Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:34, дипломная работа
Введение
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Понятие, история, проблемы математического развития младших дошкольников
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические основы математического развития детей-дошкольников
Глава II Методы и организация исследования
Введение
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Понятие, история, проблемы математического развития младших дошкольников
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические основы математического развития детей-дошкольников
Глава II Методы и организация исследования
Глава III Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Приложение
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Необходимо отметить, что с контрольной группой проводилась работа по формированию элементарных математических представлений, в основе которой лежала "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой, а в экспериментальной - работа шла по разработанной мною системе дидактических игр.
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.
Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Экспериментальная группа Х± m |
Контрольная группа Х± m |
t |
Р |
Количество и счёт |
6,42 ± 0,2 |
3,9 ± 0,2 |
8,4 |
<0,05 |
Величина |
5,82 ± 0,2 |
4,3 ± 0,2 |
5,0 |
<0,05 |
Геометричес-кие фигуры |
6,29 ± 0,2 |
4,4 ± 0,2 |
6,3 |
<0,05 |
Ориентировка в пространстве |
6,13±0,2 |
4,0 ± 0,2 |
7,1 |
<0,05 |
Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития. В экспериментальной группе произошёл прирост по разделам:
количество и счёт -28,2 %
величина-27,2 %
геометрические фигуры - 26,9 % ориентировка в пространстве- 30,3 %
В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 %
величина-12 %
геометрические фигуры -9 %
ориентировка в пространстве- 10% (Приложение 2 )
Улучшение показателей в
выводы
1. Исследование
показало, что разработанная нами
система работы по
2. Элементарные
знания по математике, определённые
современными требованиями, в основном
усваиваются детьми, но необходимо
углубление и дифференциация
индивидуальной работы с
3. Обновление
и качественное улучшение
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Познание
свойств детьми 4-5 лет происходит
наиболее успешно в активных
действиях по сравнению,
2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.
3. Игры
и упражнения с цветными
4. Практическая
деятельность взрослых
5. Игры
на освоение счёта очень
6. Для
закрепления представлений
7. Для эффективного повышения
уровня математических знаний
предлагается методика
8. Целенаправленное
развитие элементарных
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.
2. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.
3. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. "Проблемы восприятия
пространства и
4. Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое
письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8.
5. Волковский Д Л."Руководство к "Детскому миру" в числах". -
М.: 1916г. стр.7-11,13,24.
6. "Вопросы психологии" 1966г. № 4. стр 121-126.
7. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.
8. Гальперин П.Я. "Введение в психологию". - М.: 1976г.
9. Гальперин
П.Я. " О методе формирования
умственных действий". Хрестоматия
по возрастной и
10. Глаголева Л.В. "Сравнение величин предметов в нулевых группах школ" Л-М. : Работник просвещения 1930г. стр. 4-6, 12-13.
11 .Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.
12. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М. : Изд.АСТ, 1997г., 8-45, 147, 155.
13.Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.
14.Дошкольное воспитание , 1972г.№ 12 стр.44-48.
15.Дошкольное воспитание , 1988г. № 2 стр. 26-30.
16.Дошкольное воспитание , 1979г. .№ 10 стр.59-62.
17.Дошкольное воспитание , 1981г. № 3 стр. 55-56.
18.Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.
19.Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры дошкольника» М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.
20.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
21 Логинова
В.И. "Формирование у детей
22. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М. : Педагогика 1988г. стр. 170-194.
23. Каменский Я.А. Избранные
24. Логинова
В.И. "Формирование умения решать
логические задачи в
25. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
26. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е.-М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр. 182-183.
27. Морозова М. , Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. -М.-Л. : Госиздат 1927г. стр.6-13, 66.
28. Менчинская Н.А. "Психология обучения арифметике". АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.
29. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
30. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.
31. Носова
Е.А. "Формирование умения решать
логические задачи в
32. Непомнящая
Н.Н. "Психологический анализ
33. Обухова Л.Ф. "Этапы развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г. стр.41-74.
34. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
35. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.
36. Проскура Е.В. "Развитие познавательных способностей дошкольника ".Под ред. Венгер Л.А. -Киев :1985г. стр. 39-42.
37. Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г.
38. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.
39. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.
40. Ушинский К.Д. Избранные
41. Фребель Ф. "Воспитание человека ".-М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.
42. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.
43. Shencer A. Rathus. Inderstanding Child Development N.Y. 1988. P.83-86
44. Schmidt H.D. Allgemeeine Entwicklung spychlolgie. 1977 p.45-49
Приложение 1
Этапы формирующего эксперимента
1 Этап - были предложены следующие игры на развитие математических представлений:
«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и смежные части суток.
«Что изменилось?» цель- развитие понимания схематичного изображения позы человека.
«День рождения куклы» цель - умение различать цвета и формы.
«Запомни картинки» цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характерным признакам.
«Повторяйте друг за другом» цель - развитие понимания схематичного изображения позы человека.
«Чем похожи, чем различаются», «Будем считать» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.
«Найди каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.
«Зверюшки на дорожках» цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет).
«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным признакам.
«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и количественный счёт.
«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.
«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах.
«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового счёта. «Игры с блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.
«Когда это бывает?» цель - развитие представлений о времени и частях суток.
«Цветные дома» цель - выделение одновременно двух свойств фигур: форма и цвет.
«Цветное лото» цель - выделение размера и цвета.
2 Этап - следующие игры :
«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.
«Что досталось тебе?» цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами.
«Внимание - угадай-ка» цель - манипулирование с жидкостями.
«Определи различия на глаз» цель - развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры.