Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:13, реферат
Зайдя в любой книжный магазин, чтобы купить ребёнку детскую книгу, мы порой теряемся от разнообразия выбора, от пестроты обложек. И поначалу нам кажется, что купить детскую книгу здесь не составит проблем. Однако, присматриваясь к тому, что стоит на полках, вдумчивый и имеющий читательский опыт человек нередко терпит разочарование. Среди этого разнообразия книг с яркими обложками выбрать хорошую детскую литературу не так-то просто. И в результате мы останавливаем свой выбор на старой доброй классике, хорошо знакомой нам с детства и не таящей в себе неприятных сюрпризов.
А «сюрпризов» таких предостаточно. Назовём лишь некоторые из них: во-первых, почти полное отсутствие хороших детских книг современных авторов; во-вторых, яркие обложки при ближайшем рассмотрении вызывают глубокие сомнения. А ещё пугает неимоверное количество второсортных книг, которые явно намерено (возможно, для увеличения количества продаж) подражают детским книгам-хитам вроде «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» и других, при этом, являясь чем-то вроде узаконенного плагиата, причём это касается и обложки и содержания.
Введение…………………….……………………..…………………………………………………….….........3
Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы,
периодики и критики
1.Кризис детской литературы в 80-е годы……………………………………………..…….3
2.Специфика современного детского чтения……………………………………………..…5
3.Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя………..……6
4.Обращение детский поэтов к прозе……………………………………………………..…….6
5.Коммерциализация книжного рынка…………………………………………………..………7
6.Нехватка детских книг современных авторов………………………….……..………..8
7.Некачественные переводы иностранной детской литературы………….…….9
8.Проблема нехватки детских книг для подростков…………………….……….…….9
9.Плохое оформление детских книг………………………………………………….……….…10
Глава 2. Состояние современной детской литературы в России
2.1. Современные таланты детской литературы – миф или реальность?………………………………………………………………………………………………….………..11
2.2. Роль детских библиотек в развитии детского чтения…………………………………………………………………………………………….……………….……..15
2.3. Россия больше не самая читающая страна мира……………………………………….17
2.3. Перспективы развития детской литературы и периодики………………………..19
Вывод………………………………………………………………….………………………………………..……..20
Список литературы………………………………………………………………………..…………….……..22
|
Содержание
Введение…………………….……………………..………
Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы,
периодики и критики
Глава 2. Состояние современной детской литературы в России
2.1. Современные таланты
детской литературы – миф или реальность?…………………………………………………
2.2. Роль детских библиотек
в развитии детского чтения………………………………………………………………
2.3. Россия больше
не самая читающая страна мира…
2.3. Перспективы развития
детской литературы и
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Зайдя в любой книжный магазин, чтобы купить ребёнку детскую книгу, мы порой теряемся от разнообразия выбора, от пестроты обложек. И поначалу нам кажется, что купить детскую книгу здесь не составит проблем. Однако, присматриваясь к тому, что стоит на полках, вдумчивый и имеющий читательский опыт человек нередко терпит разочарование. Среди этого разнообразия книг с яркими обложками выбрать хорошую детскую литературу не так-то просто. И в результате мы останавливаем свой выбор на старой доброй классике, хорошо знакомой нам с детства и не таящей в себе неприятных сюрпризов.
А «сюрпризов»
таких предостаточно. Назовём лишь
некоторые из них: во-первых, почти
полное отсутствие хороших детских
книг современных авторов; во-вторых, яркие
обложки при ближайшем рассмотрении вызывают
глубокие сомнения. А ещё пугает неимоверное
количество второсортных книг, которые
явно намерено (возможно, для увеличения
количества продаж) подражают детским
книгам-хитам вроде «Гарри Поттера», «Хроник
Нарнии» и других, при этом, являясь чем-то
вроде узаконенного плагиата, причём это
касается и обложки и содержания. Есть
ещё такая проблема, как отсутствие детских
книг для какой-либо возрастной категории.
По статистике, в нашей стране самыми обделенными
хорошей детской литературой являются
подростки. Некоторые из этих «болезней»
современного книгоиздательства следует
рассмотреть чуть подробнее.
Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы,
периодики
и критики
1.1.
Кризис детской литературы
в 80-е годы
В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе – на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг. удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе "социальной депривации" детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К периоду "застоя" (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. [12, с.46]1
Отсутствие же научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.
В восьмидесятые годы детская литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились и на творчестве детских писателей в последующие годы.
Разбухшая от современных «бродящих» условий жизни детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с одноимённым названием), выходили стотысячным тиражом под эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико - саркастичные, далеко не детские произведения твёрдо встали на печатный конвейер издательства «Вагриус». [13, с.37] 2
Реже для детей стали писать Татьяна Пономарёва, Борис Минаев – автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию – автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель.
Бывший детский поэт, писавший в традициях «обэриутов», Владимир Друк организовал в Нью-Йорке компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи миндаля», Алан Милн – «Столик у оркестра». Известный московский поэт Роман Сеф, ведущий семинар «Литература для детей» у студентов Литературного института им. А.М. Горького, тоже перешёл на «взрослую» поэзию, имеется в виду его книга «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент».
Умерли критик
Владимир Александров, писатели Юрий Коваль,
Валентин Берестов, Сергей Иванов, поэт
и переводчик Владимир Приходько.
Специалистами Российской государственной детской библиотеки в течение ряда лет проводятся исследования детского чтения. Так, в исследовании «Дети и периодика в начале XXI века» анализировался широкий круг проблем, связанных с чтением детьми периодических изданий. [14]3
Приведем некоторые данные этого исследования.
Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Однако при кажущемся разнообразии книжной и журнальной продукции, ориентированной на эту аудиторию, далеко не всё здесь благополучно.
У детей 9–10 лет популярны «диснеевские» журналы и комиксы, причем более популярны они у мальчиков, нежели у девочек, а также различные журналы для детей. Девочки уже с 10–11 лет интересуются различными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию. Причем уже к седьмому классу у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, в чтении присутствуют молодежные, женские, различные развлекательные издания, тогда как у мальчиков это, прежде всего, издания связанные со спортом, автоделом, технические, познавательные и компьютерные журналы. Таким образом, чтение мальчиками журналов значительно шире и разнообразнее, чем у девочек.
В целом, современные
дети читают мало. Во-первых, чтению теперь
есть альтернатива- телевизор, DVD и компьютерные
игры. А во-вторых, среди множества ярких
обложек в книжных магазинах выбрать что-нибудь
действительно стоящее довольно трудно
- придется перелопатить гору красочно
изданной макулатуры. А выбрав, внимательно
прочитать, прежде чем давать в руки детям.
По данным опроса, проведенного Всероссийским
центром изучения общественного мнения
(ВЦИОМ), чтение книг называют любимым
времяпрепровождением лишь 17% детей в
возрасте от 10 до 18 лет. Тогда как просмотр
телепрограмм, видео и прослушивание музыки
считают своим основным хобби 52% детей
и подростков. Между тем в 2005 году у нас
было издано около 112 млн экземпляров детских
книг. В России около 500 издательств, причем
почти 100 из них специализируются на детской
литературе, а также на книжках-игрушках,
раскрасках и прописях.
Но многообразие книжной продукции обманчиво.
Казалось бы, родители вполне могут выбрать,
что именно из «разумного, доброго, вечного»
купить своему чаду. Однако если заглянуть
под некоторые яркие обложки, давать такую
книгу в руки своему ребенку, скорее всего,
не захочется. Все дело в том, что писать
детские книжки сейчас может фактически
каждый: для этого не обязательно иметь
высшее литературное образование. И любой
желающий может в детской книге написать
все, что угодно,- систематический контроль
со стороны государства отсутствует.
Чиновники Федерального агентства по
печати объясняют это просто: цензура
запрещена российской конституцией. Следить
за тем, что издается для детей, могут разве
что литературоведы и библиотекари. Да
и те вправе лишь посоветовать, давать
в руки ребенку ту или иную книгу или нет.
Данной проблеме посвящена статья Е. Датновой «Возвращение на кухню». Генеральный директор издательства «Колобок и два жирафа» Владимир Венкин на Втором Форуме молодых писателей России, организованном Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, на семинаре «Литература для детей» заметил: «Раньше хорошие писатели из регионов вынуждены были переезжать в Москву за карьерой. Теперь столь ярко выраженного центростремления нет, но региональным писателям ещё сложнее, чем раньше». [13, с.64 ] 4
Проблема
состоит в том, что периферийному
автору сложно стать известным
и знаменитым. В лучшем случае у
него появится признание, но его книги
не насытят даже небольшую изголодавшуюся
по хорошему чтению часть населения. К
тому же в региональных издательствах
книги выходят малыми тиражами, которые
в принципе не могут охватить всю Россию.
Москва по-прежнему остаётся всероссийским
издательским центром.
Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в коммерческо-издательской стороне дела. «В самом конце 90-х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов – вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший посмертным, опубликованы избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи Роман Сефа в журнале «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева. Короткое время возглавляемое поэтом Львом Яковлевым московское издательство «Белый город» успело издать стихи ленинградца Олега Григорьева, москвичей Георгия Юдина, Валентина Берестова, Игоря Иртеньева», – отмечает Л.Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени».[8, с.10]5 Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Екатерина Матюшкина, молодая детская писательница из Санкт-Петербурга, одна из авторов популярной сегодня книги «Лапы вверх!» (Спб, «Азбука», 2004) (второй автор – Екатерина Оковитая) тоже начинала, как поэт. Но, получив отказ в издательствах, переключилась на детскую детективную прозу. Книгой с иллюстрациями, сделанными автором, заинтересовались в «Азбуке» и выпустили её тиражом семь тысяч экземпляров. А после коммерческого успеха предложили дополнительный тираж – показательный пример того, насколько стало материально выгоднее писать прозу. [13, с.72]6
Информация о работе Проблемы современной детской литературы в России