Профилактика табакокурения детей младшего школьного возраста как аспект деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:04, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка и внедрение эффективной системы профилактики табакокурения младших школьников
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по проблеме профилактики табакокурения младших школьников;
2) определить роль и место социального педагога в системе профилактической работы;
3) изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
4) осуществить подбор эффективных методов и приемов для детей младшего школьного возраста по профилактике табакокурения;
5) провести комплекс профилактических занятий с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников;
6) экспериментально проверить систему ранней профилактики табакокурения младших школьников, с учетом педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава I. Профилактика табакокурения младших школьников как социально-педагогическая проблема
1.1. Понятие профилактики табакокурения. Роль социального педагога в профилактике табакокурения……………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………..
1.3. Традиционные формы и методы профилактики курения младших школьников………………………………………………………...…
1.4. Анализ существующих программ по профилактике табакокурения школьников………………………………………….
Выводы по I главе…………………………………………………………..
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста
2.1. Результаты исследования до проведения профилактической работы…………………………………………………………………
2.2. Апробация программы профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста………………………………………
2.3. Результаты исследования после проведения профилактической работы…………………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Профилактика табакокурения.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

     Интересна программа "Становление" И.В.Малышевой, психолога центра "Социум плюс" (г. Пермь, 2001). Она предполагает профилактику злоупотребления ПАВ в начальной школе и рассчитана для детей младшего школьного возраста. Очень тонко и артистично автор моделирует процессы воздействия алкоголя, табака, наркотиков на организм человека, используя "детские" ассоциации: с мотором машины, насосом. Дети играют в телесные игры и в процессе таких взаимодействий происходит просвещение о СОЗ. Из 10 занятий, предложенных в качестве профилактических, лишь два посвящены непосредственно наглядной профилактике злоупотребления ПАВ. И.В.Малышева - непревзойденный мастер телесно-ориентированной психотерапии. Ее программа, на наш взгляд, наиболее ярко, в отличие от других программ по ранней профилактике, использует возможности детей младшего школьного возраста в игровой деятельности [21; 42].

     Специалист  по социальной работе Пола Статмэн  в книге "Безопасность вашего ребенка" поясняет "как и какими словами объяснить ребенку всю сложность проблемы персональной безопасности", "как обучить поведению в опасных ситуациях". Вот что она предлагает: "эффективный подход - придумывать самим сказки на тему безопасности с вашим ребенком вместо главного героя". Вот ее наблюдения: "большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности, и этот момент легко обсудить или разыграть в лицах" [17; 32].

     Программа по ранней профилактике социально обусловленных заболеваний для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Сказка - ложь, да в ней намек" Т.В. Калугиной (Пермь, 2003г.) создавалась по мотивам народных и литературных сказок. Принцип данной программы в том, что сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужие чувства и поступки. Эта уникальная возможность пережить, "проиграть" жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний [28; 3]. Предлагаемая программа направлена не только на расширение знаний о наркогенных веществах, табакокурении, алкоголе, но и на развитие умений действовать в опасных ситуациях.

     Посредством сказки-фантазии можно смоделировать  любые ситуации повседневной жизни: нельзя разговаривать с опасными людьми, необходимо уметь им сказать "нет" ("Цветик-семицветик", встреча со старушкой); нельзя употреблять наркотики, они смертельно опасны ("Волшебник Изумрудного города", маковое поле); нельзя все время ссориться, нужно уметь принимать совместные решения ("Три поросенка"); нельзя болеть, нужно заниматься своим здоровьем ("Доктор Айболит").

     Любую сказочную ситуацию можно профилактически  преобразовать. Поэтому программа "Сказка - ложь, да в ней намек" реализует психосоциальную модель коррекционно-развивающей программы ранней профилактики.

     На  наш взгляд, эти профилактические программы могут при квалифицированном применении активно развивать те чувства и те установки, которые необходимы для формирования стойкого стереотипа здорового образа жизни.

 

     

     ВЫВОДЫ  ПО I  ГЛАВЕ

     Профилактика  табакокурения среди детей сегодня рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и воспитательного процессов, так как способствует развитию у них таких качеств, как умение принимать ответственные решения, противостоять давлению со стороны окружающих, видеть преимущества здорового образа жизни, укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.

     Выделение младшей школьной возрастной группы в настоящем исследовании обусловлено тем, что большинство людей начинают курить в подростковом возрасте, когда в силу возрастной сензитивности подростки не способны противостоять негативным воздействиям. Вместе с тем, именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик человека.

     Содержательная  основа профилактической работы сегодня предусматривает не столько информационное поле, раскрывающее вред табакокурения, негативные последствия физиологической и психологической зависимости, сколько вовлечение ребенка в социально-значимую деятельность, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитию личностных качеств, способствующих устойчивой позиции противостояния негативным воздействиям.

     Сравнительное исследование различных форм ранней профилактики табакокурения показало, что наиболее эффективной формой этой работы является игровой тренинг.

     Экспериментальному  исследованию социально-педагогической профилактики табакокурения младших школьников посвящена вторая глава нашей выпускной квалификационной работы.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения. Роль и место психолога. // Вопросы психологии. - 1999. - № 4.
  2. Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002.
  3. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды.  – М., Воронеж, 1995.
  4. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1996.
  5. Бояринцева Г.Н. Приобретение уверенности в себе. Программа тренинга общения. - Пермь, центр "Социум", 1995.
  6. Воспитание младших школьников в семье. - М., 1985.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. – М., 1991.
  8. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании. Практическое руководство для педагогов и родителей. - М., 2002.
  9. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ЦГА, 2002.
  10. 3инкевич Т.Д., Михайлов A.M. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии: Опыт психодиагностики и психокоррекции. - СПб.: Смарт, 1996.
  11. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
  12. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М.: Флинта, 2001.
  13. Общая психология: Учеб. для  студентов пед. институтов / Петровский А.В., Зинченко В.П и др. /под ред Петровского А.В. – 3-е изд., перераб. и дополненное. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры. - М., 1996.
  15. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. - М., 2000.
  16. Приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. № 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде".
  17. Постановление губернатора Пермской обл. от 30.06.97 г. № 240 "О неотложных мерах по профилактике преступности, безнадзорности среди несовершеннолетних и защита их прав.
  18. Пола Статмэн. Безопасность вашего ребенка. - СПб.: "Респекс", 1996.
  19. Программа подготовки волонтеров по профилактике социально-обусловленных заболеваний. - Пермь, 2002.
  20. Программа формирования здорового жизненного стиля. Серия "Работающие программы". Выпуск № 5. - М., 2000.
  21. Профилактика наркомании в начальной школе. - Пермь: МиГ, 2001.
  22. Профилактика табакокурения и токсикомании среди школьников: Пособие для учителей и мед. работников. - Пермь, 1995.
  23. Профилактика табакокурения среди детей, подростков и молодежи (опыт организаций, программы, нормативные акты, методические разработки). Пермь: МиГ, 2000.
  24. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991.
  25. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. - М., 1999.
  26. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. Серия «Работающие программы». Выпуск №2. - М., 2000.
  27. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашкина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль, 2001.
  28. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997.
  29. Сказка – ложь, да в ней намек. Программа ранней профилактики социально обусловленных заболеваний для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Пермь, 2003.
  30. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М., Педагогика, 1989.
  31. Учебное пособие для 5-7-х классов средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя. - М., 2001.
  32. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально-значимых заболеваний: Учебно-метод. пособие /Н.В.Лядова, Ю.А.Аносова, В.И.Кожарская и др. - Пермь: ПОИПКРО, 2002.
  33. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  34. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей/Под научн. ред. Л.М.Шипицыной и СИ. Казаковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  35. Шмаков С.А. Ее величество игра. - М., 1992.
  36. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. - М.:Прометей; Книголюб, 2002.
  37. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978.

Информация о работе Профилактика табакокурения детей младшего школьного возраста как аспект деятельности социального педагога