Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить и обосновать недостаточность четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Выявить проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса у первоклассников. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе…………………......................................................................................................
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................................
Выводы по главе……………………………………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у первоклассников…………………………………………………………….
2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения………………………....
Выводы по главе……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………
Саволайнен Х.М. стремится строить уроки так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям и других видах чтения. С целью предупреждения затруднений в условии лексики учитель уделяет большое внимание словарной работе, используя для ее проведения разнообразные формы работы: объяснение значения слов с помощью предметов, картинок, работа с пословицами, загадками. Так же для развития интереса к урокам чтения Саволайнен Х.М. использует разнообразную наглядность: звуковые пособия, аппликации, меловые рисунки, сюжетные и предметные картинки.
Для повышения интереса к чтению Козлова О.А. работает над развитием интереса к творческой деятельности. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие домашние задания.
Например, в I четверти 1-го класса, когда дети еще не умели писать, учитель предлагал им нарисовать то, о чем они читали дома. Позже эти рисунки подписывали несколькими предложениями, из которых составлялись классные книжки – малышки. [19,44].
Кубасова О.В. для развития интереса к чтению предлагает использовать работу иллюстрированного характера, которая подразделяется на анализ готовых иллюстраций и самостоятельное рисование детьми иллюстраций к текстам. Иллюстрация помогает ярче представить нарисованное словами, лучше понять характер литературного произведения и замыслам его создателя.
Вот что говорит Кайдаш Е.Г. о роли творческой деятельности в развитии познавательных интересов: «Ребенок впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартны решения в разных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая деятельность. В ее основе лежит реализация и развитие познавательных интересов, способностей, возможностей ребенка».
И.В. Кузьмина учитель – методист из г.Подольска проводит работу по развитию познавательной деятельности на уроке по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты; работа со словарями и схемами; вод интеграции; использование групповой работы. [20,41].
В воспитании интереса к книге у детей младшего школьного возраста большую роль играет семья. Основное условие для успешного формирования ребенка читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В.Д. Фролова первостепенное значение развитию интереса к чтению, уже на самом первом этапе обучения большое место отводит работе с родителями. На первом родительском собрании каждому родителю вручаются памятки; первая впоследствии поможет ребенку правильно и познавательно читать дома, привьет интерес к чтению.[47,27-30].
Козлова О.А. для формирования познавательных интересов у своих учеников используют такие приемы: игровая деятельность, работа в парах, создание положительных эмоциональных ситуаций.
В 1- м классе – доминирует игровая деятельность, во 2–м, 3-м классе – парная работа.
Ситуации положительного эмоционального восприятия должны пронизывать всю учебную деятельность младших классов.
Таким образом, педагоги и психологи считают, что главным условием возникновения у младших школьников интереса к делу является серьезный и обязательный характер действительности, который его хотят заинтересовать.
Выводы по главе
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения можно сделать следующие выводы.
Мы рассмотрели понятие «интерес», «познавательный интерес», выделили его особенности; определили специфику уроков литературного чтения в начальной школе.
Проанализировав программу, мы пришли к выводу, что развитию познавательного интереса уделяется достаточно внимания за счет изучения новых произведений и знакомства с их авторами.
Анализ статей журнала «Начальная школа» показал, что интересы младших школьников характеризуются сильно–выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам наблюдения, интерес к языковым формам. Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков литературного чтения. С этой целью учителя на уроках используют различные виды работ, приемы, упражнения.
Но недостаточно четкое раскрытие педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения, обусловило дальнейшее и более подробное рассмотрение этой проблемы.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у учащихся начальной школы.
В качестве инструментария, позволяющего диагностировать развитие познавательного интереса у младших школьников, в работе явились следующие критерии и показатели:
- интеллектуальная активность (1) стремление постичь неясное; 2) стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности; 3) активное оперирование приобретенными знаниями и умениями).
- любознательность (1) интересы учащихся; 2) склонность к приобретению новых знаний).
- регулятивные процессы (1) сосредоточенность внимания; 2) слабая отвлекаемость.)
Методика 1.
Критерии и показатели:
- интеллектуальная активность (стремление постичь неясное);
-любознательность (1) интересы учащихся; 2) склонность к приобретению новых знаний);
- регулятивные процессы (1) сосредоточенность внимания; 2) слабая отвлекаемость.)
Цель: познакомить учащихся с историей русских народных сказок, с их особенностями.
Оборудование: пятибальная шкала, ручка
Инструкция: учащимся предлагается прослушать рассказ учителя об истории и особенностях русских народных сказок и отметить на пятибальной шкале заинтересованность.
Содержание: Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Народные сказки делятся на три группы:
- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
- бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Герои сказок:
Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.
Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Особенности русских народных сказок:
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Обработка результатов: по пятибальной шкале первоклассникам предлагалось оценить заинтересованность в рассказе об истории и особенностях русских народных сказок.
Обработка результатов показала, что рассказ учителя заинтересовал первоклассников:
Методика 2.
Критерии и показатели:
- интеллектуальная активность ( 1) стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности; 2) активное оперирование приобретенными знаниями и умениями).
- любознательность (интересы учащихся).
Цель: выявить степень развития познавательного интереса посредством чтения русских народных сказок и заданий, связанных с ними
Оборудование: чистый лист бумаги, ручка
Инструкция: обучающимся предлагалось выполнить 4 задания. (Примечание: ответы обучающиеся зарисовывали в виде специальных символов)
Содержание:
1. Отгадай название сказки по отрывку.
Отрывки из сказок.
1)Здравствуй, бабушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ:
- Вот там на гвоздике повесь!
Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
- Где хошь, там и заночуешь!
- Ах, ты хитрая жадина! Я тебе глухоту-то вылечу! Подавай на стол!
- Да нечего, родимый!
- Вари кашицу!
- Да не из чего, родимый!
2) - Что ты там, лисонька, поделываешь?
- Отдыхаю. Голубчик! Там наверху жарко, так я сюда забралась.
Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
- Xороша ли вода-то?
- Отличная! Чистая, прохладная! Прыгай сюда, коли хочешь;
здесь обоим нам место будет.
(«Лиса и козел». Русская народная сказка.)
3) - Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть.
- Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка в ответ:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест.
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
(«Гуси-лебеди» Русская народная сказка)
4) Бабка охает:
- Ох! Медвсдище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!