Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования: определить форму и особенности общения детей с ОНР.
Объект исследования – дети с III уровнем общего недоразвития речи.
Предмет исследования – коммуникативные навыки детей с ОНР

Содержание

Введение………………………………………………………………3
I глава. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков у детей с ОНР в литературе
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…….5
Онтогенез речевой деятельности. Особенности коммуникативной функции у детей с ОНР…………………………………………..9
II глава. Эмпирические исследования развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста III уровня
2.1 Организация исследования……………………………………...18
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов…………..19
2.3 Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием модели коррекционно-развивающей среды………….27
Заключение……………………………………………………………..30
Литература…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР1.docx

— 260.97 Кб (Скачать документ)

       Дети с ОНР, что и дети  с нормальным речевым развитием  выделяют друзей и близких  им людей, из ситуации с подарком  мы можем определить, что дети  трепетно относятся к родителям.  В ходе беседы мы выявили,  что дети общаются больше с  детьми, которые старше на 1 или  2 года. Каждый из детей может решать конфликтные ситуации, но в своих высказываниях дети ОНР отличались однотипностью, и неумением составлять сложные предложения «Кто-то получил подарок, а кто-то нет, я бы отдала свой подарок…».

          В экспериментальной игре «секрет»  мы выявляем межличностные отношение дошкольников.

         Наиболее важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся характер мотивов выбора партнера для общения. В результате исследования  выделены следующие группы детей:

     1 группа -дети без осознанного мотива выбора, не могут объяснить причин своего положительного отношения к партнеру(чаще всего отвечали: «Не знаю»;

     2 группа — дети, выделяющие положительное отношение к сверстнику («Он хороший»);

     3 группа — дети,  которые,  выбирая партнера для общения,  опираются  на его положительное поведение в группе («Хорошо занимается»);

     4 группа — дети, объяснявшие свой выбор интересом к совместной деятельности или  выделяющие  положительные  качества сверстников,   проявляющиеся  в совместной деятельности.

            Изучение межличностных критериев в группах детей с  ОНР показало, что испытуемые затрудняются при мотивации своего выбора.

            Дети, мотивируя свой выбор, строили свои ответы однообразно, используя элементарные модели предложений. Критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется на прогулке, не слушается воспитателя» и т. п.), либо являлся вовсе немотивированным. Для детей обеих возрастных групп было характерным объяснение своего выбора хорошим поведением детей в группе или успехами на занятиях.

          Данный факт свидетельствует о том, что мотивацией выбора ребенка нередко является оценка ребенка педагогом. Основываясь на наблюдениях и экспериментальных исследованиях можно сделать вывод о том, что факторы, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе, следующие:

    • успешная реализация своих возможностей во всех видах детской деятельности;
    • достаточный уровень коммуникативных умений;
    • положительные черты характера (уравновешенность и др.);
    • активность во взаимоотношениях с детьми и педагогами.
 

     Качественный  анализ  коммуникативных возможностей детей с ОНР показал существенное отставание от нормы.

     В ходе наблюдения за  их речевой деятельностью  речи, были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности:       

    • употребление слов в неточном значении,
    • использование в  речи неадекватных грамматических    форм,                                                                       
    • многочисленные повторения,
    • возвращения к ранее сказанному,
    • изобилие необоснованных пауз в речи,
    • единичность случаев активной вербальной коммуникации,
    • отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации, 
    • применение демонстративных и «силовых» действий,   
    • неспособность оценивать высказывания других детей.

            Анализ исследования показал,  что большинство детей предпочитает общество сверстников в процессе игры, на отдыхе или на даче дети предпочитают общество родителей или родственников. Дети с ОНР не выделяют лучших друзей, они предпочитают общаться с тем, с кем им в данной ситуации интересно. Также, у некоторых детей с ОНР ведущей формой общения является ситуативно-деловая и внеситуативно-познавательная, что не является нормой для детей 5 лет.

          Указанные речевые и коммуникативные затруднения в экспериментальной игре «секрет» и в методике Рене Жиля оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом. 

     2.3 Формирование коммуникативно-речевых  умений и навыков с использованием модели коррекционно-развивающей среды.

         Для формирования коммуникативно - речевых умений и навыков можно использовать модель коррекционно - развивающей среды.

         В игровой ситуации сценарий моделируется как коммуникативно - познавательная проблема, в решении которой предусматривается активное взаимодействие ребёнка со взрослыми (с логопедом и сверстниками).

         Для того чтобы дети активно включались в выполнение заданий и проблемную ситуацию применяю невербальные средства коммуникации, таким образом развиваю эмоциональную сферу ребёнка. Наиболее простыми для понимания детей являются такие эмоции как радость и злость.      Наиболее сложной для понимания является эмоция обида. Поэтому необходима специальная работа по обогащению эмоциональных представлений.

           Одним из игровых приёмов также являются упражнения, цель которых - развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения делятся на парные и групповые, парные упражнения способствуют " расширению " открытости по отношению к партнёру - умению чувствовать и понимать его. Групповые - дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

          Диалог - основная форма общения дошкольников. В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно - ответной форме речи. Но диалог включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения к сообщению. Побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

           Воспитанники более адекватно реагируют на вопросы взрослых и сверстников, чем на сообщения и побуждения. Овладение диалогической речью является начальным этапом формирования связной речи у детей с ОНР. В работе над диалогической речью можно выделить 3 задачи:

     1. Научить детей отвечать на  поставленные вопросы.

     2. Научить постановке вопросов.

     3. Воспитать способность свободно, непринуждённо вести беседу (Эта  задача в значительной степени  психологическая).

             В качестве основных методов используются разговоры и беседы педагога с детьми. Общение взрослого с детьми является одним из ведущих факторов развития их речи, однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приёмов.

             Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи необходимо заранее подбирать тексты литературных произведений для игр - инсценировок и режиссерских игр, тексты для разыгрывания театральных этюдов, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога.

            Подобранные игры должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.

            Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очерёдность и тематическое единство реплик) и отражать естественную логику формирования речевых умений.

             В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Игры - уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми, моделированию различных жизненных ситуаций, способствуют познанию окружающего его мира.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Заключение

          В ходе исследовательской работы  мы изучили онтогенез речевой деятельности, из которой выделили, что речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

     Проведя эксперимент, мы отметили, что у детей с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

            Наличие общего недоразвития  у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

         В ходе эмпирического исследования  были сделаны выводы, результаты  проведения показали, что коммуникативные  навыки детей с ОНР незначительно  отличаются от детей с нормальным  речевым развитием. Отмечается, что  у некоторых детей ведущей  формой общения является ситуативно-деловая,  что не является нормой для детей 5 лет, также, во время наблюдения за речевой деятельностью, были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности: употребление слов в неточном значении, использование в речи неадекватных грамматических форм, многочисленные повторения, возвращение к ранее сказанному.      

        Чтобы сформировать коммуникативные  навыки у детей с ОНР, была  предложена модель коррекционно-развивающей среды, в которой были представлены игровые приемы с поставленной проблемной ситуацией, работа над диалогической речью и проведение беседы с воспитателями и психологами.

        Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения  с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Литература 

  1. Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 - № 2. – С.51-56
  2. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях./И.Г.Выгодская, Е.Л. Пелингер, Л.П. Успенская. - М.: «Просвещение», 1993.-139с.
  3. Грибова О.Е. К проблемам коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология.- 1995. - № 6. с. 7-16
  4. Дмитриев А.А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)/А.А. Дмитриев, Е.В. Копылова // Коррекционная педагогика: Теория и практика. – 2009. №5(35) с.52-56.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т 1/А.В. Запорожец.- М.: «Педагогика».-1986.
  6. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Учебное пособие. - Иваново, 1983. - 78 с.
  7. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1971. - 34 с.
  8. Коломинский Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969. - 240 с.
  9. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи./Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.- СПб.: «СОЮЗ»,2001-с.14.
  10. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников/ Р.И Лалаева., Н.В. Серебрякова.— Ростов н/Д.: «Феникс».-2004. — с.3, с. 12-13.

         10.  Леонтьев А.Н. Психология общения./А.Н. Леонтьев.-Тарту.- 1974. 

    11. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей/ М.И. Лисина//     Возрастная и педагогическая психология. М.: «Просвещение».-1992.

  1.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. /М.И. Лисина.-М.: «Просвещение».- 1986.-с.92-110, с.118.
  2. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
  3. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред.М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
  4. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи/ Л.Г.  Соловьева // Дефектология. – 1992. - № 1. – с. 62-68.
  5. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. - № 1. с. 62-67.
  6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева – М.: «Просвещение».- 1999.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР 3 уровня