Психологическая компетентность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие тре­бования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение диалек­тической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педаго­гических проблем. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют более глубокого рассмотрения.

Работа состоит из  1 файл

31психологическая копетентность.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

владение системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту, направлениях саморазвития и самовоспитания личности;

знание особенностей детей с отклонениями в развитии;

владение системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения;

соблюдение прав и свобод учащихся, умение оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, современных психолого-педагогических технологиях; владение технологиями развивающего обучения;

умение организовывать внеучебную деятельность учащихся;

владение основными психолого-педагогическими приемами применения компьютерной техники в образовательном процессе;

умение организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

владение умениями психолого-педагогической диагностики;

владение умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

владение основами разработки учебно-программной документации и умение использовать их для формирования содержания обучения;

знание системы образовательных учреждений и основы управления ими;

знание основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;

владение знаниями о системе обучения предмету по специальности, истории ее становления;

умение применять на практике современные методы, приемы, формы и средства обучения по предмету, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт.

 

Таким образом, требования, предъявляемые к будущим учителям в соответствии со стандартами высшего профессионально-педагогического образования, отличаются от требований, предъявляемых к будущим учителям так называемыми инновационными компонентами, такими, как педагогическая диагностика, рефлексия обучения, проектирование образовательных систем, конструирование учебного процесса, что ведет к формированию нового педагогического и технологического мышления учителя.

 

Наиболее аккуратным и значимым, на наш взгляд следует считать педагогическую диагностику - процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Важнейшим параметром успешного осуществления педагогической деятельности учителя является, как известно, достижение высоких результатов в обученности и воспитании школьников (ранее - в приобретении знаний, сформированности умений и навыков), интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие учащихся. Но, как пишут Кузьмина К.В., Конаржевский Ю.Г. и др., для объективной педагогической диагностики важен не только сам результат, но и динамика его изменения. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:

воспитанность и обученность личности;

сформированность интегративных качеств;

поведение и деятельность учащихся;

разнообразное влияние окружающей среды;

возможности и особенности семейного, общешкольного и классного коллективов, их педагогическая характеристика;

содержание и эффективность педагогической деятельности,

 

Отсюда формируется функция педагогической диагностики: обратная связь, педагогическая коррекция, мотивация и стимулирование контроля.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы; что и зачем изучать при анализе учебно-воспитательного процесса; по каким критериям это делать; какими методиками пользоваться; при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, дает возможность научить, учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию, поэтому можно сказать, что педагогической диагностике принадлежит одна из ведущих ролей в учебно-воспитательном процессе.

 

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают самостоятельно перенимать опыт коллег, учителей-новаторов района, области, страны. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности.

 

Участвуя в работе школьных, районных методических объединений, учителя также восполняют пробелы в образовании.

 

Синтез методических, специальных, психолого-педагогических знаний учителя осуществляется и реализуется в его методической подготовке, которая направлена на организацию работы в школе, дающую возможность решать социальные, воспитательные и образовательные задачи.

 

Социально-профессиональная подготовка учителя имеет непосредственный выход в конкретную частную методику обучения и позволяет учителю осмыслить содержание школьного курса преподаваемого предмета, основные принципы построения программы, тенденции развития содержания образования и выработать пути изучения конкретных программных вопросов.

 

Очень часто учитель, приступив к самостоятельной педагогической работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется больше: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах. Особенно остро необходимость этих умений ощущается в сфере образования, где речевое и эмоциональное общение на уроках и вне их дает тот сплав воспитательных воздействий, который в ближайшей перспективе не сможет обеспечить никакая самая современная компьютерная обучающая система. "Процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояние и чувства друг друга, называется общение".

 

Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно учитель. Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе важнее, т.е. технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создает учитель для развития личности ученика.

 

В психолого-педагогические знания учителя входят представления о видах, структуре, функциях, типах, строении общения (коммуникативные задачи, которые ставит учитель; способы общения; самоанализ учителем хода и результатов общения).

 

Сегодня можно выделить широкий спектр коммуникативных задач:

взаимообмен информацией, коммуникация между учителем и учащимися;

взаимопознание, взаимные умения посмотреть на себя глазами партнера общения и взаимокоррекция поведения;

мобилизация резервов всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобы выявить наиболее сильные и яркие стороны и учащихся, и учителя;

взаимодействие и организация совместной деятельности участников;

взаимная удовлетворенность всех участников общения.

 

В целом педагогическое общение по своим задачам должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим.

 

Показателем компетентности в общении является гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя, а затем уже средства, техника общения). Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями.

 

В перечень психолого-педагогических умений, необходимых для педагогического общения, относятся следующие:

приемы постановки коммуникативных задач;

приемы, способствующие достижению высокого уровня общения (умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать внутреннее состояние ученика по нюансам поведения; умение создать обстановку доверительности; умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении; умение создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивать условия для самореализации его личности). Взаимосвязь обучения, воспитания и развития учеников является проблемой современной педагогики, психологии, дидактики. Каждый учитель должен знать основные закономерности развития школьников, роль обучения и воспитания, уметь замечать изменения в развитии учащихся и создавать благоприятные условия для их эффективного развития.

 

Все это обязывает учителя быть хорошим и чутким психологом. Без этого сегодня нельзя быть хорошим учителем-воспитателем, учителем-предметником.



Информация о работе Психологическая компетентность учителя