Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:04, дипломная работа
Цель исследования: разработка и внедрение эффективной системы профилактики табакокурения младших школьников
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по проблеме профилактики табакокурения младших школьников;
2) определить роль и место социального педагога в системе профилактической работы;
3) изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
4) осуществить подбор эффективных методов и приемов для детей младшего школьного возраста по профилактике табакокурения;
5) провести комплекс профилактических занятий с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников;
6) экспериментально проверить систему ранней профилактики табакокурения младших школьников, с учетом педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.
Введение………………………………………………………………
Глава I. Профилактика табакокурения младших школьников как социально-педагогическая проблема
1.1. Понятие профилактики табакокурения. Роль социального педагога в профилактике табакокурения……………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………..
1.3. Традиционные формы и методы профилактики курения младших школьников………………………………………………………...…
1.4. Анализ существующих программ по профилактике табакокурения школьников………………………………………….
Выводы по I главе…………………………………………………………..
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста
2.1. Результаты исследования до проведения профилактической работы…………………………………………………………………
2.2. Апробация программы профилактики табакокурения детей младшего школьного возраста………………………………………
2.3. Результаты исследования после проведения профилактической работы…………………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………
Приложения
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления.
В этот период преобладают конкретные операции, наглядно-действенное мышление, развивается функция обобщения. Иногда в этом возрасте ребенок может менять местами причину и следствие.
Эмоционально-волевая сфера. В этом возрастном периоде дети очень эмоциональны, не могут усидеть на месте, на уроках, бурно реагируют на все новое и неожиданное. В младшем школьном возрасте дети легко могут сдружиться и раздружиться, им не чужды аффекты. У ребенка формируются высшие моральные и эстетические чувства, развивается выдержка и самостоятельность, но вместе с тем, в поведении присутствуют импульсивность и агрессивность [3; 47].
Специфика саморегулирования поведения связана с включением в него воли. Это выражается прежде всего в формировании произвольного поведения. В младшем школьном возрасте ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям. И сама регуляция поведения становится предметом осознания ребенка. Зная в достаточной степени свои физические, интеллектуальные и нравственные возможности, он ставит цели действий и находит доступные средства для их достижения. Осуществление действий находится под самоконтролем ребенка, поэтому он постоянно соотносит свои возможности с условиями реализации данного действия. В этом же возрасте появляется способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане, «про себя». Выполнение такого действия предполагает формирование умения рассматривать и оценивать свои мысли как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии, благодаря которой ребенок анализирует свои суждения с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Взрослые в этот период должны быть озабочены проблемой развития самостоятельности, приучения к учебе. Их должны интересовать навыки и достижения детей. Наиболее оптимальным вариантом обучения является самостоятельное выполнение ребенком различных заданий и последующая проверка выполнения взрослыми. Если же этот способ не используется, то это может привести к неуверенности и развитию несамостоятельности у детей. Некоторые взрослые испытывают дисциплинарные методы контроля, в данном возрастном периоде они не желательны, более предпочитаемыми методами являются — словесно-аргументированные формы.
Младший школьный возраст характеризуется появлением собственной, достаточно устойчивой самооценки, более или менее объективно отражающей реальное состояние развитие ребенка. Содержание самооценки ребенка в этот период составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотнося с требованиями взрослых. Дети стремятся сравнить себя со сверстниками, соревноваться с ними.
Развитие самооценки у младших школьников, прежде всего, идет в направлении постепенного расширения ее объема. Так, вначале дети в процессе учебной деятельности оценивают лишь ее конкретные результаты, а затем они включают в самооценку и сам процесс деятельности и, наконец, свое учебное поведение в целом [11; 13].
В процессе общения и воспитания у младших школьников значительно возрастает критичность самооценки. У первоклассников довольно отчетливо проявляется тенденция преимущественно положительно оценивать свое поведение, свою учебную деятельность, свои качества личности. Второклассники относятся к этому более критично, оценивая не только свои хорошие, но плохие поступки, не только успехи, но и неудачи. Дальнейшее возрастание критичности самооценки выражается в осознании недостатков в своем поведении и деятельности, в их осуждении, в стремлении исправить их собственными силами, постепенно ослабляется тенденция младших школьников к завышению оценки выполняемых ими работ. Критичность самооценки повышается при сравнительной оценке учащимися себя и сверстников: в ситуации такого сравнения большинство детей выше оценивают сверстника, нежели себя.
Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел – умею», «Не мог – могу», «Был – стал», - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
По Л.С.Выготскому, новый возраст связан с возникновением новой социальной ситуации развития, с новым переживанием, с новым взглядом на окружающую ребенка действительность, с появлением нового отношения [7; 292].
В этот возрастной период авторитет учителя выше авторитета родителя, особенно в первом классе. Он снижается при переходе в среднее звено. Все отношения детей опосредуются учителями.
Ведущей у младших школьников является учебная деятельность, что обуславливает основные новообразования этого возраста.
Ребенок учится овладевать знаниями, получаемыми как на уроках, так и в окружающем мире. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний [6; 10].
Ребенка младшего школьного возраста интересует история своей семьи, города, улицы. Появляется осознание себя как социального существа, своего места в системе общественных отношений, в социальных ролях «ученик», «одноклассник».
В младшем школьном возрасте социальное познание связано с пониманием дружбы. Характер социальных взаимоотношений в период с 7 до 10 лет меняется. Выделяют 4 стадии:
До 7 лет — дружба основана на соображениях физического и географического характера, а также носит эгоцентрический характер.
7-9
лет — дети осознают
9-11 лет — дружба основана на идее равного обмена, люди рассматриваются как помогающие друг другу. Появляются обязательства.
11-12 лет — дружба — устойчивые, длительные отношения, которые основаны на обязательствах и взаимном доверии.
Одна из важнейших особенностей этого возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок начинает руководствоваться в поведении.
Таким образом, у учеников младших классов активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
И
поэтому задачей педагогов
1.3. Традиционные формы
и методы профилактики
табакокурения младших
школьников
Методами социально-педагогической профилактики можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности школьника, склонного к табакокурению, и способствует преодолению проблемы табакокурения. Методы зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс табакокурения.
Борьбу с табакокурением и пропаганду здорового образа жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого все средства: беседы, лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. В беседе о вредном влиянии иногда не надо опасаться преувеличений. Но необходимо следить, чтобы не сложилось впечатления бесперспективности избавления от патологического влечения. Лучшими средствами борьбы с этими вредными привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера. К этой работе необходимо широко привлекать родителей. Работа с родителями состоит в проведении текущего регулярного контроля за детьми [6; 22].
Беседу со школьниками не следует начинать прямо с вопроса о вредных привычках и недостатках. Это может сразу вызвать реакцию протеста, в результате чего школьник еще больше замкнется и не сможет раскрыться перед педагогом. Можно вначале познакомиться с интересами и склонностями школьника, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях, составить представление о его детстве, особенностях характера и круга общения. Не акцентируя внимание школьника на мотивах неправильного поведения, педагог обычно начинает беседу с вопросов: что побудило к совершению поступка? Почему поступил так, а не иначе. Если появляются поводы для возражения по ходу расспроса, педагог должен не заискивать перед учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку [12; 32].
В беседе не следует сразу ругать учащегося за то, что он не может избавиться от какой-то вредной привычки. Возможно, эта привычка и так составляет предмет переживаний ребенка. Беседа является способом формирования идейной и нравственной подструктуры его личности.
Наблюдение – один из методов психологического исследования личности. Советский психолог А.А. Бодалев считает, что во внешнем облике каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить характерологические особенности человека, его способности, испытываемое состояние. Надо учитывать, что маску человек снимает в конфликтных ситуациях а типичные черты характера непроизвольно обнаруживает в экстремальных ситуациях. Определение характера по внешности – дело сложное. Поэтому наблюдения дает возможность педагогу выяснить социальную подструктуру направленности личности: какие цели школьник преследует? Что считает главным в своей жизни? К чему стремится? [25; 59].
Изучая разносторонность интересов школьника надо выявить, нет ли интересов, мешающих учебе. Учитывая, что вредные привычки и нарушения поведения чаще возникают у школьника при нарушении волевых процессов, надо выяснить эти характеристики по следующим показателям: владеет ли собой в сложной обстановке? Умеет ли при сильном возбуждении сдерживаться или казаться внешне спокойным.
На основании полученных данных результатов может быть составлена социально-педагогическая характеристика личности ребенка.
Имея четкое представление о личности ребенка, педагог может воздействовать на его психическое состояние, используя различные приемы активизации сознания. К таким приемам относится прежде всего разъяснение. Цель разъяснения – формирование правильного поведения школьника, адекватной самооценки и взаимоотношений в учебном коллективе. Задачи разъяснения определяются конкретным случаем отклоняющегося поведения, методика ничем не отличается от общепринятых методов разъяснения и убеждения.
Рассказ и его тема могут быть нацелены на те или иные недостатки в поведении учащихся. Сопереживание или реакция школьников является лакмусовой бумажной эффективности педагогического воздействия. Беседы могут проводиться с акцентом на культуру и организацию умственного труда школьника, с экскурсом в области психогигиены. Элементарные знания, даваемые педагогом в этой области, являются залогом профилактики рецидивов нарушения поведения. Желательно проводить беседы по типу «сократического диалога» с аудиторией, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями. Вступая в диалог с ребенком, задавая ему наводящие вопросы, социальный педагог «демонстрирует» наличие у него вредной привычки, которая до сих пор не замечалась ребенком [1; 19].