников показал, на наш взгляд, что для работы в классе с углубленным изучением математики, т. е. для физико-математических классов, больше всего подходит учебник       Н. Я. Виленкина, для общеобразовательных классов учебники С. М. Никольского и А. Г. Мордковича, для гуманитарных классов, в которых математика изучается по минимуму учебник А. Н. Колмогорова.

    Специально  разработанные учебники по математике для разных профилей на данный момент ещё не получили широкого распространения, поэтому при подготовке к уроку учитель пользуется несколькими учебниками и различными методическими пособиями. Например, при подготовке к уроку математики в классе физико-математического профиля некоторые учителя пользуются одновременно учебниками А. Г. Мордковича и Н. Я. Виленкина, что обусловлено полнотой содержания по данной теме и трудностью подобранного задачного материала. В этом состоит одна из проблем обучения математике в классах разного профиля. 
 
 

    §4. Модульная карта  изучения темы «Логарифмические уравнения»

    1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения.
    2. Блок информации: учебник
  Урок  1.

  Решение логарифмических уравне-ний (с использованием модульного обучения и лекционного  метода. 

  Промежуточный контроль:

  Работа  по карточкам, индиви-дуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимо-помощь.

  Проверка  домашних дифференци-рованных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Урок 2. «Подготовка к контрольной работе».

  Взаимоконтроль, выставление рейтинговых оценок, самооценка. 
 
 
 
 
 

  Урок 3. Контрольная работа по теме: «Логарифмические уравне-ния».

  Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий.

  Содержание  карточек.

  1) Решите уравнения:

   , ,

    ,

    ,

    ,                 на «3»

    ,

    ,

    .

  2) Решите уравнения:

    ,

    ,

    ,

  Найдите больший корень уравнения.

   

    Решите уравнения: на «4»

    ,

    .

  3) Решить уравнения:

    ,

    ,

    ,

              на  «5»

  Самостоятельная работа  «Логарифмические уравнения».

    Решить уравнения:

  На  «3»:

      ,

      ,

      .

  На  «4»:

      ,

      ,

      .

  На  «5»:

      ,

      ,

      .

  На  данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе.

  Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками решение  всех заданий осуществляется на доске.

  Учащиеся, имеющие более высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют  своё решение по листу самоконтроля.

  Контрольная работа предполагает задания на «3», «4» и «5».

  Приведём  примеры заданий:

  На  «3»:

     Найти x, если: .

     Найти область определения функции: .

     Решите  уравнение:

  На  «4»:

     Найти x, если: .

     Найти область определения функции: .

     Решите  уравнение: .

  На  «5»:

     Найти x, если: .

     Найти область определения функции: .

     Решите  уравнение:

     

     
 
 

    §5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»

    1. Физико-математический профиль

    Цели: раскрыть понятие «логарифмическое уравнение»; ознакомить учащихся с основными приёмами и методами решения уравнений этого вида; обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическими приёмами решения логарифмических уравнений. 

    Урок 1 «Решение логарифмических уравнений».

    Тему  лучше изложить лекционно. Содержание лекции может быть следующим:

    Простейшим  логарифмическим уравнением (то есть уравнением, содержащим неизвестное  под знаком логарифма) является , где , .

    Логарифмическая функция возрастает (или убывает) на промежутке и принимает на этом промежутке все действительные значения. По теореме о корне: пусть функция возрастает (или убывает) на промежутке , число - любое из значений, принимаемых на этом промежутке. Тогда уравнение имеет единственный корень в промежутке . Отсюда следует, что для любого данное уравнение имеет и притом только одно решение. Из определения логарифма числа сразу следует, что является таким решением.

    То  есть если , , то корень уравнения равен .

    Основной способ решения логарифмических уравнений – это потенцирование, в результате чего получаем обычное алгебраическое уравнение. Найденные корни необходимо проверить, так как возможны случаи появления посторонних корней.

    При решении логарифмических уравнений и неравенств используйте свойства логарифмической функции. Для этого левую и правую части представляйте в виде логарифмов с одинаковыми основаниями. Необходимым шагом в решении является учёт области определения логарифмической функции.

     Теорема: Уравнение , где , , равносильно системе:

     

     состоящей из уравнения и  двух неравенств.

     (В  этой системе можно опустить  одно из неравенств, так как  каждое из них вытекает из  уравнения и другого неравенства).

     Таким образом для решения уравнения при , нужно:

     1) решить уравнение  f(x)=g(x);

     2) из найденных корней  отобрать те, которые  удовлетворяют неравенству  f(x)>0 (или, то же самое, неравенству g(x)>0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.

     Итак, логарифмическим называется уравнение, содержащее неизвестную величину под знаком логарифма.

     Выделяют  следующие основные методы решения логарифмических уравнений:

  1. На основании определения логарифма.

    Так решаются уравнения вида .

    Приведём  пример такого уравнения и решим  его.

    Пример: Решить уравнение .

    Решение:

    ОДЗ: .

    По  определению логарифма имеем: (по формуле ).

    Отсюда:

    

    Проверка: - верно.

                - верно.

    Ответ:  

    
  1. Метод потенцирования.

    Суть  метода заключается в следующем: с помощью формул уравнение привести к виду . Это уравнение (при , ) равносильно системе

    

    Пример: Решить уравнение .

    Решение:

    ОДЗ:

    Перенесём из правой части в левую: , а из левой в правую: , получим:

    

         Применим свойства логарифмов:

         

         

         

         

          ; .

    Проверка:

         1) ,    - корень.

         2) - не существует.

    Ответ: . 

          
  1. Метод подстановки.

    Обычную замену (подстановку) производят после некоторых преобразований

    Пример: Решить уравнение .

    Решение:

    ОДЗ:

    Используя формулы, запишем уравнение так:

      , то есть  .

    Заменяем  . Тогда , то есть .

    Отсюда .

    Поэтому и .

    Отсюда и

    Сделав  проверку можно убедиться, что оба  корня – корни данного уравнения.

    Ответ: , . 

    
  1. Метод приведения к одному основанию.

    Обычно  условие примера подсказывает, к  какому основанию следует перейти. Используются формулы:

    

    

     .

    Как правило, метод приведения к одному основанию «работает» с методом подстановки.

    Пример: Решить уравнение .

    Решение:

    ОДЗ:

     , перейдём к основанию 2:

          , то есть 

          .

    Обозначим . Тогда , то есть

    

,

    

.

    Значит,     .

    Ответ: . 

    
  1. Метод логарифмирования.

Информация о работе Проблема обучения математике в профильном классе на примере темы "Логарифмические уравнения"