Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:34, дипломная работа
Введение
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Понятие, история, проблемы математического развития младших дошкольников
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические основы математического развития детей-дошкольников
Глава II Методы и организация исследования
Введение
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Понятие, история, проблемы математического развития младших дошкольников
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические основы математического развития детей-дошкольников
Глава II Методы и организация исследования
Глава III Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Приложение
Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.(13-15,25,32-33).
Глава II Методы и организация исследования
Методы:
1.Анализ специальных
2. Педагогический эксперимент:
-констатирующий (диагностика математического развития детей, соответствие его современным требованиям),
- формирующий эксперимент,
- контрольный эксперимент.
3. Методы
математической обработки
Организация исследования:
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 1998г. по май 1999г. на базе Детского сада № 30 г. Ейска. В исследовании принимали участие две однородные группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей в возрасте 4-5 лет.
На первом этапе (сентябрь- октябрь)изучалась и анализировалась литература, подбиралась система игр. При анализе литературы были изучены 44 источника, куда вошли работы учёных, монографии, статьи, освещающие передовой педагогический опыт. Проанализировано 8 источников зарубежной литературы.
На втором этапе (ноябрь-декабрь) проводилось обследование двух групп детей (экспериментальной и контрольной) с целью выявления их уровня математического развития перед началом эксперимента, а также после его окончания.
Основной педагогический эксперимент проходил с января 1998г. по апрель 1999г. с целью проверки эффективности разработанной системы игр. На третьем этапе проводились обобщения, математическая обработка полученных результатов.
Педагогический эксперимент:
Взяла две группы детей (по десять человек) среднего дошкольного возраста: контрольную группу, работающую по "Программе воспитания и обучения в детском саду " под ред. Васильевой, экспериментальную группу, работающую по предложенной мною методике.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены четыре теста, в состав которых входили дидактические игры.
Сосчитай себя.
1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
Зажги звёзды.
Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки( до пяти).
1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.
2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.
Помоги Буратино.
Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас.
II Величина
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
Какой формы ?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Взрослый
называет какой-либо предмет
2. Взрослый
называет предмет, а ребёнок
словесно определяет его форму.
Мозаика.
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки.
Почини коврик.
Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков.
Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и "починить" (наложить) её на дырку.
IV. Методы исследования пространственных представлений.
Исправь ошибки.
Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов- модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.
Узор.
Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм.
Описать узор от себя.
Найди различия.
Игровой материал:
набор иллюстраций с
Найти различия.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов
- ребёнок оперирует свойствами
объектов, обнаруживает зависимости
и изменения в группах
4-7 баллов
- ребёнок различает, называет, обобщает
предметы по выделенным
1-3 балла
- ребёнок различает предметы
по отдельным свойствам,
Критерии констатирующего эксперимента.
1. Обобщение геометрических
2. Ориентировка
в групповой комнате по плану,
умение двигаться в заданном
направлении, определение
3. Классификация
предметов по одному, двум признакам.
Число как показатель
4. Активное
участие в воссоздании
Формирующий
эксперимент предполагал
- создать развивающую среду;
определить наиболее
- составить систему игр;
- экспериментально
апробировать воздействие
Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по развитию математических представлений у детей 4-5 лет. Для этого мы разделили все игры по принципу от простого к сложному. Формирующий эксперимент проходил в три этапа с экспериментальной группой. (Приложение 1 )
Эксперимент проводился в естественных условиях.
После формирующего эксперимента с
экспериментальной группой
Математическая обработка и анализ результатов
Определение среднего арифметического величины показателей вычислялось по формуле:
- знак суммирования
- варианты или значения признака (данные одного ребенка)
n – количество детей
Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.
Затем определялось среднеквадратичное отклонение:
Хмакс – наибольшее значение варианта
Хмин – наименьшее значение варианта
R – табличный коэффициент
Ошибка среднеарифметической величины определялась по формуле:
n- число вариантов
- среднеквадратичное отклонение
Уровень достоверности
t =
Х1 – среднеарифметическое значение экспериментальной группы
Х2 – среднеарифметическое значение контрольной группы
Процент прироста получился,
Глава III Результаты исследования и их обсуждение.
В результате педагогического
эксперимента было выявлено, что изначально
показатели умственного развития детей
экспериментальной и
Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
Контрольная группа Х± m |
Экспериментальная группа Х ± m |
t |
Р |
Количество и счёт |
3,6 ± 0,2 |
3,5 ± 0,2 |
0,3 |
>0,05 |
Величина |
3,1±0,2 |
3,5 ± 0,3 |
1 |
>0,05 |
Геометрические фигуры |
3,6±0,3 |
3,5 ± 0,2 |
0,7 |
>0,05 |
Ориентировка в пространстве |
3,1 ±0,3 |
3,0 ± 0,2 |
0,25 |
>0,05 |
Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:
- соответствие
игрового материала задачам
- включенность
тех психических процессов,
-доступность
и эмоциональная
Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей» способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.