Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:04, дипломная работа
Цель исследования: разработка и внедрение эффективной системы профилактики табакокурения младших школьников
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по проблеме профилактики табакокурения младших школьников;
2) определить роль и место социального педагога в системе профилактической работы;
3) изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
4) осуществить подбор эффективных методов и приемов для детей младшего школьного возраста по профилактике табакокурения;
5) провести комплекс профилактических занятий с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников;
6) экспериментально проверить систему ранней профилактики табакокурения младших школьников, с учетом педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.
Введение………………………………………………………………
Глава I. Профилактика табакокурения младших школьников как социально-педагогическая проблема
1.1. Понятие профилактики табакокурения. Роль социального педагога в профилактике табакокурения……………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………..
1.3. Традиционные формы и методы профилактики курения младших школьников………………………………………………………...…
1.4. Анализ существующих программ по профилактике табакокурения школьников………………………………………….
Выводы по I главе…………………………………………………………..
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста
2.1. Результаты исследования до проведения профилактической работы…………………………………………………………………
2.2. Апробация программы профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста………………………………………
2.3. Результаты исследования после проведения профилактической работы…………………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………
Приложения
Вредные
привычки, как правило, являются результатом
закрепления неправильного
Тренировка
– самый элементарный вид формирования
личности, в основе которого лежит
систематическое повторение определенных
действий, а результатом является
закрепление повторяемых
Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на тренировку, но дополняется знаниями результатов каждого упражнения и стремлением учащихся улучшать свои показания.
Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на упражнение, но дополняется связями нового упражнения с уже изученным, усвоенным.
Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение связями приобретенного в процессе обучения со свойствами направленности данной личности. Важная цель педагогической деятельности – воспитание активной жизненной позиции – невозможна без научения основам самовоспитания и самостоятельности. Большое значение для понимания вредных привычек школьников имеет дифференциальная диагностика педагогической запущенности. Убедившись в наличии у ребенка вредных привычек, школьный врач и педагог налаживают контакт с родителями, способствуют установлению психогигиенического режима дома. По отношению к семьям, где нередки семейные конфликты, нужны специализированные меры типа семейный психотерапии [13; 114].
Согласно
концепции М.Ю.Кондратьева и С.
Игра как ведущая деятельность старшего дошкольного возраста сохраняет свое значение вплоть до школьного возраста, а у детей "группы риска" и дальше, преобладая над учебной.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
В школьном возрасте все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус школьника, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности [19; 35]:
Социальному
педагогу необходимо знать о неработающих
методах при организации профилактической
работы. Наиболее распространенным является
запугивание. Устрашающие цифры и факты
употребления психоактивных веществ существенного
влияния на выработку правильной, здоровой
линии поведения детей не оказывают. К
неработающим методам относится также
искажение и неточное (неполное) донесение
информации о проблеме.
1.4 Анализ существующих
программ по профилактике
табакокурения
школьников
На основе изучения источников было выявлено, что существует ряд программ по ранней профилактике табакокурения. Часть из них отличает высокая степень профессионализма (Л.Г. Татарникова, Л.А. Обухова), все они учитывают возрастные особенности младших школьников, а некоторые (И.В. Малышева) делают это особенно тонко и артистично.
В разных странах мира за последние годы уже накоплен определенный опыт как создания, так и практического применения специальных школьных программ по гигиеническому воспитанию и образованию школьников. Используются программы как узкоцелевые, к примеру, только к вредным привычкам (табак, алкоголь, наркотики), но и обучающие правилам здорового питания, физической активности. Так, например, после внедрения антитабачных школьных программ доля куривших среди 13-летних девушек в Швеции уменьшилось с 16% до 6%, в Норвегии среди девушек с 16 – 20 лет доля курящих уменьшилось с 41% до 26%, в США среди 15 – 18 лет – с 29% до 19% [26; 5].
В нашей стране также существует немало профилактических программ. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Программа «Уроки нравственного здоровья» признана настроить детей, учащихся на понимание своего места в процессе возрождения нации, на переориентацию жизненных установок на здоровый образ жизни, который позволит им стать физически сильными, умственно развитыми, духовно богатыми, гармонично развитыми личностями [34; 74].
Программа основана на концепции психологической запрограммированности человека на употребление алкоголя, табака и наркотиков, разработанной ленинградским ученым – психологом Г.А. Шичко. Программа включает в себя принципы, формы и методы нравственного воспитания и претворения в жизнь направленной здорового образа жизни. Данная программа дает возможность творческого развития, как ученику так и его родителям и учителю.
Основные задачи программы:
Тематика профилактических занятий включает в себя теоретическую информацию, ролевые ситуационные игры, самостоятельную работу, аутогенную тренировку и аутофиксацию каждого занятия. Отношение учителя к проблемам табакокурения, алкоголизма, наркомании, нравственному и духовному здоровью ребенка имеет принципиальное значение. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрена работа в трех направлениях с учащимся, педагогами, родителями.
Задачами курса Г.К. Зайцева «Расти здоровым» являются:
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, занятия содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка. Эта программа включает в себя не только вопросы физического здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на занятие снова.
Программа Л.В. Трубицыной «Позитивной профилактики курения, алкоголизма и наркомании» [2; 19] предназначена для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Дети очень любознательные, активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости и готовы смотреть на любого взрослого как на непререкаемый авторитет. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Основная цель данной программы – предупреждение начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия детей в разных ситуациях, избежание неправильного употребления лекарств и т.д.
Программа школьного курса Л.Г. Татарниковой «Валеология» (1 и 2 классы) [20; 33]. Предложенная программа предоставляет систему знаний, приобщающихся учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне. Она разработана с учетом возрастных психовизиологических особенностей. Программой предусмотрено ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций. Система здорового образа жизни позволяет формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в повседневной жизни.
Наука о формировании и сбережении здоровья в школьном варианте подразделяется на три самостоятельных учебно-тематических блока. В нашем контексте, нам особенно интересен блок "Я и мое здоровье" (1-я ступень). Ребенок, в процессе овладения знаниями и умениями программы 1-3-х классов, должен понимать значение ЗОЖ для личного здоровья, для жизни, отдыха, учебы; понимать, почему ЗОЖ способствует хорошему настроению, здоровью своему и здоровью окружающих людей. Ребенок должен уметь обеспечивать личную безопасность и оказать помощь другим, различать доброе и недоброе прикосновение. Он знает, что можно сделать, чтобы обезопасить себя от недобрых людей и где можно получить помощь в экстренных случаях и т.п.
Программы Л.Г. Татарниковой высоко научны, представляют систему знаний, приобщающих учащихся к знаниям законов развития человека. Это и делает их "тяжелыми" для восприятия учащимися 1-й ступени обучения. Автор дает такие примечания: учителю необходимо говорить доступным для ребенка языком, наверное, понимая, что сделать это будет "практически невозможно" [32; 56].
В
учебном пособии Б.Н. Чумакова «Валеология»
рассматриваются вопросы
Табак, как стимулятор или депрессант, оказывает относительно небольшой эффект на центральную нервную систему, вызывая незначительные нарушения восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием табака даже в большом количестве (2 – 3 пачки) в день психотоксическое действие несравнимо с фармапрепаратами, но «одурманивающий эффект» наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте [32; 59].