Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить и обосновать недостаточность четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Выявить проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса у первоклассников. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе…………………......................................................................................................
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................................
Выводы по главе……………………………………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у первоклассников…………………………………………………………….
2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения………………………....
Выводы по главе……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ».
д.п.н., проф. Е. В. Яковлева
Научный руководитель:
доц. Н. Н. Чистякова
Работу выполнила студентка
группы 4ПФ – 41
Д. А. Рябкова
Череповец, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………………………………
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе…………………..................
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.........................
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у первоклассников………………………………………
2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения………………………....
Выводы по главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В настоящее время перед всей нашей системой образования и, в частности, перед школьной очень остро стоит проблема повышения качества знаний. В связи с этим повысилось внимание к проблеме развития познавательных интересов у школьников.
Проблема познавательного интереса в педагогике за последние десятилетия стала очень актуальна. Произошло это потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения все больше обращаются к личности учащегося.
Определенный вклад в развитие этой проблемы внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные Л.И. Божович, B.C. Ильиным, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Непосредственно вопросу познавательного интереса посвящены работы следующих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова.
В.Г. Белинский писал, что интересный детям материал привлекает их образами, красками, звуками, поэтичностью, что вместе с интересом развивается их воображение, чувство и дети становятся жадными слушателями.
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влечений во внутренний план личности, в её сознание, переживания, побуждения приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы.
Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и практических навыков. Все это сейчас, более чем когда-либо должно быть нацелено на создание такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы общественно-ценной личности. Особенности современного движения педагогической и психологической наук и создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих учеников, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности.
Все сказанное говорит об актуальности проблемы развития познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса.
Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному использованию своих знаний с необходимостью самообразования, воспитывать его внутренние побуждения, расширять свой общий и специальный кругозор. В этом ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, наукой, культурой.
Вот в чем главное основание для формирования у школьников познавательных интересов, вот почему важной задачей является – добиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов у школьников и навыков самостоятельного пополнения знаний.
Мы считаем, что проблема развития познавательных интересов, как в целом, так и на уроках литературного чтения, не исчерпала себя полностью, так как всегда будет развиваться и совершенствоваться.
Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития познавательного интереса и недостаточностью четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить и обосновать недостаточность четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Гипотеза: развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения будет эффективнее при следующих условиях:
- рассказ учителя об интересных фактах жизни писателя;
- самостоятельное чтение учащимися произведения и его пересказ на уроке;
- использование игрового момента на уроке.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Выявить проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса у первоклассников. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.
Методы:
1. Методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез)
2. Методы сбора информации (изучение психолого – педагогической литературы, изучение результатов деятельности детей)
3. Диагностические методы (рассказ, анкетирование)
4. Экспериментальные методы (констатирующий эксперимент)
Структура работы: во введении раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат. В 1 главе определены теоретические основы исследования, 2 глава содержит опытно – экспериментальную работу(констатирующий эксперимент). В заключении представлены основные выводы. В приложении программа опытно – экспериментальной работы, работы детей.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема развития познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует её продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус» [1, 14]. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует её длительности и продуктивности.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
Интерес - это сложное психическое образование, представляющее собой
единство объективных (содержание деятельности) и субъективных
(избирательность деятельности) начал.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Социологическая сущность интереса изучалась многими философами и социологами (Т.Е. Глезерман, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Нестеров и др.). Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интерес человек выражает идеологию, взгляды, настроения, эмоциональные реакции. Под сильным влиянием интересов находится предметная деятельность людей. Словом, интерес имеет огромное значение в развитии общества.
Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А.Коменский. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» 17, 139]. Огромную роль интересу придавал Ж.Ж.Руссо: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно и далеко» [24, 127].
И.Ф. Гербарт исследуя проблему интереса сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды, связать интерес со стремлением к действию и самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта. [29, 136]
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребенка к активной мысленной работе. [48, 26].
В начале 20 века общедидактические проблемы интереса наиболее полно были раскрыты в трудах П.Ф. Каптерева. П.Ф. Каптерев попытался классифицировать интересы. Однако у этой классификации не было единой основы и она практически не нашла своего применения.
А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассмотрение иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д.
Макаренко считал, что жизнь и труд ребенка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. [32, 258]
В послереволюционный период проблему формирования интереса к учению также исследовали: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, С.П. Баранов и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный интерес». Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др. познавательный интерес связывают с удовлетворением потребности в знаниях.