Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:04, дипломная работа
Цель исследования: разработка и внедрение эффективной системы профилактики табакокурения младших школьников
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по проблеме профилактики табакокурения младших школьников;
2) определить роль и место социального педагога в системе профилактической работы;
3) изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
4) осуществить подбор эффективных методов и приемов для детей младшего школьного возраста по профилактике табакокурения;
5) провести комплекс профилактических занятий с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников;
6) экспериментально проверить систему ранней профилактики табакокурения младших школьников, с учетом педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.
Введение………………………………………………………………
Глава I. Профилактика табакокурения младших школьников как социально-педагогическая проблема
1.1. Понятие профилактики табакокурения. Роль социального педагога в профилактике табакокурения……………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………..
1.3. Традиционные формы и методы профилактики курения младших школьников………………………………………………………...…
1.4. Анализ существующих программ по профилактике табакокурения школьников………………………………………….
Выводы по I главе…………………………………………………………..
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста
2.1. Результаты исследования до проведения профилактической работы…………………………………………………………………
2.2. Апробация программы профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста………………………………………
2.3. Результаты исследования после проведения профилактической работы…………………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………
Приложения
Следовательно, чем раньше будет начата работа по предупреждению табакокурения, тем эффективнее будет результат.
Кроме того, профилактика раннего табакокурения – это одно из направлений профилактики других видов зависимостей: алкогольной заиасимости, наркозависимости, компьютерной зависимости, игровой зависимости и др. По статистике некурящих людей среди злоупортебляющих алкоголем и наркозависимых практически нет. Первым этапом любой зависимости является курение.
Главная задача в профилактической работе с учащимися начальной школы - это система раннего предупреждения социально значимых заболеваний, пропаганда преимуществ здорового образа жизни (ЗОЖ).
Профилактика табакокурения среди младших школьников – это целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия педагогов, психологов, медиков, родителей и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у детей, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок, направленных на предупреждение табакозависимости, на осознание ценности здоровья, на противостояние негативным влияниям, на формирование психологической установки ценности жизни без зависимости от психоактивных веществ, на сохранение и укрепление состояния здоровья [22; 41].
Поздно начинать профилактику, когда ребенок уже курит. Необходимость профилактики табакокурения в любом возрасте понятна, но особое значение должно придаваться ранней профилактике среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Установки на ЗОЖ, стереотипы решения простых жизненных ситуаций, неприятие употребления табака значительно легче закладываются и укрепляются в этот возрастной период. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети знакомятся с алкоголем, пробуют курить. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был заранее подготовлен к восприятию различных аспектов явления. К тому же формирование устойчивости к негативному влиянию среды — длительный и сложный процесс, предполагающий освоение разнообразных социальных навыков.
Проблема усложняется тем, что ранняя профилактика всех социально значимых заболеваний должна отвечать многим требованиям профилактического воздействия.
"Можно ли сделать здоровым человека в обществе, которое стало причиной его нездоровья? Мне думается, что пессимизм, заключенный в этом вопросе, опровергается самим фактом существования самоактуализированных индивидуумов... мы не вправе успокаиваться, просто ответив "да", просто признав возможность оздоровления человека - мы обязаны найти пути реализации этой возможности.. ."(А.Г.Маслоу) [32; 80].
Приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. №619 была введена Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Согласно данной концепции, любая работа является эффективной только в том случае, если она затрагивает все три сферы субъекта профилактики: сферу представлений, подструктуру субъективного отношения и поведенческие реакции (интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий компоненты самосознания) [16].
Подструктура
представлений охватывает всю имеющуюся
у ребенка систему образов
объектов и явлений, относящихся
к определенной сфере (в нашем
случае - к сфере здоровья и ЗОЖ).
Система представлений
Знания - это фактически любая информация о мире, которую ребенок может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.
Представления - это та усвоенная информация о мире, которая используется ребенком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире.
Различие между знаниями и представлениями имеет принципиальнейшее значение для реализации программы обучения здоровью.
При реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений [21; 46].
С одной стороны, ребенок должен хотеть приобретать "знания" и "умения" о здоровье и ЗОЖ, а с другой - хотеть потом применять их в жизни.
Каковы же критерии отбора информации, позволяющей оказывать воздействие на имеющуюся у подростков систему субъективных отношений в сфере здоровья и ЗОЖ?
Лишь та информация о здоровье и ЗОЖ будет вызывать интерес у школьников и способствовать формированию подструктуры субъективного отношения, которая тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.
Иными
словами, невозможно научить учеников,
как вести себя в каждой конкретной
ситуации, но вполне реально обучить их
общим принципам, которые помогут правильно
ориентироваться в сходных ситуациях.
Профилактика вредных привычек младших школьников, в частности борьба с табакокурением – совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Социальный педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений.
Целью специально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к табакокурению, является устранение негативных факторов, способствующих табакокурению детей.
Первый
фактор – индивидуально-
Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у ребенка, склонного к табакокурению, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор – социальный школьный, негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы. Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него табакокурительной зависимости [21; 36].
Основной целью профилактики является ориентированность детей на их способность сделать свой собственный выбор, овладение ими объективной информацией о действии химических веществ на организм; обучение детей поведенческим навыкам, облегчающим следование здоровому образу жизни.
Цель социально-педагогической профилактики табакокурения младших школьников может быть реализована путем решения следующих задач:
Социально-педагогическая профилактика с детьми младшего школьного возраста должна строиться на следующих принципах.
При организации профилактической работы социальный педагог должен помнить о трех компонентах профилактической работы.
Первым является образовательный компонент, который включает специфический и неспецифический аспекты. Специфический аспект — знание о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм; о механизмах развития заболевания и возникновения зависимости во всех аспектах; понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость. Неспецифический аспект — знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе, развитие самосознания.
Психологический компонент включает коррекцию психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ; создание благоприятного доверительного климата в коллективе. В данный компонент входит работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Психологическая работа предполагает выработку у ребенка адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, умений определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации ребенка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости свободного времени [15; 46].
Таким образом, весь набор профилактического воздействия на ребенка должен соответствовать возрастным особенностям этого периода детства в той степени, в которой это необходимо для первичной профилактики. Разнообразие возрастных психолого-педагогических особенностей отражено в последующем параграфе.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика
детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Поступивший
в школу ребенок автоматически
занимает совершенно новое место
в системе отношений людей: у
него появляются постоянные обязанности,
связанные с учебной
В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований.
Познавательная сфера. Восприятие отличается остротой и эмоциональностью, оно недостаточно дифференцировано и поверхностно. Задачей в данном случае может быть развитие целенаправленного восприятия, внимания. Следствием быстрой смены процессов возбуждения и торможения является высокая отвлекаемость детей в начальной школе. Внимание малоустойчиво, ребенок не может длительно выполнять работу, нет навыков в распределении внимания. Память носит произвольный характер, более осознанна и организована. Яркие впечатления запоминаются лучше, при этом дети не умеют выделять главного. Для того чтобы ребенок научился выделять главное, необходимо дать логическое объяснение происходящему, в данном объяснении ребенок должен уловить смысл, составить план, запоминание должно быть осмысленным. Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно важно для изучения истории), оно становится более реалистичным. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта ребенок может создать необходимые образы [3; 45].