Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что нарушения письма являются самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики.
Введение
3
1. Современное представление о нарушениях письменной речи в логопедической науке
6
2. Этиология, механизм и симптоматика оптической дисграфии
у младших школьников
21
3.Комплекс профилактических мероприятий по предупреждению оптической дисграфии
30
Заключение
40
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Черных Татьяна Николаевна,
ст. преподаватель
Владивосток 2010
Введение |
3 |
1. Современное представление о нарушениях письменной речи в логопедической науке |
6 |
2. Этиология, механизм и симптоматика оптической дисграфии у младших школьников |
21 |
3.Комплекс профилактических
мероприятий по предупреждению |
30 |
Заключение |
40 |
Список литературы |
42 |
3
Актуальность темы исследования определяется
тем, что нарушения письма являются самой
распространенной формой речевой патологии
у младших школьников. Дисграфия (нарушение
письма) составляет значительный процент
среди других нарушений речи, встречающихся
у учащихся массовых школ. Она является
серьезным препятствием в овладении учениками
грамотой на начальных этапах обучения,
а на более поздних – в усвоении грамматики.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. По данным исследований, проведенных Л.Г. Парамоновой, более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. В связи с этим у ребенка возникает замкнутость в себе, тревожность, агрессивность, снижается самооценка. Все это сказывается на его общении со сверстниками и с взрослыми. После окончания школы у ребенка может возникнуть такая трудность, как профнепригодность. А так как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое играет важную роль при ориентировке на листе бумаги, нахождении начала строки, удержании строки, актуализации графических и двигательных образов и т.п., то можно сделать вывод, что дети, имеющие нарушения письма, нуждаются в профилактике оптической дисграфии.
4
В литературе достаточно подробно освещена логопедическая помощь по преодолению нарушений письма у младших школьников. Этим вопросом занимались в своих исследованиях ряд авторов: Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и другие, но данных средств на сегодняшний день недостаточно.
Проблема изучения и профилактики специфических нарушений письменной речи (дисграфии) у младших школьников и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с разными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида, авторы, посвятившие свои исследования в данной области логопедии, предлагают различные методики коррекционной работы. Но на сегодняшний день им не предусмотрено в нужном объеме место в школьной программе. В связи с этим нами предлагается обратить внимание на устранение предпосылок оптической дисграфии в логопедической работе. Обозначенная проблема определила тему нашего исследования.
Тема курсовой работы: «Профилактика оптической дисграфии у младших школьников».
Объект исследования: процесс профилактики оптической дисграфии.
Предмет: комплекс мероприятий по профилактике оптической дисграфии у младших школьников.
Цель курсовой работы: раскрыть теоретические аспекты нарушений письменной речи и разработать основные направления профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
5
6
Глава I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРУШЕНИЯХ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Первые упоминания о расстройстве письма имеются уже в 1798 г., затем появляются в 1829 г. в наблюдениях S. Jackson (США). В 1817 г. нарушение письма описал R. Chapter, в 1856 г. привел свои наблюдения французский врач A. Trussougt и, наконец, в 1864 г. H. Jackson впервые дал глубокий анализ письма и определил нарушение письма как дефект осознанного произвольного процесса. «Больной, - пишет он, - может написать собственное имя или даже списать слова, но не в состоянии письменно выразить свои мысли или писать под диктовку». Термин «аграфия» приписывается V. Benedict (1865), а также W. Ogle. Позднее вошел в жизнь и стал более популярным термин «дисграфия» [20, 162].
Содержание термина «дисграфия»
7
По мнению Р.И. Лалаевой, дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Принимая во внимание все
выше сказанное, мы в своем исследовании
будем руководствоваться
Письмо в норме представляет
собой сложную форму речевой
деятельности, многоуровневый процесс.
В нем принимают участие
А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет операции письма. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает для чего пишет. Он мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей.
Операции процесса письма:
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.
До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, на наш взгляд, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению данного нарушения [13, 4].
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По
9
оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов.Самый главный из них – овладение навыком письма. Проблема нарушения письма - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6 - 7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку [2].
В научной литературе часто обсуждается вопрос о резком увеличении распространенности дисграфии у детей за несколько последних десятилетий. Если, согласно данным М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам ХХ века, число учащихся с дисграфией в массовых школах составляло около 6 %, то теперь даже к концу третьего года обучения, несмотря на проводимую с детьми начиная с первого класса логопедическую работу, эта цифра достигла 37 %. Во вторых же классах массовых школ мы имеем теперь 53 % детей с дисграфией. Характерно и то, что даже в восьмых классах дисграфия наблюдается у 39 % учащихся, то есть стабильно сохраняется та же самая цифра, что отмечалась и при переходе учеников из третьих классов в среднюю школу, в которой логопедическая помощь уже не оказывается. Это говорит о большой устойчивости данной формы речевой патологии и о тщетности надежды на ее самостоятельный уход по мере взросления учащихся [22, 201].
Информация о работе Профилактика оптической дисграфии у младших школьников