Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа
Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педагогических проблем. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют более глубокого рассмотрения.
в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;
г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
7. Профессиональное выгорание и его симптомы
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
В 1981 г. Э. Moppoy ( A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
В первую очередь, профессиональному выгоранию подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.
Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.
Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.
8. Техника развития позитивного мышления
Сопротивляйтесь выгоранию!
Известный исследователь синдрома профессионального выгорания Н. Водопьянова считает, что работники с высокой установкой на активность и оптимистическое восприятие действительности обладают низкой степенью выгорания. «Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро» (словарь С.И. Ожегова).
Немаловажную роль в сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет любовь к своей профессии, когда человек состоялся как специалист, получает глубокое моральное удовлетворение от деятельности. Кроме того, творческий потенциал специалиста, креативность в сочетании с потребностью повышать квалификацию, осваивать новые виды деятельности, участвовать в инновационных проектах являются мощными факторами антивыгорания.
Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности общения. Значительно развивает сопротивление выгоранию полноценный активный отдых, включающий все возможные формы здорового образа жизни. «Гореть», но не «выгорать» позволяют техники стрессоустойчивости.
Техника развития позитивного мышления
Позитивное мышление придает нам уверенность в трудных жизненных ситуациях. Оно создает почву для преодоления жизненных стрессов, потому что человек получает возможность рассматривать затруднительную ситуацию более здраво и оптимистично; настроение и чувства «подпитываются» такими ресурсами, как вера, надежда и оптимизм. Для укрепления уверенности и жизнерадостности мировосприятия как ресурсов «антивыгорания» полезно овладеть навыками позитивного мышления. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. Они проявляются не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности преодолевать жизненные невзгоды.
Для начала необходимо выявить негативные мысли и убеждения, причиняющие или усиливающие страдания и душевный дискомфорт. Провести самоанализ с помощью внутреннего диалога и устранить все слова, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие надежды и веры в успех. Например, «я ничего не могу изменить в своей жизни», «я не верю, что жизнь моя измениться к лучшему», « мне никто не может помочь, все люди жестокие и эгоистичные, «у меня нет никаких сил…», «меня никто не хочет понять, я всегда буду одиноким человеком» и т. д. Заменить эти утверждения на позитивно-конструктивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющих уверенность в собственных силах (см. таблицу 1).
Таблица 1. Модели изменения негативного мышления
Негативные мысли, неконструктивные суждения
Формулы позитивного мышления
Меня раздражают «тупые» клиенты, коллеги. Я не могу справиться с этим чувством
Хорошо, что не все клиенты и коллеги! Мое раздражение – это проявление моей энергии, и я могу научиться ей управлять. Я смогу овладеть приемами эффективного общения с «трудными» клиентами и коллегами
Бесконечные стрессы – это ужасно! Стрессы – это двигатели прогресса!
Начальники требуют от меня слишком много Руководители верят в мои силы и возможности .Моя работа отнимает у меня слишком много сил. Все дается нам по силам. Многие люди не имеют ни работы, ни столько силы, сколько есть у меня
Полезно коллекционировать понравившиеся вам позитивные высказывания (афоризмы, пословицы) и повторять их для себя в качестве позитивного самовнушения, особенно если вы испытываете постоянное напряжение в межличностных отношениях или сталкиваетесь время от времени с одной и той же стрессовой ситуацией.
9. Профессиональная зрелость и человековедческая компетентность современного учителя.
Термин "компетентность" происходит от лат. competo - "совместно достигаю, добиваюсь, подхожу". За последние тридцать лет представление о компетентности изменилось от более широкого понимания данного термина до конкретизации его в контексте эффективности жизнедеятельности человека. В последней редакции словаря Вебстера компетентность определяется как "наличие необходимых возможностей и средств для эффективной жизнедеятельности человека или живого организма" (Webster, 2005).
Главным результатом научной и практической активности в этом направлении стало развитие так называемого "компетеционарного движения" или подхода. Основная задача, решаемая в рамках компетенциарного движения,- это исследование отдельных компетенций, необходимых для достижения результата. Например, для работников образования в число таких компетенций входят: оказание влияния на других людей, развитие других людей, межличностное понимание, уверенность в себе, самоконтроль, личная эффективнгость, профессиональная экспертиза, сотрудничество.
Росту популярности понятия "компетентность" в образовании способствовала его связь с эффективностью деятельности. В результате дискуссий родилось представление, что важной задачей образовательного процесса должно стать формирование человековедческой компетентности.