Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
При написании работы ставились такие задачи:
- определить понятие речи;
- рассмотреть психологические причины нарушения речи;
- рассмотреть физиологические причины нарушений речи;
- провести экспериментальное исследование;
- выявить причины нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………….……………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ……………………….6
1.1. Понятие речи. Виды речи…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь речи и мышления ……………………………………………..9
1.3. Характеристика речи дошкольника………….………………………....11
1.3.1. Интонация………………………………………………………………...11
1.3.2. Система фонем……………………………………………………………12
1.3.3. Артикуляционные признаки звуков речи 14
1.3.4. Акустические признаки звуков речи 18
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….22
2.2. Нарушения звукопроизношения 22
2.3. Ринолалия 23
2.4. Временные задержки развития речи 24
2.5. Алалия 25
2.6. Нарушения речи при снижении слуха 26
2.7. Заикание 27
2.8. Нарушения голоса 29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
Список литературы. 32
Под интонацией
понимается совокупность произносительных
средств, которыми выражаются смысловые
отношения и эмоциональные
Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:
речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение);
основные качества голоса — силу и высоту;
речевое дыхание — его длительность и интенсивность.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторний (звукообразующий) — полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, а задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органон: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. 2.1).
Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.
«Язык представляет
собой совокупность мышц, идущих в
различных определенных направлениях.
Вследствие этого строения язык может
принимать разные формы и производить
различные движения: двигаться вперед
и назад, вверх и вниз, и не только
всем телом, но и своими отдельными
частями. Эта чрезвычайная гибкость
языка и обусловливает
Рис. 2.1. Схема артикуляционного аппарата.
Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией характерных различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание их необходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения.
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.
Разное
звучание гласных и согласных
звуков зависит в основном от того,
что полость рта может менять
свою форму и объем благодаря
наличию подвижных органов
При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.
По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.
По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р, j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.
При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не образуется.
Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. — образуется преграда).
По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:
Губно-губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.
Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.
Переднеязычные (с, з, ц, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.
Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка.
Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.
По способу образования, т. е. по характеру преграды, согласные звуки делятся на следующие, подгруппы.
Щелевые (фрикативные);органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:
ф, в— нижняя губа образует щель с верхними зубами;
с, з — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами; а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом);
х — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
j— средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):
п, б — смычку образуют губы;
т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
к, г — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.
Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):
ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).
Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):
м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;
к — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;
л — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.
Дрожащие (вибранты):
р — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л': пыл- пыль; лук —люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые — ш, ж, ц; только мягкие — ч, щ.
Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).
Гласные звуки (и, э, а, ы, о, у) делятся по трем артикуляционным характеристикам на следующие группы.
При участии передней части языка образуются звуки и, э (гласные переднего ряда), средней части языка — а, ы (гласные среднего ряда), задней части языка — о, у (гласные заднего ряда).
Степень подъема передней, средней или задней части языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).
В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).
Для опознавания и различения звуков речи опираются не только на артикуляционные, но и на акустические различительные признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, которая является основой для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, н, л, р, j.
Шумные — их качество определяется характером данного шума — акустического эффекта от трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи:
звонкие шумные длительные в, з, ж;
звонкие шумные мгновенные б, д, г;
глухие шумные длительные ф, с, ш, ж;
глухие шумные мгновенные п, т, к.
По производимому
звуками акустическому
свистящие с, з, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др;
мягкие п', в', ч, щ и др.
Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой – языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у ребенка необходимо развивать:
- способность
различать и воспроизводить
- подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом, т. е. вырабатывать хорошую дикцию;
Информация о работе Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте