Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание

В данной работе была поставлена следующая проблема: Каковы основные проблемы работы над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах в условиях специального (коррекционного) образования 2-го вида.
Данная работа решалась через следующие задачи :
Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме
Задачи работы по фоормированию устной речи
Понятие о речевом общении слабослышащих учащихся
Проанализировать обучение диалогической и монологической речи
Проанализировать развитие речи слабослышащих учащихся

Содержание

Введение……………………………………………………………1


1.специфика устной речи и учет ее особенностей в методике формирования речевого общения у слабослышащих учащихся………………………………..4

Понятие о речевом общении………………………………….4
Ситуативная основа формирования речевого общения для слабослышащих учащихся…………………………………….9
Требования к построению работы по развитию устной речи слабо слышащих учащихся…………………………………………..11
Ситуативная основа формирования речевого общения для слабослышащих учащихся ……………………………………14

2.ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА НА УРОКАХ РАЗВИТИИ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ…………19

2.1Система работы над словарем - составная часть работы по
формированию речи слабослышащих учащихся……………………19
2.2Принципы отбора лексики для уроков развития речи в начальных классах………………………………………………………………….21
2.3Виды упражнений для овладения лексикой на уроках развития
речи……………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………... ПриложениЕ………………………………………………………...31 Список использованных источников…………………..33

Работа состоит из  1 файл

rabota_nad_rech'yu_slaboslyshaschikh_ychaschikhsya_.doc

— 332.89 Кб (Скачать документ)

В описании  видов упражнений учитывается, что одни из них являются языковыми (формирующими у детей частные операции и действия с лексическим материалом), другие - речевыми, включающими учащихся в общение.  Выполняются упражнения устно и письменно, коллективно, с помощью учителя и самостоятельно, на уроках и во время подготовки домашних заданий. По мере речевого развития в работу включается более сложные по характеру задания, увеличивается доля упражнений,  проводимых на основе текста. 

Упражнения, выполняемые на наглядно-ситуативной и смешанной основе, весьма разнообразны и могут быть сгруппированы по форме , в которой предлагаются задания, и потому, какими речевыми единицами завершается их выполнение. 

  1. Называние натуральных объектов или их графических и объемных изображений (предметов, их свойств, демонстрируемых действий и их признаков).  Учитель демонстрирует, например, предметы - учебные вещи, дети их называют устно или прикладывают к ним плакатики с написанными на них словами (1 класс).  Учитель предлагает назвать размер, цвет демонстрируемых  предметов .  Перед учениками демонстрируется (имитируется действие, которое они должны назвать (повесил, положил, поставил). Все эти упражнения могут выполняться иначе: учитель (или один из учащихся)  называет предмет, ученик его показывает. 
  2. Выполнение или передача поручений,   просьб,  приказаний, в которые включены изучаемые слова (“Вырежь треугольник.  Приклей квадрат.  Перелей воду в банку.»; «Положи красный карандаш в пенал.  Возьми зеленый карандаш».  )

Эта работа может быть дополнена сообщениями о выполненном поручении, ответами на вопросы (Какого цвета предметы в классе? ), постановкой вопросов, оценкой выполненного приказания с включением заданных  слов (Вова хорошо нарисовал дом). 

  1. Проведение тематических бесед с учащимися (с использованием картин), одна из целей которых - закрепление лексики по той же теме или по нескольким ранее пройденным темам.  Например, ведя беседу о лесе, учитель демонстрирует картины, на которых изображены разные виды деревьев, и побуждает учащихся в ответы включать названия этих деревьев.  Подобным упражнениям предшествуют экскурсии, наблюдения, просмотры фильмов. 
  2. Выполнение учащимися рисунков по словесному заданию («Нарисуй большой мост»,, «Нарисуй маленький мост - мостик») и название изображенных предметов, их качеств, действий, которые они могут выполнять (дети рисуют инструменты, потом называют действия : пилить , копать , рубить). 
  3. Составление словосочетаний и предложений по рисункам картинам, сериям картин с включением закрепляемой лексики.  Словарь дается для справок в письменном виде, обозначается тематически (названия одежды) или актуализируется указанием на определенный признак, общий для этих слов («кто как передвигается», «слова - названия частей предмета», «слова с одинаковым корнем»).  Рисунки могут быть подобраны так, что один и тот же изображаемый на них предмет имеет разный цвет, размер, положение и т. п .
  4. Составление словосочетаний, предложений по картинам может проходить в виде ответов на вопросы или постановки вопросов с использованием выделенного для работы словаря,, в виде придумывания названий к рисункам, составляющим сюжетную серию, а также в форме составления фразы из слов, данных вразбивку.  Вариантом работы может быть выполнение пропущенного в предложении слова (последнее подбирается в соответствии с изображенным на картине). 
  5. Составление (устно и письменно) текстов по картинам и опорному словарю;  введение диалога, беседы по картинам и  предложенным для использования словам.  Наглядной основой могут служить диафильмы и натуральные предметы (описание, сравнение).  Диалог и беседа могут быть построены так же, как и разговор о тех действиях, которые учащиеся выполняют в процессе оперирования с предметами. 
  6. Связной текст или диалог к картинам могут быть даны в готовом виде, но с пропущенными словами, которые учащиеся должны вставить.  По серии картин «Охотник и собака» можно составить и записать на доске текст с пропущенными приставочными глаголами (вышел, подошел, перешел и т. п .). После беседы по содержанию картин специально привлекается внимание к особенностям слов, которые надо включить в текст (повторение).
  7. В подобных работах особенно отчетливо проявляется взаимосвязь между усвоением лексики и развитием речи в целом.  Словарная работа в этих упражнениях выступает как одна из частей, обеспечивающих создание целого (текста, диалога).

Упражнения, выполняемые на отвлеченной (словесной)основе, могут быть классифицированы по форме, в которой предлагаются задания, и конечной задаче его выполнения.  В зависимости от этого учащиеся оперируют отдельными словами (анализ, синтез, группировка), включают их в словосочетания, предложения, связной текст или составляют связные высказывания. 

А.  Упражнения, в которых исходным материалом служат изолированные слова или группы слов. 

  1. Подбор к данному слову других, родственных по словообразовательному признаку, тождественных по словообразовательной подели :

Малиновый - …, …, …; подбежал - …, …, … .

    1. Образование на основе данных слов других, определенным типовым значением :

Чай - чайник  ехал - переехал

…- …   … - …

лимон - лимонный  

… - …

    1. Образование слов по данной приставке или суффиксу.
    2. Нахождение (из числа данных) родственных по корню слов.
  1. Образование слов от одного корня (с заданными приставками, суффиксами или их значениями):

маленький  кто?

          дом - …                         учить - …

    1. Подбор к данным словам синонимов  и антонимов.
  1. Подбор произвольных слов парами по принципу сходства или полярности значений (внес, вкатил, …, …; въехал  выбежал, …, …, вошел - вышел, …-…).
  1. Подбор слов по их сочетаемости : к словам, обозначающим предмет, подобрать слова-признаки или глаголы;  к словам, обозначающим действия, присоединить слова - предметы. 
  2. Различные виды классификации слов по разным признакам : по родовому признаку (распределить данные слова по группам : овощи, фрукты , посуда);   по родовому и подродовому  признакам (животные, домашние животные;  посуда, столовая посуда, чайная посуда, кухонная посуда);  по свойствам (по цвету, по вкусу, величине, размеру, материалу).
  3. Исключение из данной группы слов , на обладающих общим признаком (9Какие слова лишние?  - стол, диван, стакан, кровать , кресло, платье, стул).

Б.  Упражнения в подборе учащимися  слов по заданному признаку (вопросу, теме, модели).

  1. Подбор к слову, обозначающему родовое понятие слова видового значения : Какая мебель есть в школьной библиотеке? Какие продукты продают в молочном отделе продовольственного магазина?
  2. Слова видового значения подвести под родовое название (автобус, трамвай, такси - …).
  3. Припомнить слова по теме (имеется ввиду тематика уроков развития речи).
  4. Подбор возможных признаков, действий к предмету или, наоборот, с постановкой вопроса к словам.
  5. Придумывание слов по заданному морфологическому признаку (придумать действия, названия, названия которых начинаются с приставки  под-, придумать слова, имеющие общий корень чай-, лес- и т п ).

В.  упражнения на использование слова в словосочетании, предложении и в связном тексте.

  1. Составление возможных словосочетаний с данным словом, варьирование слов в словосочетании, перестройка словосочетаний при замене одного из слов производным (вошел в комнату - вышел - … … … .).Нахождение слов  
    (из предложенной  группы), которые могут сочетаться с данным : повесил …  (картина, полотенце, стол, карандаш, зеркало).
  2. Составление описательно-повествовательных предложений по данному слову из деформированной фразы ( по аналогии с конкретным образцом, по модели, схеме, вопросам).
  3. Составление поручений , приказаний, вопросов, сообщений о выполненном задании с включением отобранных слов . Постановка вопросов к однокоренным словам (холод - холодный - холодно).
  4. Восполнение пропусков во фразе (словам, морфемы).
  5. Распространение предложения с использованием данных слов (например, прилагательных, наречий).
  6. Нахождение  в предложении или связном тексте слов по определенному логико-смысловому или словообразовательному признаку.
  7. Варьирование подчеркнутых в данных предложениях или тексте слов, замена их синонимами, антонимами, словами с суффиксами и приставками.
  8. Составление диалогов, рассказов, описаний по данным опорным словам.

Г. Лексические речевые игры :

«Кто больше придумает слов» (по заданной теме, признаку, составу).

«Кто покажет больше предметов» (относящихся к данной тематической группе). 

Отгадывание загадок (по признакам или действиям назвать слово).

“Вертолина”.  (На диске могут быть слова, буквы, морфемы. Задание : назвать слово, включающее, например, морфему, на которую указывает стрелка).

«Докончи фразу» (угадывание предмета в свертке).

Ролевые игры («В магазин», «В почту» и др.).

Лото.

Эти и другие игры и игровые приемы позволяют закреплять разнообразный лексический материал в занимательной форме как на уроках, так и во внеурочное время.  Построены они могут быть как на материале отдельных слов, так и на фразах и диалогах. Ролевые игры способствуют включению словаря в самостоятельную речь.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала : его частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических структур необходимо исходить не только из того, лак они представлены в речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе языка. Например, в речи слабослышащих учащихся относительно мало названий действий, служебных слов. В то же время названия действий составляют предикативную основу предложений, а служебные слова - важнейшие элементы сцепления слов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Урок по развитию речи во 2 «А» классе  (слабослышащих учащихся).

.

I.Тема урока: Составление предложений по вопросам : Какой ? (какая? Какие ?) + что?

II.Цели урока:

Коррекционно - образовательные:

    1. Учить составлять словосочетания по вопросам что? + какие? Учить определять род существительных по окончанию  начальной формы в сочетании с прилагательными
    2. Закрепить знания детей о слоге и предложении.

Корекционнно - развивающие:

Развивать речь  детей внимание, умение, правильно и полно давать  ответы , активизация словаря.

Коррекционоо - воспитательные :

Воспитывать интерес к русскому языку любознательность, усидчивость.

 

III.Тип урока : комбинированный.

IV.Оборудование :  наборное полотно , картинки (одежда, обувь, фрукты).

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята

- Какой сейчас урок?

- Что мы будем делать?

- Здравствуйте

- Сейчас урок грамматики

- Мы будем говорить, читать и писать

 

Речевая зарядка

- Какой сегодня дежурный звук?

- Скажи на одном выдохе с ударением. "Сильно идет дождь", "Дует сильный ветер"

- Дежурный звук [с]

- Осенью идет дождь,

- Дует сильный ветер

 

Составление и работа над предложением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, придумайте предложение со словом "мяч".

- Скажите, пожалуйста, что сказала мама?

- Сколько слов в предложении?

слово "мяч"

- Отвечает на какой вопрос?

- Какой мяч?

- Какого рода слово "мяч"?

 

- Мама купила красивый мяч.

 

- Предложение

 

- Четыре слова

 

 

- Что?

 

- Красивый.

- Мужского рода.

 

 

 

 

 

Я записываю предложение на доске

 

 

 

 

 

Работа по картинкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

 

 

 

 

 

 

 

Работа с книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с деформированным текстом.

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

- Ребята, посмотрите на картинку. Что здесь изображено?

- Когда эту одежду можно носить?

- Значит, это какая одежда?

-Слово одежда какого рода?

-Посмотрите на эту картинку.  Что это?

-Какое яблоко по вкусу?

-Слово яблоко какого рода?

 

-А сейчас, мы с вами посмотрим, какие окончания у прилагательных женского, мужского и среднего рода.

-Давайте вы сейчас мне будете помогать

Записываю на доске:

-Мяч (какой?) …,…,….

-Еще какой?

-Еще какой?

-Яблоко (какое?)…,…,….

-Одежда (какая?)…,….

-Давайте с вами еще раз определим род существительных.

-Костя, иди напиши над словами мяч, яблоко одежда какого рода эти слова.

-Костя, окончания прилагательных.

 

-Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа и перепишите с доски в тетрадь.

                          Окончание

Какой?   м.р      ый - ий

Какая?    жр       ая  - яя

Какое?    ср        ое - ее

-Все написали?

 

Дружит ветер с облаками,

Солнце - с лугами и цветами,

Рыба - с чистою водой,

Птица - с небом ,

Я - с тобой.

 

Ребята, откройте книги на стр. 177 упр. 3

 

-Ребята, прочитайте какое задание в упражнении.

 

-Существительное отвечает  на какой вопрос?

-Прилагательное отвечает на какой вопрос?

-Смотрите на доску.

Стол (какой?) (дерево)

Яблоко (какое?) (вкус)

Листья (какие?) (дуб)

Елочка (какая?) (зелень)

Слон (какой?) (больше)

Ветер (какой?) (тепло)

Девочка (какая?) (весело)

Брюки (какие?) (красиво)

-Все написали?

-Обращаю внимание детей на доску, на которой записан деформированный рассказ

-Спишите и вставьте окончания укажите род сущ.  (самост. выполнение).

Выставляю оценки.

 

-Молодцы .Сегодня все работали хорошо.

-Урок окончен.

-Д.з Повторить правило, упр 9 , стр 178.

- Одежда.

 

 

- Зимой.

 

- Зимняя.

 

-Женского

 

-Яблоко

 

-Сладкое

-Среднего рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Красивый.

-Зеленый.

-Резиновый.

-Желтое, сладкое, маленькое

-Теплая, зимняя.

 

 

 

-Мяч (какой?) красивый, зленый, резиновый.

-Яблоко (какое?) желтое, сладкое, маленькое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да.

 

Дети говорят и выполняют движения (соотнесение слов и жестов)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дополните и запишите словосочетания существительное + прилагательное

-Что? Кто?

 

 

-Какая? Какое? Какой? Какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

Наступила поздн… осень.

Часто идут холодн… дожди.

Небо стало сер…

Люди стали одевать  осенн…  одежду.

 

 

 

 

 

 

Картинки: одежда, фрукты, игрушки


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      1. Богрова И. Г. Обучение Слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М.: Педагогика, 1989.
      2. Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие дети. - М.: Академия педагогических наук, 1963.
      3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988.
      4. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Педагогика, 1986.
      5. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. - Л.: Медицина, 1989.
      6. Методика обучения русскому языку в школе детей. / Под ред. Л. М. Быковой - М.: Просвещение, 1991.
      7. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина - М.: Педагогика, 1981.
      8. Обучение русскому языку, чтению, произношению. / Под ред. К. Г. Коровина - М.: Просвещение, 1995.

 

      1. Тимохин В. П. Сурдопедагогика. - М.: Просвещение, 1985.
      2. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. - М.: Педагогика, 1978.

 



Информация о работе Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах