Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:04, дипломная работа
Цель исследования: разработка и внедрение эффективной системы профилактики табакокурения младших школьников
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по проблеме профилактики табакокурения младших школьников;
2) определить роль и место социального педагога в системе профилактической работы;
3) изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
4) осуществить подбор эффективных методов и приемов для детей младшего школьного возраста по профилактике табакокурения;
5) провести комплекс профилактических занятий с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников;
6) экспериментально проверить систему ранней профилактики табакокурения младших школьников, с учетом педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.
Введение………………………………………………………………
Глава I. Профилактика табакокурения младших школьников как социально-педагогическая проблема
1.1. Понятие профилактики табакокурения. Роль социального педагога в профилактике табакокурения……………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………..
1.3. Традиционные формы и методы профилактики курения младших школьников………………………………………………………...…
1.4. Анализ существующих программ по профилактике табакокурения школьников………………………………………….
Выводы по I главе…………………………………………………………..
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста
2.1. Результаты исследования до проведения профилактической работы…………………………………………………………………
2.2. Апробация программы профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста………………………………………
2.3. Результаты исследования после проведения профилактической работы…………………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………
Приложения
Агентство по управлению
государственными образовательными учреждениями Пермского края
ГОУ СПО
Соликамский педагогический колледж
им. А.П. Раменского
Кафедра
педагогики и психологии
Выпускная
квалификационная работа
Профилактика табакокурения
детей
младшего школьного
возраста как аспект
деятельности социального
педагога
Защита
состоялась
«______»_______________20___г. Оценка _____(______________) Члены комиссии: |
Выполнила:
Шилова Елена Геннадьевна, студентка гр. С –55, специальность 050711 (0314) «Социальная педагогика» Руководитель: Ветчанинова Елена Юрьевна |
Соликамск,
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава I. Профилактика табакокурения младших школьников как социально-педагогическая проблема | ||
1.1. | Понятие профилактики табакокурения. Роль социального педагога в профилактике табакокурения………………………………. | 7 |
1.2. | Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………….. | 15 |
1.3. | Традиционные
формы и методы профилактики курения
младших школьников……………………………… |
22 |
1.4. | Анализ существующих программ по профилактике табакокурения школьников…………………………………………. | 28 |
Выводы по I главе………………………………………………………….. | 34 | |
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста | ||
2.1. | Результаты
исследования до проведения профилактической
работы……………………………………………………………… |
|
2.2. | Апробация программы
профилактики табакокурения детей
младшего школьного возраста……………………………… |
|
2.3. | Результаты
исследования после проведения профилактической
работы……………………………………………………………… |
|
Выводы по II главе…………………………………………………………. | ||
Заключение…………………………………………………… |
||
Список использованной литературы……………………………… | ||
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приобрела сегодня особую актуальность и значимость. Забота о здоровье выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики государства. Необходимость формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения обоснована в национальном проекте «Здоровье», особое место в котором отведено профилактике таких асоциальных явлений как табакокурение.
В
Докладе о состоянии
Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у детей представляется нам чрезвычайно актуальной.
Как
нарушение процесса социализации, табакокурение
рассматривается такими известными
российскими учеными как А.А.
Психолого-педагогические исследования профилактики ранней табакокурения подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, педагогами -Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, И.А. Невским, В.А. Поповым, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, A.B. Мудрика.
Стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема раннего табакокурения, а также разработка системы педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы нашего исследования: «Профилактика табакокурения детей младшего школьного возраста как аспект деятельности социального педагога».
Цель исследования: разработка и внедрение эффективной системы профилактики табакокурения младших школьников
Задачи:
Объектом исследования является система педагогической профилактики табакокурения.
Предмет исследования – социально-педагогические формы и методы, способствующие эффективной реализации системы педагогической профилактики табакокурения у младших школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профилактика табакокурения младших школьников будет эффективна при соблюдении следующих условий:
-
профилактическая работа
-
выявлены и обоснованы
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования: анализ литературы и документов; психолого-педагогические, социологические и эмпирические методы (опрос, анкетирование, наблюдение, беседа, интервью); опытно-экспериментальная работа; изучение массового и передового педагогического опыта; статистические методы обработки материалов исследования, анализ и обобщение результатов экспериментального исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в интегрировании и систематизации представленных в научной литературе подходов к проблеме профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста.
Практическое значение состоит в анализе и обобщении результатов опытно-экспериментальной работы по применению комплекса социально-педагогических методов профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста.
Структура исследовательской работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
База исследования: учащиеся начальных классов МОУ СОШ №20 Губахинского муниципального района.
ГЛАВА I
ПРОФИЛАКТИКА
ТАБАКОКУРЕНИЯ МЛАДШИХ
Роль
социального педагога
в профилактике табакокурения.
Потеря
здоровья у учащихся – характерная
тенденция последних
Табакокурение широко распространено во всех странах мира и является одной из главных причин преждевременной смерти взрослых людей от заболеваний, связанных с курением. Табакокурение убивает 5млн. людей каждый год, являясь единственной и устранимой причиной. Прогнозируется, что к «2020 году в развивающихся странах каждый год будет умирать более 7 миллионов людей в результате болезней, связанных с табаком, это больше, чем от малярии, травматизма и условий жизни вместе взятых» (Интернет - материалы ВОЗ, июль, 2006). Табакокурение в связи со столь большими социальными последствиями для здоровья населения является одним из важнейших направлений работы Всемирной организации здравоохранения.
Вместе с тем, к курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками [34; 15]. Регулярными курильщиками являются 11% американских девочек и мальчиков, обучающихся в 7-12 классах. Среди литовских школьников 5-9 классов ежедневно курят до 20%. Среди школьников Хорватии ежедневно курят 19,3% мальчиков и 21,3% девочек. Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет.
Проведенное ВОЗ в России исследование «Здоровье школьников и их поведение в сфере здоровья», показало, что среди 15- летних постоянно курят 20% мальчиков и 14% девочек [34; 15].
Результаты исследования, проведенного в пяти средних школах г. Москвы, свидетельствуют, что каждый третий пятиклассник пробовал курить. У половины опрошенных пятиклассников курили друзья, каждый третий "испытывался на прочность": друзья предлагали ему сигареты. Пятиклассники утверждают, что впервые пробовали пиво, когда учились в начальной школе [1; 8].
Согласно данным исследования наркогенной ситуации, проведенного в в Индустриальном районе г. Перми в 2007 году, 6,6% третьеклассников относятся к курению положительно. От 30 до 50% третьеклассников не знают основных и широко известных фактов о вреде курения. Так, например, 42% из них считают, что сигареты с фильтром безвредны; 58% - курение повышает умственные способности; 83% считают, что пассивное курение безвредно и т.д.
Так, опрос 56 детей 1-3-х классов начальной школы показал, что "курение вредит здоровью" знают 83% учащихся, но только 57,1% знают о том, к чему приводит курение в раннем возрасте [22; 14].
Всем, а в первую очередь педагогам, становится понятно, что профилактика табакокурения, пропаганда здорового образа жизни - тема бесед не только для старшеклассников.
Ранняя профилактика табакокурения становится жизненно необходимым моментом современной жизни. Все больше взрослых начинают понимать, что предупреждение об употреблении табака, алкоголя - важная задача не только образовательных учреждений, но и отдельных семей [8; 27].
Родители обеспокоены тем, что дети начального звена обучения при переходе в среднее и старшее звено, возможно, окажутся неспособными к благоприятному социальному адаптированию к новым условиям среды. Их волнует, что им не хватит волевых усилий, чтобы противостоять первым опасным предложениям, что дети будут разочарованы, узнав, насколько грязен и жесток окружающий мир. Поэтому необходимо заранее, еще в младшем школьном возрасте, проводить раннюю скрытую профилактику социально обусловленных заболеваний, выявить возможные проблемы и подготовить детей к отреагированию в соответствии с личным пониманием и отношением к возможным негативным жизненным ситуациям.