Проблемы современной детской литературы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:13, реферат

Описание

Зайдя в любой книжный магазин, чтобы купить ребёнку детскую книгу, мы порой теряемся от разнообразия выбора, от пестроты обложек. И поначалу нам кажется, что купить детскую книгу здесь не составит проблем. Однако, присматриваясь к тому, что стоит на полках, вдумчивый и имеющий читательский опыт человек нередко терпит разочарование. Среди этого разнообразия книг с яркими обложками выбрать хорошую детскую литературу не так-то просто. И в результате мы останавливаем свой выбор на старой доброй классике, хорошо знакомой нам с детства и не таящей в себе неприятных сюрпризов.
А «сюрпризов» таких предостаточно. Назовём лишь некоторые из них: во-первых, почти полное отсутствие хороших детских книг современных авторов; во-вторых, яркие обложки при ближайшем рассмотрении вызывают глубокие сомнения. А ещё пугает неимоверное количество второсортных книг, которые явно намерено (возможно, для увеличения количества продаж) подражают детским книгам-хитам вроде «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» и других, при этом, являясь чем-то вроде узаконенного плагиата, причём это касается и обложки и содержания.

Содержание

Введение…………………….……………………..…………………………………………………….….........3


Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы,

периодики и критики

1.Кризис детской литературы в 80-е годы……………………………………………..…….3
2.Специфика современного детского чтения……………………………………………..…5
3.Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя………..……6
4.Обращение детский поэтов к прозе……………………………………………………..…….6
5.Коммерциализация книжного рынка…………………………………………………..………7
6.Нехватка детских книг современных авторов………………………….……..………..8
7.Некачественные переводы иностранной детской литературы………….…….9
8.Проблема нехватки детских книг для подростков…………………….……….…….9
9.Плохое оформление детских книг………………………………………………….……….…10


Глава 2. Состояние современной детской литературы в России

2.1. Современные таланты детской литературы – миф или реальность?………………………………………………………………………………………………….………..11

2.2. Роль детских библиотек в развитии детского чтения…………………………………………………………………………………………….……………….……..15

2.3. Россия больше не самая читающая страна мира……………………………………….17

2.3. Перспективы развития детской литературы и периодики………………………..19


Вывод………………………………………………………………….………………………………………..……..20

Список литературы………………………………………………………………………..…………….……..22

Работа состоит из  1 файл

Реферат Проблемы современной детской литературы в России.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Среди много  читающих россиян спросом пользуется художественная литература (59%), за которой  идут легкое чтение на повседневные темы (мода, кулинария, обустройство быта, здоровый образ жизни и пр.) – 43% опрошенных. Кроме того, россияне читают литературу по специальности (35%), справочную и учебную литературу (28%), публикации на общественно-политические и экономические темы (27%), научно-популярные тексты (21%). Каждый десятый (10%) среди много читающих упомянул публикации на религиозную тему.

Мало читающие граждане России больше интересуются легким чтением на повседневные темы (37%), а лишь потом художественной литературой (29%), литературой по специальности (21%); публикациями, связанными с различными хобби (18%); публикациями на общественно-политические и экономические темы (16%); учебной и справочной литературой (14%), научно-популярными текстами (10%) и религиозными (5%). [13]23 

2.4. Перспективы развития детской литературы и периодики 

На заседании круглого стола «Детская пресса: государственная  политика, реалии, перспективы», организованном Исполкомом выставки «ПРЕССА-2006», была поставлена цель — выработать конкретные действенные шаги по привлечению внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности. [14]24

Были высказаны  конкретные предложения по поддержке  детской литературы, пропагандирующей высокие этические и нравственные принципы:

· отмена НДС на детскую периодику;

· обеспечение правовой защищенности отечественных детских изданий;

· вход детской литературы в «киосковые» сети бесплатно;

· проведение анализа состояния фондов школьных и детских библиотек и разработка программы их пополнения;

· предоставление дотаций библиотекам для подписки на социально значимые издания;

· проведение Всероссийского фестиваля школьных библиотек;

· проведение конференций  и семинаров по проблемам детского чтения в регионах;

· возобновление проведения ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги;

· учреждение знаков отличия для социально значимых изданий, которые будут вручаться на выставке «ПРЕССА» по итогам работы независимых общественных экспертных советов. Эта идея получила развитие в ряде предложений по проведению творческих конкурсов в рамках выставки «ПРЕССА-2006». Участникам круглого стола была предложена директором по развитию издательского дома «Веселые картинки» Олегом Ждановым концепция конкурса с разнообразными номинациями в области детской литературы — конкурса «Маленький принц» — в рамках «ПРЕССЫ-2006»;

· существенное дополнение перечня детских изданий;

· популяризация лучших книг и журналов, как для детей, так и для родителей.

· возрождение государственного заказа на выпуск детской литературы и повышение статуса конкурсов среди детских писателей для отбора лучших произведений.

· издание книг для детей  сделать приоритетным в книгоиздании. 

Вывод 

   Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. 
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков  стали еще острей.

Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же  во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей:

· Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате в литературе для детей образовался пробел длиной почти в пятнадцать лет.

· Детские поэты переходят на прозу или начинают творить во множестве жанров. Полифония творчества – тоже своеобразная примета излишней насыщенности времени.

· Тиражи детской периодики падают с невероятным ускорением. И чтобы этого избежать, редакторы часто прибегают к помощи информационной «текучки», поддаваясь «злобе дня» в худшем смысле этого выражения.

· Коммерциализация книжного рынка  отрицательно  сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения:  произошел     резкий спад показателей издания детской литературы; с расширением  тематики детских книг, улучшением их качества значительно  повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению. 

· Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего.  В этом проявляется ещё одна проблема детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.

· Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, еще изданную в советские времена. То, что приобретено после 90-х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами и выдается для чтения только в читальных залах. 

Также хочется сказать, что не смотря на то, что сейчас ситуация с детской литературой в стране складывается не лучшим образом, отчасти всё и в наших руках. Поскольку мы с вами являемся потенциальными покупателями, а покупатель, как известно, голосует рублём. Так что, заходя в магазин за книгами для детей, нужно стараться выбирать самую качественную детскую литературу. Тогда, может быть, издатели перестанут заваливать полки книжных магазинов низкопробными образцами детских книг. Если вы открыли для себя новое имя  - поделитесь информацией со знакомыми, таким образом, вы поможете молодому талантливому автору стать популярнее, если он этого заслуживает. Ведь свои «классики» должны быть у каждого поколения. Это очень важно, потому что талантливый детский поэт или писатель поможет ребёнку постигнуть полноту и неповторимость окружающего мира, понять, что хорошо, а что плохо на примерах художественных образов и жить в соответствии со своим временем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1 – Интернет-портал Про-Букс. Статья «Чем привлекает издателей рынок детской литературы»; http://www.pro-books.ru/sitearticles/1763

2 – Павлова И. Газета «Литературная Россия», он-лайн версия, архив №14. 09.04.2010; http://www.litrossia.ru/2010/14/05139

3 – Дубровская Н. Публикация «Детской литературы нет, есть детская книжность»; http://nikadubrovsky.livejournal.com/384369 

4 – Крапивин В. Статья «Современной детской литературы – нет?», 2007; http://www.vz.ru/culture/2007/71029 

5 – Барковская Н. Статья «взрослые проблемы детской литературы», 2010; http://book.uraic.ru/blog/?p=3794

6 - Ивашина М.В. Современная детская литература: развиваем вкус или вводим цензуру?; http://uraledu.ru/node/26306

 

7 - В комнате за сценой. Литературный альманах. М., 2003.

8 - Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Детская литература. - 2002. - N 3

9 -  Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - Книжная палата, 2006

10 - Кутейникова Н. К вопросу о современных книгах для детей. - Газета "Русская словесность", 2001, №4

11 – Жукова Е. Когда нечего читать, или недетские проблемы детской книги. 2008; http://www.mosfamily.ru/articles/4_65

12 – Чудинова  В., Копейкин А. Недетская судьба детской книги, или что читают юные россияне // Православная книга России. 2009

13 – Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.– Книжная палата

14 - Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки  //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005

15 - Сайт Института социальных коммуникаций: маркетинговые исследования, http://sociocom.ru/2008/09/22/book/

16 - Гиппиус З. Дневники. Кн.1, М., 1999. - С.239

Информация о работе Проблемы современной детской литературы в России