Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования: определить форму и особенности общения детей с ОНР.
Объект исследования – дети с III уровнем общего недоразвития речи.
Предмет исследования – коммуникативные навыки детей с ОНР

Содержание

Введение………………………………………………………………3
I глава. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков у детей с ОНР в литературе
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…….5
Онтогенез речевой деятельности. Особенности коммуникативной функции у детей с ОНР…………………………………………..9
II глава. Эмпирические исследования развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста III уровня
2.1 Организация исследования……………………………………...18
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов…………..19
2.3 Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием модели коррекционно-развивающей среды………….27
Заключение……………………………………………………………..30
Литература…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР1.docx

— 260.97 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………3

I глава.  Теоретические аспекты изучения  коммуникативных навыков у детей  с ОНР в литературе

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…….5
    2. Онтогенез речевой деятельности. Особенности коммуникативной функции у детей с ОНР…………………………………………..9

II глава. Эмпирические исследования развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста III уровня

        2.1 Организация исследования……………………………………...18

        2.2  Анализ и интерпретация  полученных результатов…………..19

        2.3 Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием модели коррекционно-развивающей среды………….27

      Заключение……………………………………………………………..30

      Литература……………………………………………………………..32   

   

                

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования.

       В отечественной психологии и  педагогике общение рассматривается  в качестве одного из основных  условий развития ребенка, важнейшего  фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и  оценку самого себя посредством  взаимодействия с другими людьми. [17]

     Общение присутствует во всех видах детской  деятельности и оказывает влияние  на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.[12]

     У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых  и неречевых дефектов имеются  трудности формирования коммуникативных  навыков.[14]

     Неполноценная речевая деятельность негативно  влияет на все стороны формирующейся  личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.

     Развитие  коммуникативных навыков детей  с общим недоразвитием речи III уровня в ходе логопедической работы требует разработки и реализации на практике специальных коррекционных подходов, учитывающих выраженную речевую патологию, недоразвитие познавательной деятельности.

     Несмотря  на постоянный интерес исследователей к проблеме оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, существует противоречие между  необходимостью в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи, и отсутствием конкретных методических разработок, включающих направления и приемы логопедической работы. Это определяет актуальность исследования.

     Целью исследования: определить форму и особенности общения детей с ОНР.

     Объект  исследования – дети с III уровнем общего недоразвития речи.

     Предмет исследования – коммуникативные навыки детей с ОНР

     Исходя  из указанной цели исследования, были определены следующие задачи:

    1. Изучить психологическую, педагогическую и логопедическую литературы по проблеме исследования.
    2. Подобрать методики и провести обследование сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
    3. Сделать качественный анализ полученных результатов исследования
    4. Разработать модель коррекционно-развивающей среды, позволяющую организовать работу педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями

     Методологической основой исследования являются труды:

     Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, О.И. Усановой, С.Н. Шаховской, в которых отмечается, что при общем недоразвитии речи в структуре дефекта имеется  несформированность речевой деятельности и других психических процессов; Ю.Ф. Гаркуши, С.А. Мироновой и др., в которых показана связь речевых трудностей с низким уровнем вербальной коммуникативной активности в общении; Г.А. Волковой, О.С. Орловой, А.Е. Гончарук, В.И. Селиверстова, в которых выявлено, что одним из препятствия для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него, как он его оценивает. При этом степень фиксированности на дефекте не всегда коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения.

     Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков детей с ОНР в литературе 

     1.1     Психолого-педагогическая  характеристика детей  с общим недоразвитием  речи 

       «Общее недоразвитие речи» - термин психолого-педагогической классификации. Под общим недоразвитием речи понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

       Общее речевое недоразвитие оказывает влияние на формировании высших психических функций, коммуникативных навыков и личности в целом.[17]

       Связь между речевыми нарушениями  и другими сторонами психического  развития обусловливает наличие  вторичных дефектов. Так, обладая  полноценными предпосылками для  овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа,  синтеза), дети отстают в развитии  словесно-логического мышления, с  трудом овладевают мыслительными  операциями.[13]

            Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учётом степени несформированности речи Р.Е. Левина в 1968 году выделила три уровня её недоразвития. Нас интересует третий уровень речевого развития. Р.Е. Левина характеризует общее недоразвитие речи третьего уровня следующим образом.[17]

     Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и  оформлению) речевых единиц.

     В целом в речи этих детей наблюдаются  замены слов, близких по значению, отдельные  аграмматичные фразы, искажения  звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

     Одной из выраженных особенностей речи детей  с ОНР является расхождение в  объеме  пассивного и активного  словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря  достаточен, но употребление слов в  речи сильно затруднено.

     Бедность  активного словаря проявляется  в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре  преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются  слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова  и понимаются, и употребляются  неточно, значение их неправомерно расширяется. Или, напротив, оно понимается слишком  узко.

           В работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой  подробно описаны  нарушения лексики у детей  с ОНР, где также отмечены ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

     Активный, и особенно пассивный, словарь детей  значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения  часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребёнка в корыте», кресло — «диван», смола — «зола», вязать— «плести», строгать— «чистить»).

     Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

     Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается ещё большое количество ошибок на согласование, управление.

     Звуковая  сторона речи детей характеризуется  тем, что исчезает смазанность, диффузность  произношения артикуляторно простых  звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса — «кобалса», сковорода — «соквоёшка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

     Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.[10]

     Нарушение связной речи – один из компонентов  общего недоразвития речи. При пересказе  текстов дети с ОНР ошибаются  в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

     Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки  или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением  отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

     Творческое  рассказывание детям с ОНР  дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении  замысла рассказа, в изложении  последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого  задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная  речь детей может служить средством  общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

     Неполноценная речевая деятельность накладывает  отпечаток на формирование у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой  сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

            Ряд авторов отмечают у детей  с ОНР недостаточные устойчивость  и объем внимания, ограниченные  возможности его распределения  (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,  А.В.Ястребова). При относительно  сохранной смысловой, логической  памяти у детей с ОНР снижена  вербальная память, страдает продуктивность  запоминания. Они забывают сложные  инструкции, элементы и последовательность  заданий.[2]

     Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

            Исследование функции внимания  показывает, что дети с ОНР  быстро устают, нуждаются в побуждении  со стороны экспериментатора, затрудняются  в выборе продуктивной тактики,  ошибаются на протяжении всей  работы.[5]

            Дети с ОНР малоактивны, инициативы  в общении они обычно не  проявляют. В исследованиях Ю.  Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:

     -   у дошкольников с ОНР имеются  нарушения общения, проявляющиеся  в незрелости мотивационно-потребностной  сферы;

     -   имеющиеся трудности связаны  с комплексом речевых и когнитивных  нарушений;

     -   преобладающая форма общения  со взрослыми у детей 4 —  5 лет ситуативно-деловая, что  не соответствует возрастной  норме.

            Наличие общего недоразвития  у детей приводит с стойким  нарушениям деятельности общения.  При этом затрудняется процесс  межличностного взаимодействия  детей и создаются серьезные  проблемы на пути их развития  и обучения.[8]

     Cледовательно, в логопедической и психологической литературе отмечается наличие у детей с недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Таким образом, уровень сформированности  общения ребёнка с ОНР во многом определяется уровнем развития его речи. 

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР 3 уровня