Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:49, реферат
Данный реферат освещает основные этапы речевого развития ребенка, методы первичной, вторичной и третичной профилактики речевых нарушений, а также вопросы организации логопедической службы в нашей стране.
Введение
Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.
Решение этих задач неразрывно связано
с профилактикой и
Разработке профилактических медицинских,
психологических и
Большое значение в разработке проблемы
профилактики речевых расстройств
имеет изучение факторов, обеспечивающих
нормальное развитие речи у детей. Эти
знания имеют непосредственное отношение
к гигиене речевого развития, являющегося
важнейшим показателем нервно-
Предпосылки для нормального развития
подрастающего поколения
Одним из важных направлений развития
логопедической помощи населению является
предупреждение речевых нарушений
и последствий речевой
Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:
а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;
б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;
в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.
Процесс
формирования речевой деятельности
(и соответственно усвоения системы
родного языка) в онтогенезе в
концепции «речевого
1-й — подготовительный (с момента рождения до года);
2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2—3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.
Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В своих работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.
При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
В
8,5—9 месяцев лепет носит
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: «Папа, ди (папа, иди)».
Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:
а) механизм подражания словам окружающих;
б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;
в) благоприятные условия,
в которых воспитывается
Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года — 10-15 слов, к концу второго года — 30 слов, к трем годам — примерно 100 слов.
Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.
Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий.
Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями бок соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины).
При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
Многие
родители оценивают речевое развитие
своего ребенка только по степени
правильности звукопроизношения. И
в этом они ошибаются, поскольку
показателем становления
В
1—3 года ребенок многие звуки родного
языка переставляет, опускает, заменяет
более простыми по артикуляции. Это
объясняется возрастным несовершенством
артикуляционного аппарата, недостаточным
уровнем восприятия фонем. Но характерным
для этого периода является достаточно
стойкое воспроизведение
Как
отмечает Н.С. Жукова, «с момента появления
у ребенка возможности
Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.
В три года практически
заканчивается анатомическое
ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Этот период характеризуется
наиболее интенсивным речевым развитием
детей. Нередко наблюдается
Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.). Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т.д.):
— Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.
— Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.
— Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.
В это время активный словарь детей достигает 3-4 слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.
В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком — играю с братиком; мамой были магазине — с мамой были в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки Слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск — это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
Таким
образом, к концу дошкольного
периода дети должны владеть развернутой
фразовой речью, фонетически, лексически
и грамматически правильно
Уровень
развития фонематического слуха
позволяет им овладеть навыками звукового
анализа и синтеза, что является
необходимым условием усвоения грамоты
в школьный период. Как отмечал
А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок
овладевает речью как полноценным
средством общения (при условии
сохранности речевого аппарата, если
нет отклонений в психическом
и интеллектуальном развитии, если
ребенок воспитывается в