Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа
В данной работе была поставлена следующая проблема: Каковы основные проблемы работы над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах в условиях специального (коррекционного) образования 2-го вида.
Данная работа решалась через следующие задачи :
Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме
Задачи работы по фоормированию устной речи
Понятие о речевом общении слабослышащих учащихся
Проанализировать обучение диалогической и монологической речи
Проанализировать развитие речи слабослышащих учащихся
Введение……………………………………………………………1
1.специфика устной речи и учет ее особенностей в методике формирования речевого общения у слабослышащих учащихся………………………………..4
Понятие о речевом общении………………………………….4
Ситуативная основа формирования речевого общения для слабослышащих учащихся…………………………………….9
Требования к построению работы по развитию устной речи слабо слышащих учащихся…………………………………………..11
Ситуативная основа формирования речевого общения для слабослышащих учащихся ……………………………………14
2.ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА НА УРОКАХ РАЗВИТИИ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ…………19
2.1Система работы над словарем - составная часть работы по
формированию речи слабослышащих учащихся……………………19
2.2Принципы отбора лексики для уроков развития речи в начальных классах………………………………………………………………….21
2.3Виды упражнений для овладения лексикой на уроках развития
речи……………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………... ПриложениЕ………………………………………………………...31 Список использованных источников…………………..33
В описании видов упражнений учитывается, что одни из них являются языковыми (формирующими у детей частные операции и действия с лексическим материалом), другие - речевыми, включающими учащихся в общение. Выполняются упражнения устно и письменно, коллективно, с помощью учителя и самостоятельно, на уроках и во время подготовки домашних заданий. По мере речевого развития в работу включается более сложные по характеру задания, увеличивается доля упражнений, проводимых на основе текста.
Упражнения, выполняемые на наглядно-ситуативной и смешанной основе, весьма разнообразны и могут быть сгруппированы по форме , в которой предлагаются задания, и потому, какими речевыми единицами завершается их выполнение.
Эта работа может быть дополнена сообщениями о выполненном поручении, ответами на вопросы (Какого цвета предметы в классе? ), постановкой вопросов, оценкой выполненного приказания с включением заданных слов (Вова хорошо нарисовал дом).
Упражнения, выполняемые на отвлеченной (словесной)основе, могут быть классифицированы по форме, в которой предлагаются задания, и конечной задаче его выполнения. В зависимости от этого учащиеся оперируют отдельными словами (анализ, синтез, группировка), включают их в словосочетания, предложения, связной текст или составляют связные высказывания.
А. Упражнения, в которых исходным материалом служат изолированные слова или группы слов.
Малиновый - …, …, …; подбежал - …, …, … .
Чай - чайник ехал - переехал
…- … … - …
лимон - лимонный
… - …
маленький кто?
дом - … учить - …
Б. Упражнения в подборе учащимися слов по заданному признаку (вопросу, теме, модели).
В. упражнения на использование слова в словосочетании, предложении и в связном тексте.
Г. Лексические речевые игры :
«Кто больше придумает слов» (по заданной теме, признаку, составу).
«Кто покажет больше предметов» (относящихся к данной тематической группе).
Отгадывание загадок (по признакам или действиям назвать слово).
“Вертолина”. (На диске могут быть слова, буквы, морфемы. Задание : назвать слово, включающее, например, морфему, на которую указывает стрелка).
«Докончи фразу» (угадывание предмета в свертке).
Ролевые игры («В магазин», «В почту» и др.).
Лото.
Эти и другие игры и игровые приемы позволяют закреплять разнообразный лексический материал в занимательной форме как на уроках, так и во внеурочное время. Построены они могут быть как на материале отдельных слов, так и на фразах и диалогах. Ролевые игры способствуют включению словаря в самостоятельную речь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала : его частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических структур необходимо исходить не только из того, лак они представлены в речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе языка. Например, в речи слабослышащих учащихся относительно мало названий действий, служебных слов. В то же время названия действий составляют предикативную основу предложений, а служебные слова - важнейшие элементы сцепления слов.
Урок по развитию речи во 2 «А» классе (слабослышащих учащихся).
.
I.Тема урока: Составление предложений по вопросам : Какой ? (какая? Какие ?) + что?
II.Цели урока:
Коррекционно - образовательные:
Корекционнно - развивающие:
Развивать речь детей внимание, умение, правильно и полно давать ответы , активизация словаря.
Коррекционоо - воспитательные :
Воспитывать интерес к русскому языку любознательность, усидчивость.
III.Тип урока : комбинированный.
IV.Оборудование : наборное полотно , картинки (одежда, обувь, фрукты).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Оргмомент |
- Здравствуйте, ребята - Какой сейчас урок? - Что мы будем делать? |
- Здравствуйте - Сейчас урок грамматики - Мы будем говорить, читать и писать |
|
Речевая зарядка |
- Какой сегодня дежурный звук? - Скажи на одном выдохе с ударением. "Сильно идет дождь", "Дует сильный ветер" |
- Дежурный звук [с] - Осенью идет дождь, - Дует сильный ветер |
|
Составление и работа над предложением
|
- Ребята, придумайте предложение со словом "мяч". - Скажите, пожалуйста, что сказала мама? - Сколько слов в предложении? слово "мяч" - Отвечает на какой вопрос? - Какой мяч? - Какого рода слово "мяч"?
|
- Мама купила красивый мяч.
- Предложение
- Четыре слова
- Что?
- Красивый. - Мужского рода.
|
Я записываю предложение на доске
|
Работа по картинкам
Повторение материала.
Работа в тетради.
Физ. минутка
Работа с книгой.
Работа с деформированным текстом.
Итог урока.
|
- Ребята, посмотрите на картинку. Что здесь изображено? - Когда эту одежду можно носить? - Значит, это какая одежда? -Слово одежда какого рода? -Посмотрите на эту картинку. Что это? -Какое яблоко по вкусу? -Слово яблоко какого рода?
-А сейчас, мы с вами посмотрим, какие окончания у прилагательных женского, мужского и среднего рода. -Давайте вы сейчас мне будете помогать Записываю на доске: -Мяч (какой?) …,…,…. -Еще какой? -Еще какой? -Яблоко (какое?)…,…,…. -Одежда (какая?)…,…. -Давайте с вами еще раз определим род существительных. -Костя, иди напиши над словами мяч, яблоко одежда какого рода эти слова. -Костя, окончания прилагательных.
-Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа и перепишите с доски в тетрадь. Окончание Какой? м.р ый - ий Какая? жр ая - яя Какое? ср ое - ее -Все написали?
Дружит ветер с облаками, Солнце - с лугами и цветами, Рыба - с чистою водой, Птица - с небом , Я - с тобой.
Ребята, откройте книги на стр. 177 упр. 3
-Ребята, прочитайте какое задание в упражнении.
-Существительное отвечает на какой вопрос? -Прилагательное отвечает на какой вопрос? -Смотрите на доску. Стол (какой?) (дерево) Яблоко (какое?) (вкус) Листья (какие?) (дуб) Елочка (какая?) (зелень) Слон (какой?) (больше) Ветер (какой?) (тепло) Девочка (какая?) (весело) Брюки (какие?) (красиво) -Все написали? -Обращаю внимание детей на доску, на которой записан деформированный рассказ -Спишите и вставьте окончания укажите род сущ. (самост. выполнение). Выставляю оценки.
-Молодцы .Сегодня все работали хорошо. -Урок окончен. -Д.з Повторить правило, упр 9 , стр 178. |
- Одежда.
- Зимой.
- Зимняя.
-Женского
-Яблоко
-Сладкое -Среднего рода.
-Красивый. -Зеленый. -Резиновый. -Желтое, сладкое, маленькое -Теплая, зимняя.
-Мяч (какой?) красивый, зленый, резиновый. -Яблоко (какое?) желтое, сладкое, маленькое.
-Да.
Дети говорят и выполняют движения (соотнесение слов и жестов)
-Дополните и запишите словосочетания существительное + прилагательное -Что? Кто?
-Какая? Какое? Какой? Какие?
-Да Наступила поздн… осень. Часто идут холодн… дожди. Небо стало сер… Люди стали одевать осенн… одежду.
|
Картинки: одежда, фрукты, игрушки |