Профилактика речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:49, реферат

Описание

Данный реферат освещает основные этапы речевого развития ребенка, методы первичной, вторичной и третичной профилактики речевых нарушений, а также вопросы организации логопедической службы в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

реферат профилактика.docx

— 66.28 Кб (Скачать документ)

Развитие дифференцированного  слухового и фонематического  восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка  к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением  услышать в слове отдельные звуки  и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки  ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и  слуховой памяти.

Одной из задач воспитания дошкольника  является формирование навыков произвольной организации деятельности с опорой на программирующую речь взрослого  и речь самого ребенка.

В настоящее время имеются достаточно определенные научные данные о влиянии  типа воспитания в семье на формирование черт характера, речь и психику ребенка  в целом.

Теплые отношения с членами  семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка.

Возраст до 1 года — это период, когда общение является главным  видом деятельности ребенка и  недостаточность эмоциональных  контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере  и речевом поведении. Уже на этом возрастном этапе устанавливаются  первые межперсональные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Это важный этап, с которого начинаются социализация, становление личности ребенка, формирование положительных и отрицательных чувств, представление о людях, мире.

Воспитание ребенка в дружной  семье как равного ее члена  с соблюдением всех психолого-педагогических требований, с ранней познавательной, общественной, трудовой ориентацией  способствует формированию характера  с положительными социальными установками  при всем многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов  и объема приобретеных знаний.

Понимание возрастных особенностей высшей нервной деятельности ребенка, знание ее физиологических изменений в  критические периоды развития организма  детей и подростков позволяет  родителям сознательно обеспечивать рациональный психологический режим.

Большая ответственность в организации  мер профилактики нервно-психических  нарушений, приводящих к речевым  расстройствам у детей, возлагается  на дошкольные учреждения. В процессе воспитательно-образовательной работы в них последовательно осуществляются задачи, определенные программой, в  области физического, умственного, нравственного и эстетического  развития ребенка-дошкольника.

К настоящему времени имеются научно обоснованные психолого-педагогические рекомендации по режиму дошкольников и к воспитательным воздействиям.

Однако в ряде случаев имеются  индивидуальные реакции детей, свидетельствующие  о нарушении адаптации ребенка  к новым условиям жизни. Так, первоначальный период пребывания ребенка в яслях  иногда сопровождается задержкой и  даже регрессом достигнутого ранее  развития. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что, несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших детей до 4 месяцев, у более старших до 2 месяцев. Наиболее трудно протекает адаптация к детскому учреждению, если ребенок поступает в него в возрасте от 9 месяцев до полутора лет. Наименее болезненно она происходит в возрасте до 6—7 месяцев и после полутора лет.

Поэтому в раннем возрасте существенным психологическим аспектом профилактики нервно-психических нарушений речи, в частности, является направление  ребенка в детское учреждение в том возрастном периоде, в котором  он может легче адаптироваться к  новым условиям жизни.

Другим путем адаптации ребенка  является предварительное приближение  домашнего режима к условиям детского учреждения. Необходимо приучать его  к пребыванию вне дома без близких  лиц. Нахождение вне семьи, адаптация  его к этим условиям развивает  познавательные механизмы, его интерес  к новым предметам и людям, что делает ребенка не только спокойным, но и активным.

И дома, и в детском саду режим  должен быть построен с соблюдением  гигиенических правил, из которых  одним из важных является развитие у детей двигательной активности.

Для нервно-психического здоровья детей  в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое  выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные  качества должны характеризовать поведенческую  установку воспитателя.

Переход к обучению в школе детей  с 6-летнего возраста предъявляет  новые требования к организму  ребенка. Психофизиологические исследования детей 6 лет показывают, что этот возраст представляет собой особый переломный период. Именно в это  время формируется умение выполнять  определенные правила поведения, устанавливать  личностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия с действиями других людей, уметь слушать и выполнять  указания взрослых (В. С. Мухина, 1975). Эти  психологические особенности связаны  с новой, по сравнению с младшим  возрастом, ступенью в созревании основных физиологических систем, что является важнейшим условием для перестроек адаптационного характера (как физиологических, так и психологических).

В настоящее время особое значение приобретает проблема обучения грамоте  и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи), развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова.

Ребенку, поступающему в I класс, необходим  запас знаний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой  природы, о моральных нормах поведения. Важен при этом не столько объем  знаний, сколько их качество: четкость и обобщенность представлений. Эти  представления помогают ребенку  перейти к усвоению знаний научного характера. Существенной стороной психической  готовности к школе является достаточный  уровень эмоционально-волевого развития ребенка, при котором он может  достаточно полно контролировать свое поведение.

Формирование умения соблюдать  дисциплинарные требования, предъявляемые  детям в школе, идет через развитие всех сторон психики и личности ребенка.

При наличии у ребенка речевых  нарушений возрастает необходимость  своевременной диагностики степени  функциональной готовности к школьному  обучению. Только со специалистами  разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу  или предоставления ему отсрочки.

Школе принадлежит большая роль в охране нервно-психического здоровья детей.

Особое значение в этом плане  имеют первые недели пребывания ребенка  в школе. На него обрушивается масса  новых впечатлений и незнакомых ранее требований таких как строгое соблюдение правил поведения, длительное пребывание в относительно неподвижной позе, интенсивная умственная деятельность и пр. Значительную психологическую нагрузку несет и появление нового в жизни маленького школьника человека, имеющего непререкаемый авторитет, а также включение в новый многоликий коллектив сверстников. Изменение привычного образа жизни, адаптация к новым условиям социального существования требуют значительного напряжения всех функциональных систем организма. У детей с речевыми нарушениями период адаптации нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость внимания, памяти, отвлекаемость. Они становятся раздражительными, часто крайне возбудимыми, неусидчивыми, теряют аппетит, плохо спят, с трудом входят в контакт с педагогом. Лишь постепенно эти явления уменьшаются. Критериями наступившей адаптации служат уменьшение утомляемости, восстановление аппетита и сна, установление нормальных взаимоотношений с педагогом и товарищами. Правильное поведение педагога в этот трудный для первоклассника период, его терпение и доброжелательность, постепенность включения детей в учебную нагрузку, индивидуальный подход облегчают адаптацию к школе.

Важнейшей задачей школьной психогигиены остается профилактика переутомления  и психического травмирования детей, создание в школе условий, охраняющих нервную систему учащихся от чрезмерного напряжения. В связи с этим большая ответственность за состояние речевого развития детей и подростков ложится не только на логопеда, но и на учителя, воспитателя и классного руководителя.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших  классов) надо развивать не только в  плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности, т. е. всего того, что способствует укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента экспрессивной речи. Отсутствие «жесткой» автоматизации речедвигательных механизмов у детей школьного возраста является благоприятным фактором для компенсации отклонений от нормы и выработки культуры произносительной стороны речи, а также для овладения иностранным языком.

Классным руководителям следует  особое внимание обращать на тех учащихся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, а также  на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью  к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному  реагированию на стрессовые факторы.

Таких детей нужно адаптировать к коллективу сверстников, способствовать развитию контактов между ними, умению сотрудничать. В целях преодоления  у школьников с речевой патологией чувства неуверенности, эмоциональной  напряженности в процессе речевого общения логопедом должна проводиться  массированная психотерапевтическая работа.

Взрослые члены семьи, воспитатели  и педагоги должны понимать значение авторитета педагога для младшего школьника, а также авторитета группы сверстников  для подростка и роль самооценки в раннем юношеском возрасте. Незнание или игнорирование этих сведений неизбежно ведут к стрессам и  нарушениям психического здоровья детей, что может сказаться на речевом  поведении.

    1. Вторичная профилактика.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные  расстройства). Так как взаимодействие биологических и социальных факторов риска играет особую роль в речевом онтогенезе, в коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая двигательная активность, низкий уровень развития сосательного рефлекса и проч. свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз  органических поражений мозга оказывает  влияние на отношение родителей  к ребенку. Логопед должен разъяснять родителям механизмы компенсации  имеющегося органического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для развития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе то, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых  имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать  и начинают общаться жестами, желая  облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать  с ним. Постепенно у ребенка накапливается  словарный запас, необходимый для  дальнейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985).

Степенью, характером речевой недостаточности  и психических наслоений определяются возможности ребенка учиться  и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе  тормозится невозможностью вовремя  и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживается  нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в классе возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны  речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Отставая в учении, школьники, у  которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей  дисциплины.

Многие дефекты речи, имеющие  в своей основе органическое поражение  мозга, меняют перспективы жизни. Нередко  ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой патологией теряет свои четкие очертания. Некоторые расстройства речевой функции влияют не только на получение профессии, но сказываются на устойчивости энергетического потенциала деятельности и сохранности ее операционального состава.

Информация о работе Профилактика речевых нарушений