Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
При написании работы ставились такие задачи:
- определить понятие речи;
- рассмотреть психологические причины нарушения речи;
- рассмотреть физиологические причины нарушений речи;
- провести экспериментальное исследование;
- выявить причины нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………….……………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ……………………….6
1.1. Понятие речи. Виды речи…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь речи и мышления ……………………………………………..9
1.3. Характеристика речи дошкольника………….………………………....11
1.3.1. Интонация………………………………………………………………...11
1.3.2. Система фонем……………………………………………………………12
1.3.3. Артикуляционные признаки звуков речи 14
1.3.4. Акустические признаки звуков речи 18
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….22
2.2. Нарушения звукопроизношения 22
2.3. Ринолалия 23
2.4. Временные задержки развития речи 24
2.5. Алалия 25
2.6. Нарушения речи при снижении слуха 26
2.7. Заикание 27
2.8. Нарушения голоса 29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
Список литературы. 32
Введение…………………………….…………………………
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ……………………….6
1.1. Понятие речи. Виды речи…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь речи и мышления ……………………………………………..9
1.3. Характеристика речи дошкольника………….………………………....1
1.3.1. Интонация………………………………………………………
1.3.2. Система фонем……………………………………………………………12
1.3.3. Артикуляционные признаки звуков речи 14
1.3.4. Акустические признаки звуков речи 18
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….22
2.2. Нарушения звукопроизношения 22
2.3. Ринолалия 23
2.4. Временные задержки развития речи 24
2.5. Алалия 25
2.6. Нарушения речи при снижении слуха 26
2.7. Заикание 27
2.8. Нарушения голоса 29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
Список литературы. 32
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Рассмотрением данного вопроса занимаются специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Был получен ряд важных фактов, сформулированы гипотезы для объяснения механизмов речи.
Левина Р.Е. считает что «речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка» [2;290].
Тихеева
Е.И. считает что «речь –
Фомичёва
М.Ф. отмечает что «речь – это
один из видов коммуникативной
Выготский Л.С. считает что «под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [9;234].
Пиаже выделил 5 периодов развития ребенка:
Первый предречевой период первого года жизни характеризуется «гулением».
Второй период характеризуется обогащением словами и произношение простейших речевых шаблонов.
Третий период характеризуется образованием и автоматизацией многочисленных речевых шаблонов.
Четвертый период характеризуется обогащением словарного фонда до 1000 слов и больше, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
Пятый период характеризуется тем, что вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным [7;317].
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным и школьными учреждением.
Тема курсовой работы: Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте.
Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
При написании работы ставились такие задачи:
- определить понятие речи;
- рассмотреть
психологические причины
- рассмотреть
физиологические причины
- провести
экспериментальное
- выявить
причины нарушений речи у
Методы исследования:
- анализ первоисточников;
- эксперимент;
- наблюдение.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Виды речи.
Речь
людей в зависимости от различных
условий приобретает
Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная.
Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т.е. обработанной. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
Диалогическая
речь — это разговор, беседа двух
или нескольких лиц, которые говорят
попеременно. В повседневном и обычном
разговоре диалогическая речь не
планируется. Это речь поддержанная.
Направленность такой беседы и ее
результаты в значительной степени
определяются высказываниями ее участников,
их репликами, замечаниями, одобрением
или возражением. Но иногда беседу организуют
специально, чтобы выяснить определенный
вопрос, тогда она носит
Диалогическая
речь, как правило, предъявляет меньше
требований к построению связного и
развернутого высказывания, чем речь
монологическая или письменная; здесь
не нужна специальная подготовка.
Объясняется это тем, что собеседники
находятся в одинаковой ситуации,
воспринимают одни и те же факты
и явления и поэтому
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности—достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь—словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными
приборами можно
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания, а речь—озвученное мышление. Это мнение, ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.
Физиологические основы мышления и речи.
В основе
процесса мышления лежит сложная
аналитико-синтетическая
Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой — произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение.
Информация о работе Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте