Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом – реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения……………………………………………………
Таким
образом, предлагается модель ЕГЭ – профильный
ориентированный на проверку достижений
тех целей, которые поставлены при обучении
математике в профильных классах.
[7]
Глава
2. Изучение темы «Логарифмические
уравнения» в классах
разного профиля
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней
Сравнивая стандарты базового и профильного уровней, следует отметить, что различия содержания, обязательного минимума основных образовательных программ, обязательных умений учащихся обусловлены различием целей базового и профильного уровня обучения математике.
Цели изучения математики на базовом уровне предполагают формирование представлений о математике как универсальном языке науки и лишь об общих идеях и методах математики; развитие логического мышления и пространственного воображения лишь на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности и дальнейшего обучения, не ставится цель развития математического мышления, творческих способностей и самостоятельной деятельности в области математики; овладение математическими знаниями, не требующее углубленной математической подготовки; понимание математики, как части общечеловеческой культуры.
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ профессионального уровня при изучении логарифмических уравнений:
- Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число e.
- Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.
-
Решение логарифмических уравнений и
неравенств. [15], [19]
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен уметь:
• решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
• доказывать несложные неравенства;
• решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
• изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
• находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
•
решать уравнения, неравенства и
системы с применением
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Требования к подготовке школьников, изучающих математику по программе базового уровня, не предусматривают детального изучения логарифмических уравнений; от учащихся требуется умение решения простейших логарифмических уравнений, в большинстве случаев без глубокого анализа полученного ответа.
В
целом, содержание материала темы «Логарифмические
уравнения» на базовом и профильном
уровнях остается практически одинаковым,
однако глубина изучения материала на
этих уровнях существенно различается.
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»
В
данном параграфе приведены примеры
распределения времени на изучение логарифмических
уравнений для профилей, в которых математика
не является профилирующим предметом
(варианты I и II), и для профилей, в которых
математика является профилирующим предметом
(варианты III и IV). В зависимости от уровня
подготовки класса, и при наличии дополнительных
учебных часов учитель вносит коррективы
в учебное планирование.
С. М. Никольский (10 класс)
I - 2,5 часа в неделю, всего 85 часов.
II - 3 часа в неделю, всего 102 часов.
III - 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Название темы |
Количество часов по вариантам | |||
I | II | III | IV | |
Логарифмические уравнения | 2 | 2 | 2 | 3 |
А. Н. Колмогоров (11 класс)
I – 2 часа в неделю в первом полугодии, всего 86 часов,
3 часа в неделю во втором полугодии.
II - 3 часа в неделю, всего 102 часа.
III - 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Название темы |
Количество часов по вариантам | ||
I | II | III | |
Решение логарифмических уравнений и неравенств | 4 |
5 |
5 |
А. Г. Мордкович (11 класс)
3 часа в неделю, всего 102 часа.
Название темы | Количество часов |
Логарифмические уравнения | 3 |
Н. Я. Виленкин (11 класс)
5 часов в неделю, всего 170 часов.
Название темы | Количество часов |
Логарифмические уравнения | 6 |
[10],
[17], [20]
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме
Логико-дидактический анализ представляет последовательность действий: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы (теоретического и задачного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных средств, методов и приёмов обучения; определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся.
Логический анализ темы, прежде всего, сводится установлению логической организации учебного материала в ней с учётом специфики аксиоматического метода. Математический анализ сводится к выяснению основной математической идеи темы (ответ на вопрос, о чём в этой теме узнаем), к выяснению математических обоснований выполняемых преобразований, исследований, доказательств, к осмыслению применяемых в теме математических методов и приёмов. Результатом выполнения логико-математического анализа будет определение «ядерного» материала, логической строгости его изучения и математических методов и приёмов изучения этого материала. На основе логико-математического анализа теоретического материала темы выполняется анализ математических задач. Результатом анализа математических задач будет в каждой теме своя типология; основные задачи, которые необходимо решать в классе; методическое отношение к остальным задачам.
Проведём логико-математический анализ темы «Логарифмические уравнения» в различных школьных учебниках. С этой целью выясним:
В
рассматриваемых учебниках
Проанализируем пункты этих
В
учебнике А. Н. Колмогорова тема «Логарифмические
уравнения» объединена с логарифмическими
неравенствами в пункте «Решение
логарифмических уравнений и
неравенств». Сразу (без определения)
даётся простейшее логарифмическое уравнение
и рассматриваются его свойства на
примере логарифмической функции, из определения
логарифма делается вывод, что его решением
является
. Затем рассматриваются примеры решения
логарифмических уравнений и неравенств.
В учебнике С. М. Никольского тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Логарифмическое уравнение вводится следующим образом:
«Пусть a – данное положительное, не равное 1 число, b – данное действительное число. Тогда уравнение
называют простейшим логарифмическим уравнением ».
далее в параграфе
В учебнике Н. Я. Виленкина данная тема разбита на два пункта и рассматривается одновременно с логарифмическими неравенствами:
«Простейшим логарифмическим уравнением (т.е. уравнением, содержащим неизвестное под знаком логарифма) является , где , . Так как равенство равносильно равенству , то получем:
Если , то корень уравнения равен ».
Уравнение , где , , равносильно системе:
состоящей из уравнения и двух неравенств.
Даётся краткий алгоритм для решения логарифмических уравнений:
Для решения уравнения при , нужно:
1) решить уравнение f(x)=g(x);