Работа социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить множество задач. Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами, воспитателями.

Содержание

Введение 2

1. История вопроса по социологии семьи и важности
социальной работы 4
2. Русская социология семьи. 6
3. Понятие неполной семьи. Работа социального педагога по решению основных проблем в неполной семье 10

Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

социальная педагогика.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

      Но  собрание — не единственная возможность  встречи родителей и социального педагога. В поисках менее официальных форм некоторые школы организуют родительские огоньки, вечера, просто посиделки, где ведется свободный, непринужденный разговор на волнующие всех темы.

      Можно проводить встречи родителей  не только в школе, но и, например, на дому. Большую пользу принесут встречи родителей, дети которых дружат или входят в одни детские объединения. Таким родителям всегда найдется, о чем поговорить: об интересах и увлечениях, о влияниях и авторитетах, о режиме учения и отдыха. Семьям полезно договориться между собой о единстве требований, предъявляемых к ребятам одного класса, одной компании, одного круга общения. Это избавит родителей от необходимости выслушивать сетования своих детей на то, что, мол, «другие своим сыновьям разрешают гулять до одиннадцати и дружить с кем угодно, носить любую прическу и курить, а вы...»

      «День открытых дверей» для родителей — еще одна эффективная форма работы семьи и школы. Этот день может быть как общешкольным, так и классным. Смысл его — дать в сконцентрированном виде представление о работе школы или класса. В этот день родители могут посетить любой урок, ознакомиться с тем, как преподаются предметы, как отвечают и работают сверстники их ребенка, понаблюдать за ним самим в условиях учебного труда. Последнее особенно интересно, ибо этого родители никогда не видят. Очень полезно сравнить работу на уроке своего сына или дочери с общей работой класса. Разумеется, в этот день можно встретиться с любым педагогом, получить любую информацию и совет, заглянуть в классный журнал, зайти в библиотеку. Ребята к такому дню готовят коллективный отчет перед родителями, показывают им кабинеты, всю свою школу.

      Залогом успешной совместной работы семьи и  школы является хорошая взаимная информированность. Информация должна быть упорядочена по содержанию, уточнена по форме и точно оговорена в сроках. Вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих сторон, может быть очень много, но среди них можно вычленить несколько обязательных в равной степени для всех семей и всех школ. О чем обязательно школа должна информировать семью? Какие сведения должны поступать в семью от школы?

      1. Характеристика учебного труда  ученика. Успехи и неудачи.  Полученные отметки.

      2. Сведения об общественной активности  школьника. Его участие в жизни коллектива. Выполнение общественных поручений и обязанностей.

      3. Характеристика отношений ребенка с товарищами, с учителями; характеристика его школьного круга общения.

      4. Анализ некоторых поступков ученика,  педагогический комментарий к ним.

      5. Советы и рекомендации семье  по воспитанию ребенка.

      В чем нуждается школа? Какие данные надо включать в информацию, идущую от семьи к школе?

      1. Выполнение домашних заданий.  Время, затрачиваемое на них. Степень самостоятельности. Трудности в выполнении уроков.

      2. Соблюдение школьником режима  дня.

      3. Рассказы, впечатления, разговоры  о школе, оценочные суждения ребенка (разумеется, то, что не составляет тайны, не имеет сугубо личного значения).

      4. Характеристика поведения ребенка  в семье;

      особенно  важны изменения в характере, настроении и поведении.

      5. Просьбы и предложения к учителям  и администрации школы.

      Примерно  так может выглядеть по содержанию взаимная информация семьи и школы.

      Форма информации (устная или письменная), периодичность ее (раз в месяц или в четверть), а также охват (все семьи или только некоторая их часть)— все это зависит от конкретных условий и потребностей воспитания.

      Социальный  педагог может многое сделать  для воспитания любви и уважения к матери, отцу, семье. Надо развивать в детях чувство престижа семьи, фамильной гордости.

      Газета  «Правда» писала об интересном опыте одной московской учительницы. Она попросила детей рассказать об истории своих семей. Оказалось, что ребята об этом понятия не имеют. Они знают родителей, немного меньше — бабушек и дедушек, а дальше «корни рода» обрываются. Когда педагог попытался адресовать учеников к семейным архивам, то у большинства таковых не оказалось. Ребята очутились в положении «иванов, не помнящих родства». Тогда и возник замысел большого домашнего сочинения «Моя родословная». Несколько месяцев велась работа, захватившая не только детей, но и все поколения семьи. Шла реставрация фамильных документов и фотографий; возникла активная переписка с родственниками, знакомыми; получались разрешения на доступ к архивам. Словом, велся настоящий поиск, и, как всякий поиск, он привел к интереснейшим находкам и открытиям. Честь семьи ко многому обязывает.

      Не  надо думать, что уважение к семье  можно воспитывать только в сознательном ученическом возрасте.

      Начинать  такое воспитание надо как можно  раньше.

      Любовь  к людям начинается в семье, с  любви к матери, отцу, к родителям матери и отца. Но воспитание такого чувства — дело тонкое, деликатное. Умная помощь социального педагога здесь не будет лишней.

      Говоря  о совместной работе школы и семьи  по воспитанию детей, нельзя не сказать  о, пожалуй, самой эффективной форме этой работы. Имеется в виду активное участие родителей в жизни и труде того детского коллектива, где учатся их дети. Речь идет не о механическом перемещении всей тяжести внеклассной работы с плеч классного руководителя на родителей. Здесь речь идет о другом: о создании единого разновозрастного классного коллектива, объединенного единством целей и деятельности. Руководство кружками и спортивными секциями, организация походов и экскурсий, подготовка детских праздников и соревнований, профориентация и наставничество... Чем многообразнее деятельность родителей, тем интереснее жизнь детей.

      Кстати, не надо думать, что это нужно  только детям,— родителям такая  работа ничуть не менее важна. Она  расширяет их представления о  детях, умножает опыт воспитания, вооружает педагогической техникой. Родителю-общественнику, как правило, легче воспитывать своего ребенка: авторитет его в глазах сына или дочери выше.

      Однако  нелишне еще раз заметить, что  родительское участие в делах класса не может подменять работу педагога. Здесь, как и везде, нужно чувство меры. Активность родителей не должна подавлять и самостоятельность детей. Но такие случаи настолько редки, что тут «перебора» можно не опасаться.

      Говоря  о взаимодействии семьи и школы, хочется сказать еще об одном важном обстоятельстве — о возросшей в последнее время необходимости компенсировать недостатки семейного воспитания. Что имеется в виду прежде всего?

      В школах, как правило,  каждая четвертая семья неполная. Чаще всего нет отца. Но и далеко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное влияние. Значительное число детей, особенно мальчиков, обделены мужским вниманием. Нередко в роли главы семьи выступает женщина. В школе, как известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-мужчин. Второй путь (он может быть очень продуктивным, как показывает практика)- включение в работу с младшеклассниками и подростками юношей десятых-одиннадцатых  классов.

      Есть  еще один существенный недостаток современной (особенно городской) семьи — малое количество детей, что приводит к детскому одиночеству. Ребенок не может полноценно развиваться, если он не проявляет заботы о младших и не испытывает влияния со стороны старших братьев и сестер. Этот недостаток школа тоже может смягчить, сгладить, предоставив каждому ребенку множество товарищей различных возрастов. Но это может произойти только в той школе, где педагоги целенаправленно и планомерно работают над созданием единого разновозрастного коллектива.

      В один из воскресных дней в школу  были приглашены ученики первых — пятых классов со своими родителями и старшеклассники. Ребята были разбиты на семь разновозрастных отрядов, в каждом из которых в равных пропорциях были собраны мальчики и девочки всех классов. Во главе отрядов в роли воспитателей находились ученики-старшеклассники. Старшеклассники приготовили для своих маленьких друзей интересную и разнообразную программу. Началась она с путешествия в Страну веселых друзей. Учебные кабинеты были превращены в станции: «Сказочная», «Театральная», «Чудесная», «Загадочная», «Художественная», «Янтарная», «Музыкальная». В каждой из них ребята вместе с родителями подвергались различным веселым испытаниям, участвовали в сочинении сказки, «изготовлении» молнии, создании коллективного рисунка, смотрели спектакль школьного кукольного театра, разгадывали шарады, разучивали песни. Потом веселых путешественников ждал вкусный обед, после которого проходило заседание «Клуба «почемучек». На многочисленные вопросы младшеклассников отвечали «мудрейшие»: учителя и старшеклассники, родители и ученые. Но и это еще не все: после заседания клуба «Главный почемучка» пригласил всех принять участие в веселых стартах.

      Перед уходом всем участникам этой воскресной встречи было предложено выразить свое отношение к происходившему. Каждый получил жетон. У выходных дверей все увидели два рисунка: справа улыбающийся поросенок, а слева — плачущая корова; под каждым рисунком стояла коробочка для жетонов. Если встреча понравилась — бросай жетон направо, если нет — клади в коробочку слева. 230 жетонов заполнили первую коробочку, и лишь один оказался во второй. Его опустил папа одного третьеклассника, объяснив, что ему стало жаль и без того плачущую корову.

      Но  как бы ни старалась школа компенсировать недостатки семейного воспитания, как  бы ни пыталась семья выправить огрехи воспитания школьного — они друг друга заменить не могут. При всей близости семья и школа имеют свои сугубо специфические воспитательские задачи и функции, только им свойственные. Например, семья формирует у ребенка начальные нравственные понятия и установки, вырабатывает основные жизненные потребности, готовит к будущей семейной жизни. Школа дает систематические знания основ наук, учит жить и работать в коллективе, развивает общественную активность будущих граждан, оказывает квалифицированную психологическую и социальную поддержку, если это необходимо. 

 

      

       

      Заключение 

      Совершенствование воспитания — процесс, не имеющий  конца: ведь нет предела совершенству. Важно, чтобы совершенствование воспитания шло не во имя самого процесса, а во имя человека, ребенка.

        Прежде всего, тревожит формализм в  воспитательной работе. Воспитание — то же искусство, в котором действует объективный закон единства формы и содержания. Подобно тому, как нарушение этого закона приводит к разрушению произведения искусства, так и в воспитании: преувеличенное внимание к форме в ущерб содержанию (или наоборот) разрушает воспитательную функцию социального педагога.

      Даже  те, кто давненько не заглядывал в школу, вероятно, наслышаны об изменениях, происшедших в ней за последние годы. Переход на новое содержание образования повлек за собой новые программы, учебники, методические поиски. Школой постепенно овладевают новейшие идеи педагогики и психологии, научной организации труда  и социального управления, создается солидная материальная база, развивается кабинетная система, на урок пришла разнообразная учебная техника.

      Современное воспитание не может базироваться лишь на слове, поучении. Не только обучение, но и воспитание сегодня нуждается в серьезной материально-технической базе. Возьмем такую элементарную форму, как кружковая работа. Какие кружки наиболее распространены в школах? Те, что не требуют материальных затрат. Но зато с каждым годом все меньше фото- и киностудий, школьных театров со своими костюмерными, изостудий, инструментальных ансамблей (если не считать таковыми две-три электрогитары и пионерский барабан), оркестров. Детям неинтересно ходить в кружки, где на 20 человек один планер, в спортивные секции с единственным мячом.

          Соотношение реального и идеального в воспитании — труднейшая педагогическая проблема. Кто только не ругал школу за отрыв от жизни, за горькие разочарования, постигающие ее выпускников при столкновении с реальной действительностью! Кажется, больше всего горьких слов сказали сами выпускники. Да, в жизни не все так, как учат в школе, но это не значит, что в школе учат неправильно. Идеальное и реальное всегда находятся в противоречии, и педагоги вовсе не скрывают это от ребят.

      Дети  — наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив — модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.

Информация о работе Работа социального педагога с неполной семьей