Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:13, реферат
Зайдя в любой книжный магазин, чтобы купить ребёнку детскую книгу, мы порой теряемся от разнообразия выбора, от пестроты обложек. И поначалу нам кажется, что купить детскую книгу здесь не составит проблем. Однако, присматриваясь к тому, что стоит на полках, вдумчивый и имеющий читательский опыт человек нередко терпит разочарование. Среди этого разнообразия книг с яркими обложками выбрать хорошую детскую литературу не так-то просто. И в результате мы останавливаем свой выбор на старой доброй классике, хорошо знакомой нам с детства и не таящей в себе неприятных сюрпризов.
А «сюрпризов» таких предостаточно. Назовём лишь некоторые из них: во-первых, почти полное отсутствие хороших детских книг современных авторов; во-вторых, яркие обложки при ближайшем рассмотрении вызывают глубокие сомнения. А ещё пугает неимоверное количество второсортных книг, которые явно намерено (возможно, для увеличения количества продаж) подражают детским книгам-хитам вроде «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» и других, при этом, являясь чем-то вроде узаконенного плагиата, причём это касается и обложки и содержания.
Введение…………………….……………………..…………………………………………………….….........3
Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы,
периодики и критики
1.Кризис детской литературы в 80-е годы……………………………………………..…….3
2.Специфика современного детского чтения……………………………………………..…5
3.Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя………..……6
4.Обращение детский поэтов к прозе……………………………………………………..…….6
5.Коммерциализация книжного рынка…………………………………………………..………7
6.Нехватка детских книг современных авторов………………………….……..………..8
7.Некачественные переводы иностранной детской литературы………….…….9
8.Проблема нехватки детских книг для подростков…………………….……….…….9
9.Плохое оформление детских книг………………………………………………….……….…10
Глава 2. Состояние современной детской литературы в России
2.1. Современные таланты детской литературы – миф или реальность?………………………………………………………………………………………………….………..11
2.2. Роль детских библиотек в развитии детского чтения…………………………………………………………………………………………….……………….……..15
2.3. Россия больше не самая читающая страна мира……………………………………….17
2.3. Перспективы развития детской литературы и периодики………………………..19
Вывод………………………………………………………………….………………………………………..……..20
Список литературы………………………………………………………………………..…………….……..22
Ни для
кого не секрет, что коммерческий успех
книги напрямую зависит от читательского
спроса. Тут же напрашивается вопрос: почему
поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас
задумываются не только авторы, пишущие
для детей. Во многом здесь виновато время,
слишком уж оно непоэтическим стало. А
каково время, таковы и нравы. Или – наоборот.
Если вспомнить слова Зинаиды Гиппиус,
написанные в дневнике ещё в 1904 году, то
становится понятно, что человеческий,
читательско-писательский, фактор имеет
не меньшую значимость, чем временной.
Они взаимосвязаны и перетекают друг в
друга. Зинаида Гиппиус писала: «…современные
стихотворные сборники и талантливых
поэтов, и бездарных поэтов, одинаково
оказались не нужны никому. Причина, следовательно,
лежит не только в авторах, но и в читателях.
Причина – время, к которому принадлежат
и те, и другие, – все наши современники
вообще…» [16, с.239]7
Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется.
Вместе с
тем издание детской книги
требует больших по сравнению
с многими другими видами литературы
затрат, и детские книги дорожают,
оказываются недоступными населению.
Экономические трудности и резкое снижение
уровня жизни большей части населения
вызвали сокращение возможностей реализовать
покупательские потребности в книгах.
Согласно данным опросов, часть населения
воздерживается от покупки книг, в том
числе и детских.
Да, порою рискнув купить книгу с незнакомой фамилией автора на обложке, мы попадаем впросак. Невинные «стишки для самых маленьких» могут оказаться нескладной и нелогичной тарабарщиной. Хорошо, если у родителя есть время пробежать глазами книгу перед покупкой, но довольно часто этой возможности нет, и мы получаем нечитабельную книгу перлов, вроде: «Белка скачет вверх и вниз. Хвост на веточке повис», или «Ёжик лапками туп-туп, Ёжик глазками луп-луп», а то и ещё хуже: «Все коты придурки, кроме нашей Мурки». Эти «шедевры» напоминают малохудожественную детскую литературу 20-30-х годов, когда авторы писали странные «производственные» стихи такие, например: «Не забудьте про меня! Не какая-нибудь я! Я – шестерня! Я – сознательная».
Но тогда это был специальный заказ государства. Чем оправдать современных авторов - не понятно. Может быть, талантливых поэтов и писателей стало меньше? Вряд ли. Просто издательства не особо стараются в поисках новых, хороших авторов.
Начинающие писатели и поэты часто сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. Издательствам легче и выгоднее перепечатывать классику, чем провести конкурс, найти хорошего современного автора и платить ему гонорар.[11]8
Конечно, в
переиздании классики, есть много плюсов:
нельзя допустить, чтобы были забыты лучшие
детские книги прошлого или имена талантливых
писателей – этого требует литературный
вкус читателей и простая справедливость.
Но ведь без открытия новых имён рано или
поздно детская литература зайдёт в тупик.
Те, кто внимателен
к письменной речи, часто могут
заметить, что переводы иностранных
книг для детей иногда звучат довольно
странно, а слова выстроены в
непривычной для русского языка последовательности.
Такие детские книги «с акцентом» встречаются
довольно часто, а отрицательным их воздействие
на ребёнка является потому, что дети бросают
читать вроде бы интересную по содержанию,
но трудночитаемую книгу. Переводчик –
это второй автор. Он может сделать книгу
лучше, чем подлинник, или попросту испортить
её. Так например вам может попасться новый
«кривой» перевод «Малыш и Карлсон» Астрид
Линдгрен. Можете ли вы представить «Карлсона»
без «домомучительницы» Фрекен Бок, без
«плюшек» и «горячего шоколада»? Все эти
слова в новой версии были заменены другими,
но как же много потеряла эта чудесная
детская книга из-за такой мелочи. Да что
там говорить, если даже растиражированный
«Гарри Поттер» пестрит ошибками переводчиков,
когда в одной и той же книге фамилия героя
переведена по-разному.[8]9 Очень
странными бывают и переводные энциклопедии
для детей. Иногда, объясняя дошкольнику
какое-либо явление, в ней используют такие
слова, которые и не всем взрослым-то знакомы.
Эта проблема актуальна сейчас как никогда. В этом признаются и сами издатели. На полках магазинов из современных детских книг для подростков есть только серии «О первой любви» для девочек, «Ужастики» для мальчиков и детские детективы. Такие детские книги, безусловно, нужны (если они хорошо написаны и не пестрят уличным сленгом), но когда ничего больше нет – это печально. Подростки как никто нуждаются в качественной детской литературе о современной жизни и её проблемах. А их нет.
Примерно до третьего класса детям есть что читать, а вот когда заканчивается период "Конька-Горбунка", "Детства Никиты" и "Темы и Жучки", то наступает грандиозный провал. И министр образования Андрей Фурсенко пытается его заполнить произведениями, которые детям совершенно неинтересны. Да, Жюль Верн - великий литератор, но сейчас его читать нельзя. Восторженное описание воздушного шара как технической новинки вызывает у ребенка просто смертную скуку. Про Чингачгука Большого Змея тоже читать неинтересно, а вот альтернативы этому сегодня нет. Более же взрослым детям пытаются привить любовь к Л.Н. Толстому посредством чтения романа "Война и мир". А ведь это далеко не детская литература. [1]10
Кажется странным, почему
в школе изучают "Обломова"
- историю кризиса среднего возраста, как
30-летний дяденька лежит на диване и не
знает, чем ему себя занять. Так что отечественной
подростковой детской литературы как
не было, так и нет. Но это литература должна
появиться и развиваться как можно стремительнее.
Все достойные писатели должны взять и
начать писать для детей-подростков, потому
что эта ниша сейчас никем вообще не занята.
Только так можно исправить эту печальную
ситуацию с отсутствием подростковой
литературы.
1.9. Плохое
оформление детских
книг
В целом, эта
не такая тяжёлая проблема, как нехватка
качественных текстов. Сегодня много действительно
хорошо, красочно и грамотно проиллюстрированных
книг, да и возможности современных типографий
позволяют делать оформление детских
книг всё лучше и лучше. Безусловно, иллюстрации
в детских книгах должны соответствовать
возрасту детей, вызывать у них интерес,
а не выглядеть так, будто в них делается
снисхождение к малышам. Работа художника
в детских книгах настолько важна, что
раньше, например, фамилию художника писали
на обложке крупными буквами рядом с фамилией
автора. Когда взрослые читают малышу
книгу, показывают картинки и рассказывают,
что “Вот это - злой волк”, “А это - медведь”,
“А это – трусливый зайчишка”, то содержание
книги гораздо лучше запоминается. Хорошие
рисунки развивают как память, так и воображение
ребенка. Однако не всегда эти простые
правила оформления соблюдаются. Поэтому
родителям стоит внимательно посмотреть
на рисунки в покупаемой детской литературе.
Одна мама жаловалась, что ребёнок боится
рассматривать иллюстрации роскошной
и «толстой» детской книги сказок. Внимательно
рассмотрев рисунки сама, она увидела
на лицах всех сказочных героев какое-то
странно-тревожное выражение. Возможно,
это особая манера художника изображать
лица. Допустим. Но не в детской же книге!
Попадаются очень странные картинки, когда
в книжке для двух-трёх летних малышей
её героини - такие же маленькие девочки
- были изображены похожими на кукол Барби
в мини-юбках, причём с грудью. [11]11
Бывает и
так, что обложки детских книг порой
совсем не соответствуют содержанию, или
книга таит в себе такой «сюрприз»: плотная,
яркая обложка, а внутри серо-жёлтые, шершавые
страницы без единой картинки! Жаловались
на оформление детских книг и учителя
детей, страдающих тяжёлыми нарушениями
зрения. Была такая разрекламированная
повсюду акция: «Книжки для маленьких
слепых детей». Сама акция – дело, конечно,
очень хорошее, но жаль, что оформители
книг мало советовались с учителями и
родителями таких деток. Иначе они знали
бы, что в оформлении подобной детской
литературы нельзя делать рисунки с «нереальными»
цветами и размерами предметов, то есть
птички в ней не должны быть розового цвета,
а заяц больше, чем домик: таким детям тяжело
рассмотреть настоящего воробья, потому
книжка должна давать максимально достоверное
представление об окружающем мире. Ещё
в этих книгах использовали картинки «золотого»
цвета, который пестрит и мешает восприятию
и без того слабовидящего малыша.[5]12
Это, конечно, действительно печальные
истории. Неплохо бы издателям внимательней
относится к оформлению детской литературы,
уважая свой труд и стараясь радовать маленьких
читателей.
Глава 2.
Состояние современной
детской литературы
в России
2.1. Современные таланты детской литературы – миф или реальность?
Другой важный вопрос, касаемый детской литературы, это действительно ли сейчас мало талантливых детских писателей? Или проблема не в отсутствии талантов, а в коммерциализации книжного рынка?
Вряд ли можно категорично утверждать, что сейчас мало талантливых детских писателей, другое дело, что современному детскому писателю трудно пробиться сквозь барьеры книжного рынка. Но есть и издающиеся талантливые детские авторы, взять, к примеру, Артура Гиваргизова. Он как писатель сложился уже в постсоветские времена и сейчас имеет весьма приличные тиражи, с ним сотрудничают разные издательства – и коммерческие, и элитарные. Называют и другое имена. Это Сергей Георгиев, это Михаил Есеновский, это Станислав Востоков, это Валентина Дегтева, это Ая эН, это Сергей Седов, это Борис Хан. Их издают не только элитарные издательства вроде "Самоката", но и коммерческие – "Эгмонт", "ЭКСМО", "Дрофа". То есть круг современной детской литературы вовсе не так узок, как может показаться человеку со стороны. [12]13
Так что талантливые авторы, безусловно, есть, другое дело, что широкая общественность может о них и не знать. Так как если автор не имеет громкого имени, его книги выпускаются маленьким тиражом. Издатели не любят рисковать. Если маленький тираж не распродан (а не распродан он может быть по множеству причин, не имеющих отношения к литературному качеству книги), то больше этого автора и не станут печатать. Так подчас с книжного рынка вытесняются весьма талантливые люди.
Другое дело, что многие родители покупают своим детям только то, что сами любили в детстве, а к новым авторам относятся с подозрением. И на это у них есть вполне здравые аргументы, например, нередко неплохой текст сопровождается чудовищными иллюстрациями. А иногда люди считают, что никакая новая детская литература вообще не нужна, поскольку вся детская литература уже написана. Есть же великие имена – Чуковский, Маршак, Линдгрен… что еще надо? И большинству близок именно такой подход. Конечно, среди классической детской литературы есть шедевры, рассчитанные на любой возраст, но одних старых шедевров мало. Детям всегда интереснее читать про своих сверстников, про свое время. Поэтому нужна и современная детская литература.
Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая - у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая - детская книга переживает глубочайший кризис. Поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких от российского менталитета.[2]14
Найти книги талантливых авторов на полках книжных магазинов не так-то просто. действительно, долгое время российские книжные издательства, выпускающие детскую литературу, из года в год печатали огромными тиражами популярные детские сказки. И, наверное, правильно делали: "Муха-Цокотуха" и "Конек-горбунок" пользовались и пользуются постоянным спросом.
Между тем и талантливых авторов в России немало: Андрей Усачев, Михаил Яснов, Марина Москвина, Марина Бородицкая, Сергей Седов, иллюстраторы Игорь Олейников, Микола Воронцов, Леонид Тишков, а также, конечно, классики жанра Виктор Пивоваров, Лев Токмаков, Генрих Сапгир и многие другие. Однако, посетив несколько книжных магазинов, легко убедиться - найти книги этих авторов не так просто. Да и вообще список детских книг, представленных на книжных полках, длинным не назовешь.[5]15
"Детскую
книгу труднее создавать. А
ребятишкам нужны разные книги.
Информация о работе Проблемы современной детской литературы в России