Профилактика речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:49, реферат

Описание

Данный реферат освещает основные этапы речевого развития ребенка, методы первичной, вторичной и третичной профилактики речевых нарушений, а также вопросы организации логопедической службы в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

реферат профилактика.docx

— 66.28 Кб (Скачать документ)

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предупреждении возможных  вторичных, более отдаленных последствий  речевой патологии. Особенно внимательно  следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой стороны  речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефектах звукопроизношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих  речевые нарушения, родителям и  педагогам необходимо постоянно  осмысливать свое поведение и  свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей  наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных  с наличием речевого дефекта, страх  речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, и т. д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе. Всякий раз  этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка  и особенностей индивидуального  психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать  конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка  приобретает особую значимость при  построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с  патологией речи и вторичной профилактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом  индивидуальных особенностей всех детей  группы позволяет определить возможность  преодоления дефекта в целом, установить необходимые для этого  сроки, сделать прогноз в отношении  обучения по программе общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

    1. Третичная профилактика.

Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной  профилактики последствий речевых  нарушений.

Основным направлением этого этапа  является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи. У таких учащихся должна быть возможность выбора с помощью  педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно  этой личности достичь наилучших  результатов. Для этого контингента  учащихся особенно важно перенести  центр тяжести обучения с когнитивного развития на эмоциональное и социальное.

Изменения в состоянии здоровья детей отрицательного характера, различные  хронические заболевания, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным  отклонениям в психическом и  речевом состоянии делают необходимым  создание центров медико-психолого-педагогической реабилитации, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений. В нашей стране появляется тенденция к отказу от единообразной траектории обучения детей с организацией новых образовательных учреждений, где учитываются не только способности и склонности учащихся, но и их психофизическое состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация профилактической логопедической работы.

Массовая диспансеризация позволяет  направленно проводить широкую  программу профилактических мероприятий  среди детей с фактором риска  речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это  необходимо для предупреждения и  ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации  детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром  и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с  периода новорожденности, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных  мероприятий.

На первом году жизни, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стоматологом, в 3—5 лет — теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют  выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых  нарушений у детей в самые  ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной  и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра  логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения  речи и начать работу по их профилактике.

Систематический контроль за психофизическим развитием ребенка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках.

В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и  логопедом с целью выявления  отклонений в речевом развитии.

Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению.

 

 

 

 

 

Заключение

В нашей стране уделяется  много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении  вопросов ранней диагностики речевых  нарушений, методики и организации  коррекционного воспитания и обучения детей.

Путем специальных воздействий  на детей во многих случаях удается  предотвратить или затормозить  появление у них различных  отклонений от нормы, в частности  речевой патологии.

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей  тесно связана с предупреждением  нервно-психических отклонений в  состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динамическим наблюдением, проводят профилактические осмотры  детей от 0 до 14 лет не только в  поликлинике, но и в детских дошкольных учреждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских  педагогических учреждениях позволяет  рано выполнять отклонения от нормы  в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся  на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Воронова А.П. К вопросу о профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – Л. 1990
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1997
  3. Ковадев В.В. Проблемы факторов риска возникновения нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение  для профилактики // Психогигиена детей и подростков. – М., 1985
  4. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. — С. 56—66
  5. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чеш. — Прага, 1984
  6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
  7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001
  8. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976
  9. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981
  10. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушенями речи. – М., Академия, 2005
  11. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Основные этапы становления речи в онтогенезе.
    1. Подготовительный этап
    2. Преддошкольный этап.
    3. Дошкольный этап.
    4. Школьный период.
  2. Взаимосвязь моторики и речевой функции.
  3. Профилактика речевых нарушений.
    1. Первичная профилактика.
    2. Вторичная профилактика.
    3. Третичная профилактика.
  4. Организация профилактической логопедической работы.

Заключение

Список литературы

 

 

 


Информация о работе Профилактика речевых нарушений