Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
При написании работы ставились такие задачи:
- определить понятие речи;
- рассмотреть психологические причины нарушения речи;
- рассмотреть физиологические причины нарушений речи;
- провести экспериментальное исследование;
- выявить причины нарушений речи у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ……………………….6
1.1. Понятие речи. Виды речи…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь речи и мышления ……………………………………………..9
1.3. Характеристика речи дошкольника………….………………………....11
1.3.1. Интонация………………………………………………………………...11
1.3.2. Система фонем……………………………………………………………12
1.3.3. Артикуляционные признаки звуков речи 14
1.3.4. Акустические признаки звуков речи 18
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….22
2.2. Нарушения звукопроизношения 22
2.3. Ринолалия 23
2.4. Временные задержки развития речи 24
2.5. Алалия 25
2.6. Нарушения речи при снижении слуха 26
2.7. Заикание 27
2.8. Нарушения голоса 29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
Список литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.docx

— 85.57 Кб (Скачать документ)

- умение  производить короткий вдох и  продолжительный ротовой выдох,  обеспечивающий длительное и  звучное произношение звуков  речи, а также плавность и слитность,  т. е. развивать речевое дыхание.

Ознакомление  с системой фонем русского языка  показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в  речи ребенка других, более сложных  по артикуляции звуков. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых  звуков с, з, ш, ж. Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная, направленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолированно, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех  же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. Дети трехчетырех лет часто произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). А при произнесении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произношения изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, у детей  создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Поэтому и в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками родного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении и кончая самыми сложными, т. е. должно идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.

Хотя  к трем-четырем годам у ребенка  артикуляционная база почти всех звуков сформирована, тем не менее работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формирование правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познать языковую действительность.

Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, а также по дифференциации часто  смешиваемых звуков одновременно осуществляется большая работа по подготовке детей  к обучению грамоте, направляется их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитывается  активность фонематического восприятия. Кроме того, эти занятия вырабатывают кинестетические ощущения - (ощущения движения и положения органов  артикуляционного аппарата), помогая  детям овладеть правильной артикуляцией звуков.

Итак, в  основу работы по усвоению детьми фонетической системы языка берется в определенной последовательности отработка гласных  и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И                  

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

2.1. Нарушения звукопроизношения

Самыми  распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:

- неумение произносить тот или иной звук;

- замена одного звука другим;

- искажения имеющегося звука.

В младшем школьном возрасте чаще всего встречаются физиологические (возрастные) нарушения звукопроизношения, которые при нормальных условиях, с улучшением работы речедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются. Имеются случаи и патологического (механического и функционального) нарушения звукопроизношения, которые обусловливаются разными причинами. Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:

- несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;

- массивные и короткие подъязычные уздечки;

- изменения формы и относительной величины челюстей;

- патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.

Необходимо  учитывать, что 3 последних дефекта  часто являются лишь предрасполагающим  моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве  случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.

Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых  травм. Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.

При правильно построенной и систематической работе по формированию произношения у детей физиологическая, функциональная, а в некоторых случаях и механическая дислалия полностью исправляется к пяти-шести годам.

В том  случае, если ребенок пяти лет при  систематических фронтальных и  индивидуальных занятиях длительное время  не может преодолеть дефекты звукопроизношения, необходимо направить его к логопеду, чтобы выяснить и устранить причину, мешающую формированию правильного  звукопроизношения.

2.2. Ринолалия

Одним из видов механической дислалии является ринолалия (гнусавость). Ринолалия бывает двух видов: открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха при акте речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для создания перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идет в нос и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок.

Дети  с расщеплением твердого или мягкого  нёба нуждаются в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период у ребенка подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю через рот, вызывают возможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков. Учитель должен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению особое внимание надо обращать на выполнение упражнений таким ребенком. Если они у него не получаются, следует попросить родителей позаниматься дома и самому по возможности провести индивидуальные дополнительные занятия.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (разращение в носу, полипы, искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственно звуками б и д. Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, лечение прогреванием и т.п., чтобы дать открытый доступ воздуху в нос. Затем необходимы последующие занятия у логопеда. Учитель после операции должен последить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с ним можно проделать следующие упражнения:

- закрывая поочередно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен быть закрыт;

- делать вдох ртом, а выдох носом. Повторять это упражнение 3—4 раза;

- делать вдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3—4 раза;

- петь мотив любой песни на звуке м.

В описанных  выше случаях страдает только фонетическая сторона речи, в основном звукопроизношение. Встречаются и более сложные  речевые нарушения, в которых  недостатки звукопроизношения являются лишь одним из симптомов: алалии, нарушения речи при снижении слуха и др.

2.3. Временные задержки развития речи

По тем  или иным причинам речь ребенка может  задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей запас слов не соответствует их возрасту; развитие фразовой речи идет с опозданием; долго держатся дефекты звукопроизношения. Причиной этого могут быть различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии; специальные занятия необходимы, чтобы помочь ему в этом.

2.4. Алалия

Алалией принято называть полное или частичное  отсутствие речи у детей, обусловленное  недоразвитием или поражением речевых  областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем еще  до формирования речи.

У детей – алаликов встречаются стойкие нарушения словаря и фразовой речи, темпы развития ее значительно медленнее, чем у детей со временной задержкой развития речи.

Учитель не только помогает таким детям в их речевом развитии на уроках, но и выделяет время для индивидуальной специальной работы.

Чтобы ребенок  овладел определенным количеством  слов, простых по произношению и  часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т.д.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок. Если ребенок отказывается повторять за воспитателем слово, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово за учителем. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.

Когда ребенок  овладеет некоторым количеством  слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, учитель приучает его пользоваться фразой. Производя любое действие, учитель сопровождает его речью, того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов — существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарь, появляется фразовая речь.

Необходимо  знать речевые возможности ребенка  на данном этапе его развития, правильно  использовать их на уроках по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Если  у ребенка начинают быстро обогащаться  словарь и развиваться фразовая речь, нельзя перегружать его речевым  материалом – это может привести к заиканию; материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа  учителя проводится в тесном контакте с родителями, логопедом и психоневрологом, лечащим ребенка; без такого контакта невозможен правильный подход к нему.

Учитель должен знать, какие требования предъявлять ребенку в различные периоды формирования его речи.

Детей, у  которых явно выражена задержка в  развитии речи, независимо от их возраста нужно направлять в группу, соответствующую  их речевому развитию, в которой уже будет работать логопед с этими детьми.

2.5. Нарушения речи при снижении слуха

На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей  сказывается время наступления  тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и  характер медико-педагогического воздействия  в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того, как  сформировалась речь, приводит к ее недоразвитию. Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после  перенесенных болезней: гриппа, скарлатины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные, заботливые родители стремятся не допускать  насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей.

Если  у ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимо направить в специальное учебное заведение.

При легких степенях тугоухости дети обычно посещают общую школу, а учителя помогают ребенку развивать речь, консультируясь с логопедом.

В работе со слабослышащим ребенком необходимо учитывать следующее. На любом уроке ребенка надо сажать ближе к учителю, так, чтобы малыш всегда видел его лицо. Разговаривать с ребенком следует четко, не спеша, громко, но не крикливо и от него самого необходимо требовать громкой и отчетливой речи. Надо приучать его к основным навыкам чтения с губ. Для этого можно использовать следующую игру. Учитель показывает несколько картинок (3—4), четко называя каждую; при этом ребенок должен видеть его артикуляцию. Затем учитель тихо (почти беззвучно) называет картинки, а ребенок их показывает.

Информация о работе Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте