Работа социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить множество задач. Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами, воспитателями.

Содержание

Введение 2

1. История вопроса по социологии семьи и важности
социальной работы 4
2. Русская социология семьи. 6
3. Понятие неполной семьи. Работа социального педагога по решению основных проблем в неполной семье 10

Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

социальная педагогика.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

      Материалы следующей переписи 1937 г. были сожжены, поскольку численность страны, в которой осуществлялись репрессии, не достигла величины, заранее заявленной Сталиным. Всесоюзная перепись 1939 г. выявила численность на уровне 170 млн. чел. при резком скачке горожан с 26 млн. (1926) до 56 млн. Такого темпа роста городского населения, вызванного ускоренной индустриализацией, не наблюдалось в Европе и в США (где для удвоения числа горожан потребовалось 60 лет и соответственно 30 лет). В подобных обстоятельствах возник кризис жилья, тормозивший нуклеаризацию семьи в городах и ускоривший падение детности (наряду с влиянием противосемейной идеологии государства и вопреки еще сохранявшейся у переселенцев из деревни общекультурной ценности семьи с несколькими детьми).

      Всесоюзная  перепись 1959 г., проведенная через 20 лет после самой разрушительной по людским потерям войны (и разрушительной для реальных, а также потенциальных семей), обнаружила колоссальную разницу в перевесе численности женщин над мужчинами (115 и 94 млн.). Разница в 21 млн. превысила довоенную (8 млн.), причем 14,2 млн. перевеса женщин над мужчинами пришлись на брачные возрасты 20—50 лет, что не могло не повлиять на снижение числа браков и семей и на структурное падение коэффициентов рождаемости. Это сужение возможностей вступления в брак для миллионов женщин не могло не отразиться на таком переопределении этой ситуации, которое сделало приемлемым и распространенным новые формы сексуального и репродуктивного поведения женщин (прежде всего имеется в виду феномен матери-одиночки).

      Всесоюзная  перепись 1970 г. выявила расширение брачных  возможностей женщин (130 млн. женщин и примерно 111 млн. мужчин), причем превышение на 18,9 млн. уже не включало возрастные группы от 20 до 30 лет. Общее число семей в СССР в 1970 г. было примерно 59 млн. против 50 млн. в 1959 г. В общей совокупности семей около 80% состояли из одной брачной пары, причем примерно у пятой части последних не было детей; состояли из двух и более брачных пар 3,7% всех семей, и «осколочные» семьи, вообще не имевшие брачной пары, наблюдались среди 14,9% «семей».

      Слово «семей» заключено в кавычки, поскольку «осколочные образования» представляли собой различные комбинации лишь из 2-х компонентов семьи (родительства и родства). Семьей в переписях обычно считается «совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством или свойством и общим бюджетом», т. е. совместное проживание и общий бюджет добавляются к родству вместо супружества и родительства, которые как бы подразумеваются, но явно не формулируются. Из общего числа семей 35,4% имели одного ребенка, 26,4% -двоих детей, 17% - 3 и более детей, 21,2% семей не имели детей вовсе (если учесть, что примерно 7—9% пар остаются бездетными к концу репродуктивного периода, то две трети бездетных — это еще не успевшие обзавестись детьми).

      Перепись 1979 г. обнаружила замедление темпов роста  общей численности, а также городского населения. В России увеличилась до 69% доля горожан в общей численности в сравнении с 52% в 1959 г. и 62% в 1970 г. (и до 74% в 1989 г.), что также через изменение стиля жизни не могло не сказаться на положении семьи и детей в общей иерархии жизненных ценностей. По переписи оказалось 36,7 млн. российских семей со средним размером семьи 3,3 чел. (3,2 в городе), причем средний размер семьи, имеющей детей меньше 18 лет, был 3,8. На 1000 женщин старше 15 лет приходилось в среднем 1859 рожденных детей, а на женщин, состоящих в браке, — 2038. Этими показателями исчерпывается статистическая характеристика семей (за исключением данных по составу семьи), что свидетельствует о скудости информации советских переписей.

      Перепись 1989 г. оказалась последней всесоюзной переписью, последней еще и в том смысле, что учитывались «семьи», а не «домохозяйства», которые впервые в России стали регистрироваться в соответствии с международной практикой в микропереписи 1994 года. Учет домохозяйств, а не семей позволяет включать в анализ одиночек, поэтому средний размер домохозяйства оказался меньше (2,84), чем средний размер семьи (3,2 в 1989 г.). С точек зрения социологической и демографической интересны семейные домохозяйства с несовершеннолетними детьми. Таковых оказалось среди всех домохозяйств 46,6%, при этом на одно домохозяйство приходилось 1,6 ребенка.

      Специалисты, изучающие структуру семей с  помощью статистических методов (это, прежде всего, демографы, экономисты и социологи), обращают внимание на важность концепции, положенной в основу той или иной типологии. Концептуальные различия ведут к разнообразию предлагаемых типов не только в выборочных обследованиях, но и в переписях. Первое и классическое обоснование принадлежит Н. И. Воробьеву, написавшему работу по материалам переписи городского населения 1923 г. в Нерехте, - одном из городов Костромской области. Под семьей им понималась группа лиц, связанных кровным родством и общностью хозяйства, причем подчеркивалось, что изучать следует фактические семьи с фактически существующими отношениями между ее членами. Вместе с тем предлагалось выделять и неполные семьи без одного и даже двоих родителей. Среди полных рассматривались простые семьи (нуклеарные, как сейчас говорят) с одной супружеской четой и сложные (расширенные) с двумя и более. Демограф И. А. Герасимова считает, «что его тезисы об измерении возраста семьи длительностью брака супружеской пары, о выделении трех этапов развития полной простой семьи — роста, зрелости и распада — нашли подтверждение и развитие в последующих работах демографов». Идеи Воробьева оказали влияние на «методологию разработки семейных переписей», на программу переписи 1926 г., как признавал один из ее инициаторов. Наиболее важна мысль об учете динамики семьи, предвосхитившая жизненный цикл семьи.

      Все последующие классификации состава  семей исходили из попытки совмещения нескольких критериев, а именно супружества (супружеская пара), далее родства (супруги и их родители, дети, а также прочие родственники), наконец, родительства (супруги - дети своих родителей и одновременно сами имеющие детей). Разные конфигурации признаков по этим критериям образуют у разных авторов отличающиеся в деталях типы семей, но основная цель классификации одна: при переписи каждая семья должна быть учтена только один раз в одном из типов.

      Важно подчеркнуть общую черту для  всех классификаций: за основу семьи принимается нуклеарная, а не расширенная семья (иногда специально оговаривается, что берется младшая супружеская пара), чем признается уход с исторической сцены расширенных многопоколенных семей. Предполагается также, что типология семей учитывает этапы их жизненного развития, поскольку все классификации начинаются с супружеской пары без детей, потом добавляются дети и при взрослении их и вступлении в брак появляются новые брачные пары, которые могут отделяться или нет от родительской семьи. Однако неизбежность учета в переписях одиночек и разного рода «осколочных форм», оставшихся после распада по разным причинам полных семей, ведет к тому, что в один и тот же тип могут попасть семьи или «осколочные формы» их, относящиеся к разным этапам семейного цикла. Имеет смысл различать два жизненных цикла семьи: родительской семьи и порождаемой ею расширенной семьи, которая в свою очередь может определяться относительно какой-либо из нуклеарных семей, рассматриваемой в качестве стержневой или корневой (семья сына или старшего сына, как это было в некоторых странах в прошлом). Однако общепринятое классифицирование состава семей в статистике, пытающееся учесть также стадии семейного цикла, имеет ту особенность, что берет за основу не полную нуклеарную семью, способную обнаружить цикличность, повторяемость семейных событий (т. е. не родительскую семью с детьми несовершеннолетними или вступившими в брак), а изолированную от семейного кругооборота отдельную семью с завершенным рядом нуклеарных событий. Такая семья как бы «застыла» на той стадии семейного цикла, которая была прервана каким-либо событием, связанным с исчезновением семейного ядра «супружества—родительства—родства». Под ядром здесь понимается то, что в статистике именуется брачной парой с детьми. Отсюда исключены пары без детей или же один из родителей с ребенком (детьми), а также все иные комбинации дробления неделимого семейного ядра.

      И все, что остается от семьи в этом случае, видимо, уже нельзя именовать  семьей или «семьей без семейного ядра». В классификациях семей, разрабатываемых для переписи населения, точкой отсчета является типология состава семей, причем динамика развития семьи играет вспомогательную роль. Этапы развития семьи рассматриваются как причины, вызывающие изменения ее состава. Схема цикла нуклеарной семьи обычно такова: брачная пара без детей — с детьми — вновь без детей. Выделение одиночек как бы фиксирует предвосхищение брака и в то же время распад его, один из родителей с детьми подспудно предполагает разделение, развод или вдовство.

      Исследование  жизненного цикла семьи как самостоятельной  области в отечественной науке привлекает внимание, прежде всего, демографов и социологов. Совокупность всех имеющихся семей обычно описывается средними числами размера семьи, пропорциями тех или иных типов в общей структуре и др., но действительно заманчивой является задача как-то охватить всю эту массу семей в целом, в динамике. Специалисты как бы интуитивно чувствуют, что поиск измерительных средств цикла обещает возможность получения картины движения семьи, возможность определить направленность семейных изменений как института.

      И. А. Герасимова выделяет четыре этапа  семейного цикла:

      1) период роста семьи от образования  брачной пары до последнего  рождения;

      2) период стабильности от рождения последнего ребенка до выделения первого, ставшего взрослым, из семьи родителей;

      3) период зрелости, в течение которого  все дети выделяются из семьи  родителей;

      4) период «затухания» от момента  выделения последнего из детей  до смерти обоих супругов (последнего из них).

      Эта модель нормального хода развития семьи  наблюдается не у всех семей, и потому особо отмечаются отклонения от этой модели: а) бездетность супругов, б) смерти детей и мертворождения, в) распад супружеской пары из-за смерти или развода, г) образование сложных семей с родством по прямой или боковой линии (отклонением это является относительно взятой за основу нуклеарной семьи).

      Гипотетическая  схема возможного развития семьи  начиная с брачной пары без детей определяется через возможные семейные события 1—4 переходом в соответствующие этим событиям типы А—Г: 

      

 

        

      Всего выделяется 15 типов, причем к собственно семейным относятся 4 типа на основе брачной пары с детьми (1), с родителями (2), с родственниками (3), с родителями и родственниками (4). Отделение взрослых детей ведет к комбинациям пары с родственниками, а развод и смерть образуют остальные осколочные формы семьи. 

      Теперь  перейдем к вопросу о видах  деятельности  социального педагога в работе с неполной семьей.

      Чтобы оказывать настоящую помощь семье, а точнее, чтобы осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием, нужно глубоко и всесторонне знать каждую семью. Это для педагогов и социальных работников «проблема номер один». Но чтобы выдвинуть задачу изучения и помощи для семьи, надо вооружиться  программой. Рекомендуется собрать следующие сведения:

  1. Общие сведения: состав семьи, места работы взрослых, профессии, материальная обеспеченность, жилищные условия.

       2. Культурный уровень: образование членов семьи, наличие библиотеки, подписка, читательские и прочие культурные интересы, семейные традиции и праздники.

      3. Воспитательные возможности: характеристика взаимоотношений между членами семьи, отношение родителей к детям и детей к родителям, степень родительского авторитета в семье; гражданское лицо родителей, их авторитет на работе, осведомленность детей о профессии родителей; кто из взрослых в семье уделяет больше внимания детям, какие методы и приемы воспитания применяет; меры поощрения и наказания; существует ли единство требований и действий взрослых; есть ли у детей семейные обязанности; есть ли в семье вредные влияния на детей, от кого они исходят; как семья выполняет требования школы, как участвует в жизни класса; каков режим семьи.

      4. Внесемейные влияния на детей  и отношение к ним родителей:  товарищи, двор, улица, соседи, знакомые родителей.

      Социальный  работник в одиночку не сможет сделать  того, что можно сделать в союзе  с родителями и учителями. Важным моментом в учебно-воспитательной работе с детьми из неполных семей является организация и проведение родительских собраний и классных часов.

      Какие пути следует искать для повышения  авторитетности и эффективности родительских собраний?

      Во-первых, собрание должно проводиться по инициативе самих родителей, и именно они должны определять его содержание. Что волнует семью, то и обсуждает собрание. Руководить подготовкой и проведением его должен родительский комитет при активном содействии классного руководителя, учителей, а где надо — и учеников. Не всегда нужны общеклассные собрания. Полезно собираться  иногда отдельным группам родителей, например, только отцам или только матерям. Собрание бабушек может иметь свою интересную специфику.

      Успех собрания, конечно же, зависит от его подготовки. Ведь когда родители приходят в школу, не зная, о чем пойдет речь, трудно ждать от них полезной активности. Совсем другое дело, если им за много дней вперед известны вопросы собрания, есть время подумать, подготовиться. В этом случае и выступить можно.

      Немалое значение имеет оформление собрания. Здесь каждая мелочь важна. Красиво написанный пригласительный билет, специально оформленная классная комната, стенгазета по теме собрания, дежурство детей, подборка литературы, продажа книг, фильм или концерт детей — все это поможет сделать обычное родительское собрание событием в жизни класса.

Информация о работе Работа социального педагога с неполной семьей