Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
При написании работы ставились такие задачи:
- определить понятие речи;
- рассмотреть психологические причины нарушения речи;
- рассмотреть физиологические причины нарушений речи;
- провести экспериментальное исследование;
- выявить причины нарушений речи у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ……………………….6
1.1. Понятие речи. Виды речи…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь речи и мышления ……………………………………………..9
1.3. Характеристика речи дошкольника………….………………………....11
1.3.1. Интонация………………………………………………………………...11
1.3.2. Система фонем……………………………………………………………12
1.3.3. Артикуляционные признаки звуков речи 14
1.3.4. Акустические признаки звуков речи 18
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….22
2.2. Нарушения звукопроизношения 22
2.3. Ринолалия 23
2.4. Временные задержки развития речи 24
2.5. Алалия 25
2.6. Нарушения речи при снижении слуха 26
2.7. Заикание 27
2.8. Нарушения голоса 29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
Список литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.docx

— 85.57 Кб (Скачать документ)

На уроках музыки ребенка надо сажать ближе к музыкальному работнику. Нельзя забывать о том, что пение и слушание музыки, песен очень полезны для него. Надо приучать ребенка слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их.

От правильного  подхода к слабослышащему ребенку  во многом зависит его дальнейшее речевое развитие.

2.6. Заикание

При заикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а);

- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

- вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затруднения перед началом речи.

Причиной  появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Заикание  легче предупредить, чем лечить. Беседы учителя с родителями о правильном воспитании имеют большое значение в предупреждении возникновения заикания у детей. Учитель вовремя может заметить все недостатки воспитания ребенка в семье и дать родителям полезные советы.

Не следует  разрешать часто и длительно  смотреть телевизионные передачи. Это  утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя  чрезмерно баловать детей, исполнять  любые их прихоти, так как в  этом случае психической травмой  для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в школе.

Нельзя  запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо  освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

Учителю необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие.

Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные  уроки, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо дать ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, т. е. не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселить уверенность в себе.

                                           2.7. Нарушения голоса

Одним из нарушений голоса, встречающихся  у детей младшего школьного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика; несоблюдение основных правил гигиены голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребенка определенного возраста); частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым.

Школе и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, не допуская вышеперечисленных ошибок. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1—2 недели) наблюдается охрипший голос, его нужно направить к отоларингологу и затем выполнять все указания врача.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследованиями  сектора логопедии института  дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся начальной школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно, письмо и чтение.

При овладении в дошкольном и младшем школьном возрасте словарным запасом, грамматическим строем языка и навыками правильного звукопроизношения ребенок в то же время практически начинает делать обобщения, относящиеся к звуковому и морфологическому составу речи. На остове таких обобщений в дальнейшем и происходит усвоение грамоты и правописания. Однако не все дети одинаково овладевают речью. Поэтому у некоторых детей к моменту поступления в школу, речь оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Как показывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими искажениями, в письме допускают специфические ошибки.

Самая распространенная и характерная ошибка для детей  с нарушениями звукопроизношения  — замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и  глухих (п-б, т-д), свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, ц-ч), сонорных (р-л), мягких и твердых согласных (заль вместо зал).

Вторая  группа ошибок — пропуск букв, особенно гласных (“ом” вместо “сам”). Такие дети не всегда могут выделить согласный звук, найти гласный после согласного. Обычно они его не слышат. Кроме того, в письме нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов, что вызывается затруднениями в анализе и синтезе звукового состава слова.

Эти ошибки в течение длительного времени  объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому в школе в начальных классах такие нарушения письма часто пытались исправить при помощи неоднократного переписывания, штриховки, обводки букв и т. п. Главная же причина дефекта при этом не устранялась, и приемы не достигали цели.

При фонематическом недоразвитии у детей нередко  наблюдаются и некоторые недостатки в грамматическом оформлении речи, бедность словаря. Эти дети слабее овладевают фразовой речью, допускают много  ошибок в падежных окончаниях, чаще заменяют окончания родительного падежа множественного числа, именительного  падежа (окны, лампы), реже — предложного (много книжках), опускают или неправильно употребляют предлоги, неправильно строят предложения и т.п. Такие ошибки чаще указывают на более низкий уровень речевого развития.

 

Список литературы

 

1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1986. – 380 с.

2. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1987. – 300 с.

3. Львова  М. Р. Развитие речи младших школьников. – М., 1989. – 280 с.

4. Тихеева.  Е.И. Развитие речи детей. –  М., 1985. – 400 с.

5. Обухова  А.Ф. Детская психология. – М., 1995. – 340 с.

6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1996. – 270 с.

7. Пиаже Ж.  Речь и мышление ребёнка. –  СПб., 1997. – 379 с.

8. Фомичёва  М.Ф. Воспитание у детей правильного  произношения. – Воронеж, 1997. – 315 с.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982. – 230 с.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983. – 500 с.

11. Иванова  С.Ф. Речевой слух и культура  речи. – М., 1970. – 314 с.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 370 с.

13. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961. – 290 с.

14. Рождественская  В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. – М., 1968 . – 330 с.

15. Воспитание  и обучение детей с расстройствами  речи./ Под. ред. Ляпидевского С.С., Селиверстова В.И. – М., 1968. – 194 с.

16. Немов Р.С. Психология. – М., 1980. – 390 с.

 


Информация о работе Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте