Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования: определить форму и особенности общения детей с ОНР.
Объект исследования – дети с III уровнем общего недоразвития речи.
Предмет исследования – коммуникативные навыки детей с ОНР

Содержание

Введение………………………………………………………………3
I глава. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков у детей с ОНР в литературе
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…….5
Онтогенез речевой деятельности. Особенности коммуникативной функции у детей с ОНР…………………………………………..9
II глава. Эмпирические исследования развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста III уровня
2.1 Организация исследования……………………………………...18
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов…………..19
2.3 Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием модели коррекционно-развивающей среды………….27
Заключение……………………………………………………………..30
Литература…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР1.docx

— 260.97 Кб (Скачать документ)

     3.   Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей к коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Эмпирическое исследование развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с III уровнем ОНР 

     2.1 Организация исследования 

            Исследование проводилось среди  воспитанников дошкольного образовательного  учреждения №314 Московского района  г. Казани и № 320 Приволжского района г. Казани. В круг исследований вошло 20 детей, нами были сформированы 2 группы: экспериментальная группа, в которую вошли 10 детей в возрасте 5 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня и контрольная группа, в которую вошли 10 детей в возрасте 5 лет с нормальным речевым развитием.

         Для изучения сформированности коммуникативных навыков мы использовали ряд методик:

  •     Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3-7 лет (М.И. Лисина), которая исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
  • Методика Рене Жиля, которая позволила выявить:

         - Ситуации (1—2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать.

         - Ситуации (3—7) определяют отношения ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке (4), с кем малыш предпочитает играть (5).

            -  Ситуации (6—7) определяют стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях и его умение решать их.

  • Экспериментальная игра «Секрет» помогает выявить причины предпочтений детей и характер мотивов выбора партнера для общения.

     Наблюдение  проводилось в первой половине дня  в старшей группе  детей с  речевыми нарушениями и детей  с нормальным речевым развитием. В процессе проведения методик, было отмечено, что некоторые дети проявляли интерес не только к заданию, но и ко мне, рассказывали про родителей их друзей и интересующих их игрушек. Другие дети стеснялись, вели себя скованно. Во время моего присутствия я беседовала с воспитателями, они мне рассказали о детях, об интересах и их предпочтениях в общении с другими детьми, являются ли они лидерами среди своих друзей. В ходе беседы я выяснила, что у нескольких детей с нормальным речевым развитием часто проявляется агрессивность по отношению к детям в процессе игры, чем объясняется неохота общения других детей с ними. В моем присутствии дети вели себя хорошо и выполняли все задания, что позволило мне провести исследование и дать качественные результаты. 

     2.2 Анализ и интерпретация  полученных результатов 

            Данные эксперимента по определению ведущих форм общения свидетельствуют о том, что детям с ОНР, свойственна ситуативно-деловая форма общения. Она оказалась ведущей у 4 из 10 обследованных детей. Внеситуативно-познавательная форма общения характерна 2 детям и внеситуативно-личностная форма оказалась ведущей у 3 детей. Один ребенок набрал одинаковую сумму баллов в ситуативно-деловой и внеситуативно-познавательной ситуациях. Детям с нормальным речевым развитием характерны внеситуативно-личностная форма общения 6 детей из 10 обследованных; внеситуативно-познавательная является ведущей у 3 детей из 10. Один ребенок набрал одинаковую сумму баллов в ситуативно-деловой и внеситуативно-познавательной ситуациях. 
 
 

     Таблица 1

        Ведущие формы общения у детей  с ОНР и детей с нормальным  речевым развитием, (в %) 

 
     Форма общения
 
     Дети  с ОНР
     Дети  с норм. речевым развитием
     Ситуативно-деловая      40%      0%
     Внеситуативно-познавательная      30%      40%
     Внеситуативно-личностная      30%      60%
 

         Анализ протоколов показал, что дети с ОНР (4 ребенка) выбрали в первую очередь игру. Не очень охотно они принимали чтение книги экспериментатором. Предложение побеседовать у этих детей вызывало недоумение, смущение. У 3 детей особое желание вызвало чтение книги экспериментатором, они приближали ее к себе, говорили, «такую книгу я видела…», «у меня дома такая книга есть, мама мне ее читала…». 3 детей вызвались побеседовать на темы: 2 детей выбрали тему животные и игрушки, а 1 ребенок выбрал тему родителей и их похода в зоопарк.

        Также, у детей с нормальным речевым развитием анализ показал, что большинство детей (6 детей) выбрали предложение пообщаться, дети, в основном выбирали темы касающие  родителей и друзей. Охотно принимали предложение почитать  и поиграть в одинаковой степени, но в игре они чувствовали себя расковано и даже веселы, зато многие дети во время чтения чувствовали себя смущенно и наблюдался беглый взгляд.

        В первую минуту опыта дети с ОНР и с нормальным речевым развитием рассматривали игрушки, разные предметы в комнате. Никто из испытуемых не обратился в первую очередь к взрослому.

        Уровень комфортности детей во время опытов был максимальным, когда они занимались игрушками. Однако некоторые из детей чувствовал себя свободно и расковано даже в ситуативно-деловой ситуации. Дети с ОНР (7 детей) при общении с экспериментатором проявляли скованность, напряжение, пассивность. Как правило, дети говорили не много. А при обсуждении книг они часто отвлекались, становились рассеянными, прямые вопросы повергали их в смущение, вызывали затруднения. Только 5 детей вступали в личностные беседы с экспериментатором.

         У детей с нормальным речевым  развитием при общении с экспериментатором  чувствовали себя спокойно и  расковано во всех предложенных  ему ситуациях. Один ребенок  чувствовал себя сковано во  время игры, это объясняется тем,  что ребенок был соматически  ослаблен и один ребенок чувствовал  себя сковано во время беседы  иногда и отказывался давать  ответы, хотя во время чтения, он задавал вопросы и говорил  свою оценку о произведении.

        Желательная длительность опыта оказалась максимальной при игре. С большой неохотой дети оставляли игрушки, когда взрослый предлагал им почитать книги или побеседовать. Они часто выражали нежелание заняться чем-либо, кроме игры, даже совсем отказывались от иной деятельности. Дети, которые выбрали первый объект внимания общение и чтение они достигали или максимальной длительности, или средней.

         Подавляющее большинство всех  речевых высказываний у детей с ОНР составляли ситуативные высказывания (100%) во время игровой деятельности с игрушкой, хотя по содержанию сопровождались у 60% высказыванием о принадлежности. В ситуации чтения книг, возникали познавательные вопросы у 30%. Дети почти не делились мнением о своих друзьях, сверстниках по группе. Гораздо чаще они рассказывали о себе, маме своих братьях, сестрах. В целом у них преобладали сообщения об обладании предметами, о животных, игрушках и предметах быта. По содержанию превалировали информационные высказывания типа простой констатации фактов ("У меня самолетик. Красная шапочка идет".) высказываний. Очень мало дети задавали вопросов познавательного характера ("Почему паруса белые? Зачем паук насаживает мух на колючки?"). Сообщений оценочного характера ("Волк злой, он бабушку съел. Паша добрый, он играет со мной.").

       Детям с нормальным речевым  развитием присуще внеситуативное  общение во время чтения книг (90%) или общения с экспериментатором  (80%) во время чтения книг они  задавали познавательные вопросы,  выражали свою оценку («красная  шапочка пошла по короткой  тропинке, а надо было по длинной,  чтобы ее волк не встретил»). Дети часто говорили мне об  уроках которые у них проходят, о друзьях и родителях.

         Исследование показало, что у  детей с ОНР ведущей формой  общения является ситуативно-деловая  40%, которая характерна для детей  от 0,6 до 3 лет и соответственно  она не является нормой для  детей старшего дошкольного возраста, внеситуативно-познавательная наблюдается  у 30%

     и у детей с нормальным речевым  развитием 30%, частично не является нормой, т.к. эта форма общения характерна для детей от 3 до 4 лет, но это может  объясняться тем, что некоторым  из детей исполнилось 5 лет в апреле и мае этого года. Только у 30% с  ОНР отмечается внеситуативно-личностная форма и у детей с нормальным речевым развитием 60%, которая является нормой в 5 лет.

          Данные, полученные в ходе исследования характера взаимоотношений дошкольников с ОНР, показали, что в структуре их группы действуют те же закономерности, что и в группе нормально развивающихся сверстников.  

     Таблица 2

     Сравнительная характеристика межличностных отношений

            критерии             Дети  с ОНР      Дети  с нормальным речевым развитием
     Доминирующее  отношение       Родители

     друзья

     90%

     0%

     80%

     0%

     Отсутствие  эмоционального контакта      родители      10%      20%
     Близкие отношения с друзьями      друзья      40%      40%
     Предпочтения  в игре      Друзья

     родители

     70%

     30%

     90%

     10%

     Умение  решать конфликтные ситуации             80%      100%
     Стиль поведения      Конфликтные      20%      0%

          Остановимся более подробно на  анализе результатов: 

          В 1и 2 ситуации характеризуют отношение ребенка к людям. 9 детей (90%) с ОНР и 10 детей (80%) с нормальным речевым развитием отмечается близкое отношение с родителями, доминирующее отношение ребенок проявляет к матери (60%) у детей с ОНР. Меньшинство детей 1ребенок (10%) с ОНР и 2 ребенка (20%) не отметили родителей на 2 рисунке, что обозначает отсутствие эмоционального контакта с родителями и близкими.

          В задании по №3 мы отметили, что дети с ОНР предпочитают  отдать свой подарок маме  (60%)  и (40%) детей с нормальным речевым развитием. Только, 2 (20%) детей с нормальным речевым развитием отдадут свой подарок сестре или брату, это объясняется тем, что дети не выделяют своих сверстников как значимых для них людей.

         В 4 задании 40% детей отметили на рисунке своих родителей и 40% отметили друзей. Только двое из детей (20%) в группе с нормальным речевым развитием и 40% детей с ОНР указали себя одного на данном рисунке, что может свидетельствовать об отсутствии или затруднении общения между сверстниками. В ходе беседы было выяснено, что одной из причин, является агрессия и конфликтность воспитанников. Из детей с ОНР 20% детей отметили на рисунке своих родителей и 30% детей указали на рисунке своих друзей. В 5 задании большинство детей и с ОНР (70%) и с нормальным речевым развитием (90%) предпочитают играть с друзьями, а (30%) с ОНР и (10%) с нормальным речевым развитием любят играть с мамой или с другими близкими родственниками.

        В последних заданиях мы можем  охарактеризовать стиль поведения  ребенка и умения решать конфликтные  ситуации.

        Выяснилось, что 80% детей с ОНР  и 100% детей с нормальным речевым  развитием умеют выходить из  конфликтной ситуации и решать  вопросы.

     Лишь 20% детей с ОНР отмечаются конфликтностью и агрессивностью.

         Основываясь на экспериментальном исследовании у детей с ОНР можно сделать выводы:

     - ребенок испытывает затруднения  в понимании инструкции;

     - изобилие необоснованных пауз  в речи

      - возвращение  к прежде сказанному

     - почти у всех детей в ходе деятельности наблюдается  снижение интереса к   созданию рисунка, что нередко свидетельствует о несформированности их изобразительных умений и навыков.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР 3 уровня