Профилактика оптической дисграфии у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что нарушения письма являются самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики.

Содержание

Введение
3
1. Современное представление о нарушениях письменной речи в логопедической науке
6
2. Этиология, механизм и симптоматика оптической дисграфии
у младших школьников
21
3.Комплекс профилактических мероприятий по предупреждению оптической дисграфии
30
Заключение
40
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_2_0.docx

— 94.22 Кб (Скачать документ)

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

                       ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                   ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

                                           ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ

                                  КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

                                                                                         Курсовая работа

                                                                                                        студентки заочного отделения

                                                                                                        Исаевой Елены Петровны

                                                                                                        специальность: «Логопедия»

                                                                                                       

                                                                                                        Научный руководитель:

Черных Татьяна Николаевна,

 ст. преподаватель

 

 

 

                    Владивосток 2010

                                                                    

                                                          Оглавление

Введение

3

 1. Современное представление о нарушениях письменной речи в     логопедической науке

6

 2. Этиология, механизм и симптоматика оптической дисграфии

у младших школьников     

21

3.Комплекс профилактических  мероприятий по предупреждению     оптической дисграфии

30

Заключение

40

Список литературы

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                               3                                      

                                        Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что нарушения письма являются самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики.                                                                                                                         

Некоторые учителя считают  дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.  Значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. По данным исследований, проведенных  Л.Г.  Парамоновой, более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. В связи с этим у ребенка возникает замкнутость в себе, тревожность, агрессивность, снижается самооценка. Все это сказывается на его общении со сверстниками и с взрослыми. После окончания школы у ребенка может возникнуть такая трудность, как профнепригодность. А так как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое играет важную роль при ориентировке на листе бумаги, нахождении начала строки, удержании строки, актуализации графических и двигательных образов и т.п., то можно сделать вывод, что дети, имеющие нарушения письма, нуждаются в профилактике оптической дисграфии. 

 

                                     4

В литературе достаточно подробно освещена логопедическая помощь по преодолению  нарушений письма у младших школьников. Этим вопросом занимались в своих  исследованиях ряд авторов: Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и другие, но данных средств на сегодняшний день недостаточно.

Проблема изучения и профилактики специфических нарушений письменной речи (дисграфии) у младших школьников и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с разными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида, авторы, посвятившие свои исследования в данной области логопедии, предлагают различные методики коррекционной работы. Но на сегодняшний день им не предусмотрено в нужном объеме место в школьной программе. В связи с этим нами предлагается обратить внимание на устранение предпосылок оптической дисграфии в  логопедической работе. Обозначенная проблема определила тему нашего исследования.  

Тема курсовой работы: «Профилактика оптической дисграфии у младших школьников».

Объект исследования: процесс профилактики оптической дисграфии.

Предмет: комплекс мероприятий по профилактике оптической дисграфии у младших школьников.

Цель курсовой работы: раскрыть теоретические аспекты нарушений письменной речи и разработать основные направления профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:        

  1. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть понятие и причины дисграфии.

                                       

                                               5                                 

  1. Изучить особенности проявления оптической дисграфии.
  2. Рассмотреть основные направления работы по профилактике дисгра-                 фии и предложить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению оптической дисграфии у младших школьников.   

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               6

  Глава I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРУШЕНИЯХ

         ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 Первые упоминания  о расстройстве письма имеются  уже в 1798 г., затем появляются в 1829 г. в наблюдениях S. Jackson (США). В 1817 г. нарушение письма описал R. Chapter, в 1856 г. привел свои наблюдения французский врач A. Trussougt и, наконец, в 1864 г. H. Jackson впервые дал глубокий анализ письма и определил нарушение письма как дефект осознанного произвольного процесса. «Больной, - пишет он, - может написать собственное имя или даже списать слова, но не в состоянии письменно выразить свои мысли или писать под диктовку». Термин «аграфия» приписывается V. Benedict (1865), а также W. Ogle. Позднее вошел в жизнь и стал более популярным термин «дисграфия» [20, 162].

Содержание термина «дисграфия»  в современной логопедической науке представлен по-разному. Например,  Л.Г. Парамонова под дисграфией («графо» - пишу, «дис» - расстройство) понимает специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. А.Л. Сиротюк считает, что дисграфия – это частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Она считает, что возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Руководствуясь фонетическим принципом письма, А.Н. Корнев считает, что дисграфия – это стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха.

                                                 7

По мнению Р.И. Лалаевой, дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих  в процессе письма.

Принимая во внимание все  выше сказанное, мы в своем исследовании будем руководствоваться определением, данным Л.С. Волковой о том, что дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой  деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные  анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный. Между  ними в процессе письма устанавливается  тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня его развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью и связанностью. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным буквам, а как единое целое. Процесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный характер. При овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде [15].

                                        8

А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет операции письма. Письмо начинается с побуждения,  мотива, задачи. Человек знает для чего пишет. Он мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей.

Операции процесса письма:

  1. Анализ звуковой структуры слова.
  2. Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы.
  3. Воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Процесс письма в норме  осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного  их произношения, языкового анализа  и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.

 До настоящего времени  нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, на наш взгляд, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению данного нарушения [13, 4].

 В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По

                                     9

оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов.Самый главный  из них – овладение навыком  письма. Проблема нарушения письма - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6 - 7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку [2].

В научной литературе часто обсуждается вопрос о резком увеличении распространенности дисграфии у детей за несколько последних десятилетий. Если, согласно данным М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам ХХ века, число учащихся с дисграфией в массовых школах составляло около 6 %, то теперь даже к концу третьего года обучения, несмотря на проводимую с детьми начиная с первого класса логопедическую работу, эта цифра достигла 37 %. Во вторых же классах массовых школ мы имеем теперь 53 % детей с дисграфией. Характерно и то, что даже в восьмых классах дисграфия наблюдается у 39 % учащихся, то есть стабильно сохраняется та же самая цифра, что отмечалась и при переходе учеников из третьих классов в среднюю школу, в которой логопедическая помощь уже не оказывается. Это говорит о большой устойчивости данной формы речевой патологии и о тщетности надежды на ее самостоятельный уход по мере взросления учащихся [22, 201].

Информация о работе Профилактика оптической дисграфии у младших школьников