Профилактика речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:49, реферат

Описание

Данный реферат освещает основные этапы речевого развития ребенка, методы первичной, вторичной и третичной профилактики речевых нарушений, а также вопросы организации логопедической службы в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

реферат профилактика.docx

— 66.28 Кб (Скачать документ)

В качестве первичного дефекта у  новорожденных могут выступать  нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

Работа с детьми, имеющими фактор риска речевых нарушений, строится исходя из сущности патологии центральной  нервной системы.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни  такого ребенка, так как нарушение  развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

Ранняя диагностика нарушений  сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции  проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга. На основе ряда исследований установлено, что характер и интенсивность межнейронных связей в значительной мере зависят от характера интенсивности раздражений, адресованных той или иной функциональной области мозга. В тех случаях, когда функция мозговых структур «не востребована», то в них возникают патолого-анатомические изменения, подчас необратимого характера. При адекватных коррекционных воздействиях наблюдается компенсация органических повреждений головного мозга за счет образования новых, не предусмотренных генетической программой дополнительных межнейронных связей.

Коррекционно-педагогические мероприятия  включают в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, развитие рефлексов  орального автоматизма, вызывание  голосовых реакций и т. д.

Основное внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных  сенсорных функций ребенка, что  в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.

К биологическим факторам риска  речевых нарушений генетического  характера относится, в частности  нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).

В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.

К биологическим факторам риска  речевых нарушений относится  также и семейная отягощенность  патологией речи. Известно, что наследственная предрасположенность к возникновению  того или иного патологического  состояния не является фатальной. Как  правило речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка. При появлении признаков каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь. Родители должны консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из семьи, отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия в младшем дошкольном возрасте.

Социально-психологические факторы  риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в  особенности вопросы психической  депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации (И. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения  деятельности мозга и является в  дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться  речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают  значение такого рода воздействия, как  наказание дома и особенно в детском  учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече  с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных  персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных  отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

• характерологические особенности  матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

• неприятие со стороны матери (отца);

• неполная семья;

• конфликтные взаимоотношения  в семье, изменение в структуре  семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);

• воспитание в двух домах;

• резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

• неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

По мере роста и развития ребенка  круг психотравмирующих ситуаций значительно  расширяется за счет возрастающего  значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание  ситуация испуга (внезапное появление  устрашающего животного, просмотр «страшного»  фильма, «страшная» сказка), рождение другого  ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно  проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Для организации рациональных методов  профилактического педагогического  воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления  речевой функции и психики  в целом.

Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях  постнатального развития ребенка его  общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих  движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).

Стимуляция формирования речевой  функции имеет большое значение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными  навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в частности  речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать  условия для осуществления разнообразных  двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания  речи, что в значительной степени  зависит от речевого поведения взрослых.

Понимание речи происходит у ребенка  путем установления связи между  словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что  они поступают неправильно в  тех случаях, когда стремятся  по мимике и жестам угадать желания  ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Лингвистическое воспитание ребенка  должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке (К. Д. Ушинский, 1948—1952; Е. И. Тихеева, 1981 и др.). Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к  речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать  речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка  усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием  стихов и песен, не соответствующих  возрасту.

К 3 годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000—1200 слов. Малыш употребляет почти  все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное обращение со взрослым (вопросы: Как? Где? и т. д.). Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К 3 годам жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

При общении с ребенком, который  уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо  ждать ответ, уметь выслушать  малыша и правильно ему ответить.

Окружающие ребенка люди своей  плавной, четкой по артикуляции и  построению фразы спокойной речью  побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В  случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим  с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий  и в целом речевой нагрузки.

К 6 годам жизни у ребенка бывают сформированы лишь основные параметры  речедвигательных механизмов: сокращения мышц речевого аппарата в процессе речи недостаточно автоматизированы, речедвигательные стереотипы легко нарушаются при усложнении речевой задачи, координаторные взаимоотношения между отделами речедвигательного аппарата (в частности, между артикуляторным и дыхательным) неустойчивы.

Несмотря на довольно большой словарный  запас, внешнее оформление речи в  этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в  звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т. п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4—5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, спонтанно под влиянием речи окружающих и правильных ее образцов.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения  правильным звукопооизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические  запинки, что проявляется в прерывистости  речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в  период вдоха. Эти явления, так же как и ненормативное для родного языка звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4—5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных  ситуациях, от участие в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и  развитие игровой деятельности.

Формирование речевой функции  должно осуществляться параллельно  с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений  и знаний о них происходит благодаря  теснейшему взаимодействию речевого и  сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра. В  самостоятельном пользовании детей  должны быть разнообразные наборы игрушек  и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и  пр. Включение дидактических игр  способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность  обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в  целом. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослых игрой  детей должны быть тщательно продуманы  и усвоены воспитателями в  связи с их влиянием на развитие речи детей.

Информация о работе Профилактика речевых нарушений