Профилактика оптической дисграфии у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что нарушения письма являются самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики.

Содержание

Введение
3
1. Современное представление о нарушениях письменной речи в логопедической науке
6
2. Этиология, механизм и симптоматика оптической дисграфии
у младших школьников
21
3.Комплекс профилактических мероприятий по предупреждению оптической дисграфии
30
Заключение
40
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_2_0.docx

— 94.22 Кб (Скачать документ)

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               40

                                        Заключение

Дисграфия – это частичное  специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними  в процессе письма устанавливаются тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня развития.

Симптоматика дисграфии  проявляется в стойких и повторяющихся  ошибках в процессе письма. Основными  причинами возникновения указанного нарушения являются состояния общего психического недоразвития, аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи  или несформированность отдельных функциональных систем психики, недостаточная «зрелость» психических процессов.

Механизмы развития дисграфии  выражены у детей в разной степени. Симптоматика данной группы детей -  младшего школьного возраста, сложна, многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, ступени овладения навыком письма, личностных особенностей ребенка. Рассмотренные патогенез и симптоматика дисграфии позволяют более точно дифференцировать специфические нарушения письма и выбирать наиболее подходящую методику коррекционной работы. Для того чтобы в дальнейшем у ребенка не было трудностей с письмом, следует провести обследование и выявить предпосылки формирования оптической дисграфии, после чего можно приступать к профилактике и коррекции оптической дисграфии. Профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций,

                                     41

памяти, внимания, аналитико-синтетической  деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устра-

нению нарушений устной речи.

Нами были проанализированы методики по преодолению нарушений  письменной речи Р.И. Лалаевой, Р.И. Левиной, А.Н. Корнева, Л.Н. Ефименковой. Рассмотрены принципы, лежащие в основе коррекционно-воспитательной работы. Методика  по преодолению нарушений письма Р.И. Лалаевой является оптимальной для профилактики и коррекции оптической дисграфии, так как разработана с учетом патогенетического принципа. Отличительной чертой данной методики является то, что Р.И. Лалаева разделяет одинаковые по внешнему проявлению симптомы нарушений письма, которые имеют в своей основе различные механизмы. В каждой из этих методик она выделяет основные методы, этапы и цели работы.

Цель курсовой работы –  раскрыть теоретические аспекты  нарушений письменной речи и разработать  основные направления профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии – была достигнута в  ходе анализа изученной литературы, задачи раскрыты в полном объеме.

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            42

                                Список литературы

  1. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: Творческий центр, 2009. – 57 с.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула: Арктоус, 1996. – 88с.
  3. Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислалии у детей 5 - 7 лет с нарушениями речи// Логопед. – 2007. - № 4. – с. 76 -80.
  4. Вологодина Л.Г. Домашний логопед. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 283 с.
  5. Гончарова В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии// Логопедия. – 2005. - № 3(9). – с. 80-83.
  6. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьников с нарушениями письменной речи. – С.-П.: Речь, 2006. – 176 с.
  7. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// Логопедия сегодня. – 2008. - №4. – с. 83-86.
  8. Каморина Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству// Логопед. – 2007. - № 2. – с. 88-95.
  9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
  10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
  11. Лантаева М.А. Использование вектора на логопедических занятиях с леворукими детьми// Логопед. – 2008. - № 8. – с. 55-59.
  12. Леонова С.В. Содержание и приемы работы при оптической дисграфии// Логопед. – 2005. - № 5. – с. 108-125.
  13. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции

у младших школьников с  задержкой психического развития. –  СПб.: Детство-

                                                43

 Пресс, 2004. – 208 с.

  1. Логопедия: Методическое наследие. Книга IV: Нарушения письменной речи. Дислексия, дисграфия/ под редакцией Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС,  2003. – 303 с.
  2. Логопедия: учебник для студентов дефектологов фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,  2008. – 703 с.
  3.   Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: «ГНОМ и Д», 2006. – 88 с.
  4. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии  и  дислексии  у детей от 5 до 7 лет// Логопедия. – 2004. - №3. – с. 39-46.
  5. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у дошкольников// Логопедия. – 2007. –

№1. – с.48-51.

  1. Мироненко Е.Д. Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка// Школьный логопед. – 2008.  -  №1(22). – с. 41-49.
  2. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов/ под редакцией Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 384 с.
  3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  4. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
  5. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 158 с.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под редакцией В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОКС, 1997. – 400 с.
  7. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. – Ростов на Дону.: Феникс, 2009. – 173 с.
  8. Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

                                              44

  1. Спирова Л Ф., Ястребова А.В.  Дифференцированный подход и проявления нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ// Дифектология. – 1988. - № 5. – с. 34-37.
  2. Степанова С.А. Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста// Логопед. – 2007. - № 5. – с. 60-78.
  3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: МОДЭК, 2000. – 304 с.
  4. Яструбинская Е.А. Профилактика  и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста// Логопедия. – 2004. - №2(4). – с. 60-70.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

                                                       

 

                                                                                                                                


Информация о работе Профилактика оптической дисграфии у младших школьников