Профилактика речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:49, реферат

Описание

Данный реферат освещает основные этапы речевого развития ребенка, методы первичной, вторичной и третичной профилактики речевых нарушений, а также вопросы организации логопедической службы в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

реферат профилактика.docx

— 66.28 Кб (Скачать документ)

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Продолжается совершенствование  связной речи. Дети сознательно усваивают  грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью  овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

  1. Взаимосвязь моторики и речевой функции.

Формирование  движений у человека происходит при  участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы.

Механизму взаимодействия движения и речи серьезное  исследование посвятил Н.А.Бернштейн. Поскольку человек совершает  движения, различающиеся по степени  произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна.

В 1966 г. Н.А. Бернштейн разработал и  выдвинул теорию уровневой организации  движений. Разрабатывая иерархическую  систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему  уровню организации движений. Это  кортикальный речедвигательный уровень символических координаций и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно связана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.

  А — уровень палеокинетических регуляций, он же руброспинальный уровень центральной нервной системы.

Обеспечивает  бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции, статическую выносливость и координацию (катание ладонью шариков, хватание предмета, принятие и удержание позы, обмахивание).

В — уровень синергии и штампов, он же таламопаллидарный.

Обеспечивает  коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных  частей, выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику (одевание, умение бороться, танцы, гимнастику и т.п.).

С — уровень пространственного  поля, он же пирамидно-стриарный.

Обеспечивает  согласование двигательного акта с  внешним пространством при ведущей  роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.

Уровень С распадается на два подуровня.

С1 — стриарный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, нижний подуровень пространственного поля.

Осуществляет  оценку направления движения и дозирование  силы по ходу движения (шнурование, причесывание, перелистывание, слежение за движущимся пальцем, обведение фигуры на бумаге).

С2 — пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней, верхний подуровень пространственного поля, представляющий из себя сложную афферентационную систему зрительно-пространственного поля.

Обеспечивает  максимальную целевую точность(закатывание шариков в лунки, вдевание нитки в иголку, прыгание до черты, рисование круга).

D — уровень действий, практический, он же теменно-премоторный, кортикальный.

Ведущей афферентной системой является представление  о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные категории (верх, низ, между, над, прежде, потом). Смысловая логика действия с предметами часто не соответствует логике геометрического пространства (открывание через отвинчивание). Сфера движений — самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Осознание правой и левой сторон тела.

Е — высший кортикальный уровень символических  координации и психологической  организации движений, основанный на образном мышлении. Обеспечивает содержание и смысл решаемой задачи, понимание  чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное, хореографическое исполнение — импровизации.

Нарушения движений на разных уровнях очень  специфичны и требуют строго дифференцированных методов коррекции.

При патологии регуляции движений I уровня основной целью будет развитие статической  выносливости и произвольной регуляции  мышечного тонуса; при нарушении II уровня – развитие гибкости и подвижности  тела, непрерывности движения, динамической координации, мимической моторики и  орального праксиса, выразительности движений и просодической стороны речи; III – развитие силы, быстроты и точности движений, динамической координации; IV – развитие сообразительности, внимания, находчивости и памяти; V – развитие фантазии, эмоций, сочетаемости движений с речью, умения выполнять действия по  словесной инструкции.

Таким образом, в основе уровневой теории организации движений лежит принцип  связи общей моторики и речи. Необходимые  качества движений органов артикуляционного аппарата следует развивать путем  совершенствования аналогичных  свойств общей моторики.

 

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка


Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что  уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук / М.М.Кольцова 1973,1979 /. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы / Л.В. Фомина, 1971 /.

Известный исследователь детской  речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев  рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются  тонкие движения пальцев рук, затем  появляется артикуляция слогов;  всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М.М.Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим  влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности  коры г.м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени  связана с развитием действий рук. Умение выполнять различные движения  с предметами особенно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому в работе с детьми тренировке движений пальцев рук придается  большое значение и в случаях  своевременного речевого развития, и  особенно там, где развитие речи задерживается.  

Итак, подражание движениям  рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного  развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитие движений рук включает:

развитие  хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

развитие  соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание  движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

развитие  движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более  тонкими и дифференцированными.

В ходе проведения специальных  игр и упражнений развивается  умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики

Массаж  рук

Занятия с предметами и материалами: пирамидки, конструктор, мозаика, бусы, шнуровки, глина, пластилин, песок, природные материалы, прищепки, липучки, крючки, кнопки, пальчиковый театр, выкладывание фигур из палочек и т.д.)

Пальчиковые игры («Лапки-царапки», «Коза-дереза», «Семья», «Молоточки», «Уточка», «Птички», «Моторчик» и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профилактика речевых нарушений.
    1. Первичная профилактика.

Предупреждение нарушений в  речевом развитии основывается на мерах  социального, педагогического и  прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

Реализация профилактического  направления здравоохранения и  специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем  создания для будущей матери в  период беременности максимально благоприятных  условий, регламентируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой  охраны здоровья матери и ребенка.

В конце XX столетия здоровье подрастающего  поколения зависит от ряда условий, связанных главным образом с  экологией, ее влиянием на иммунную, нервную  и эндокринную системы. Загрязнение  воздуха, воды, почвы влечет за собой  рост острых и хронических (особенно аллергических) заболеваний, снижение сопротивляемости организма вредоносным  влияниям. Наряду с этим возрастает роль и стрессовых психологических  воздействий, что в свою очередь  ухудшает нервно-психологическое здоровье и иммунитет у детей. Понятно, что и качество всех сторон здоровья родителей также продолжает снижаться, а при отягощенной наследственности дети в 2—3 раза чаще страдают тем же недугом, что и их родители.

В системе психопрофилактических  мер существенное значение имеет  своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью  предупреждения развития тех или  иных отклонений в нервно-психическом  и, в частности, речевом развитии ребенка.

Генетическое консультирование предполагает выяснение последствий, к которым  приведет возникновение генетических заболеваний в семье, прогноз  тяжести заболевания и риска  его повторного возникновения, уточнение  способов профилактики заболевания  и его оптимальной коррекции. Показаниями к генетической консультации считаются врожденные аномалии у членов семьи или родственников, аномальное психическое или физическое развитие ребенка, беременность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой особо высока частота какого-либо наследственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, три или более самопроизвольного выкидыша или случаи ранней детской смертности, бесплодие. Основные методы выявления наследственной патологии сводятся к распознаванию гетерозиготного носительства генов рецессивных заболеваний и дородовой диагностики у перечисленных групп риска.

В тех случаях, когда обнаруживается семейная отягощенность какой-либо патологией, родители должны быть хорошо информированы о возможном проявлении заболевания у ребенка, а также  о том, какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить симптоматику наследственного заболевания.

С рождением ребенка особая ответственность  за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.

Формирование характера и личностных особенностей ребенка начинается с  самого раннего возраста. Уже ранний период постнатального развития имеет  большое значение для последующих  этапов формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические  реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень  зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители совместно с  врачами должны внимательно следить  за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые  профилактические меры в случае их отклонений от нормы.

В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются  различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и  индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени  способствующие развитию тех или  иных патологических состояний.

Между биологическими и социальными  факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие  на организм главным образом в  период внутриутробного развития и  родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.

Информация о работе Профилактика речевых нарушений