Развитие познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и обосновать недостаточность четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Выявить проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса у первоклассников. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе…………………......................................................................................................
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................................
Выводы по главе……………………………………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у первоклассников…………………………………………………………….
2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения………………………....
Выводы по главе……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР.Чтение.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

              Саволайнен Х.М. стремится строить уроки так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик на уроке  был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям и других видах чтения. С целью предупреждения затруднений в условии лексики учитель уделяет большое внимание словарной работе, используя для ее проведения разнообразные формы работы: объяснение значения слов с помощью предметов, картинок, работа с пословицами, загадками. Так же для развития интереса к урокам чтения Саволайнен Х.М. использует разнообразную  наглядность: звуковые пособия, аппликации, меловые рисунки, сюжетные и предметные картинки.

              Для повышения интереса к чтению Козлова О.А. работает над развитием интереса к творческой деятельности. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие домашние задания.

              Например, в I четверти 1-го класса, когда дети еще не умели писать, учитель предлагал им нарисовать то, о чем они читали дома. Позже эти рисунки подписывали несколькими предложениями, из которых составлялись классные книжки – малышки.  [19,44].

              Кубасова О.В. для развития интереса к чтению предлагает использовать работу иллюстрированного характера, которая подразделяется на анализ готовых  иллюстраций и самостоятельное рисование детьми иллюстраций к текстам. Иллюстрация помогает ярче представить нарисованное словами, лучше понять характер литературного произведения и замыслам его создателя.

              Вот что говорит Кайдаш Е.Г. о роли творческой деятельности в развитии познавательных интересов: «Ребенок впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартны решения в разных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая деятельность. В ее основе лежит реализация и развитие познавательных интересов, способностей, возможностей ребенка».

              И.В. Кузьмина учитель – методист из г.Подольска проводит работу по развитию познавательной деятельности на уроке по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые   моменты; работа со словарями и схемами; вод интеграции; использование групповой работы. [20,41].

              В воспитании интереса к книге у детей  младшего  школьного возраста большую роль играет семья. Основное условие для успешного формирования ребенка читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

              В.Д. Фролова первостепенное значение  развитию интереса к чтению, уже на самом первом этапе обучения большое место отводит работе с родителями. На первом родительском собрании каждому родителю вручаются памятки; первая впоследствии поможет ребенку правильно и познавательно читать дома, привьет интерес к чтению.[47,27-30].

              Козлова О.А. для формирования познавательных интересов у своих учеников используют такие приемы: игровая деятельность, работа в парах, создание положительных эмоциональных ситуаций.

              В 1- м классе – доминирует игровая деятельность, во 2–м,  3-м классе – парная работа.

              Ситуации положительного эмоционального восприятия должны пронизывать всю   учебную деятельность младших классов.

Таким образом, педагоги и психологи считают, что главным условием возникновения у младших школьников интереса к делу является серьезный и обязательный характер действительности, который его хотят заинтересовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

 

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения можно сделать следующие выводы.

Мы рассмотрели понятие «интерес», «познавательный интерес», выделили его особенности; определили специфику уроков литературного чтения в начальной школе.

Проанализировав программу, мы пришли к выводу, что развитию познавательного интереса уделяется достаточно внимания за счет изучения новых произведений и знакомства с их авторами.

Анализ статей журнала «Начальная школа» показал, что интересы младших школьников характеризуются сильно–выраженным эмоциональным  отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам наблюдения, интерес к языковым формам. Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков литературного чтения. С этой целью учителя на уроках используют различные виды работ, приемы, упражнения.

Но недостаточно четкое раскрытие педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения, обусловило дальнейшее и более подробное рассмотрение этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.

 

2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у учащихся начальной школы.

 

В качестве инструментария, позволяющего диагностировать развитие познавательного интереса у младших школьников, в работе явились следующие критерии и показатели:

- интеллектуальная активность (1) стремление постичь неясное; 2) стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности; 3) активное оперирование приобретенными знаниями и умениями).

- любознательность (1) интересы учащихся; 2) склонность к приобретению новых знаний).

- регулятивные процессы (1) сосредоточенность внимания; 2) слабая отвлекаемость.)

Методика 1.

Критерии и показатели:

- интеллектуальная активность (стремление постичь неясное);

-любознательность (1) интересы учащихся; 2) склонность к приобретению новых знаний);

- регулятивные процессы (1) сосредоточенность внимания; 2) слабая отвлекаемость.)

Цель: познакомить учащихся с историей русских народных сказок, с их особенностями.

Оборудование: пятибальная шкала, ручка

Инструкция: учащимся предлагается прослушать рассказ учителя об истории и особенностях русских народных сказок и отметить на пятибальной шкале заинтересованность.

Содержание: Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
        Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Герои сказок:

Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Обработка результатов: по пятибальной шкале первоклассникам предлагалось оценить заинтересованность в рассказе об истории и особенностях русских народных сказок.

Обработка результатов показала, что рассказ учителя заинтересовал первоклассников:                       , они внимательно слушали и задавали дополнительные вопросы. Причины, на наш взгляд, следующие: учащихся привлекла данная область, грамотно подобран материал о сказках, постоянная смена интонации учителя.

 

Методика 2.

Критерии и показатели:

- интеллектуальная активность ( 1) стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности; 2) активное оперирование приобретенными знаниями и умениями).

- любознательность (интересы учащихся).

Цель: выявить степень развития познавательного интереса посредством чтения русских народных сказок и заданий, связанных с ними

Оборудование: чистый лист бумаги, ручка

Инструкция: обучающимся предлагалось выполнить 4 задания. (Примечание: ответы обучающиеся зарисовывали в виде специальных символов)

Содержание:

1. Отгадай название сказки по отрывку.

Отрывки из сказок.

1)Здравствуй, бабушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ:

-   Вот там на гвоздике повесь!

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

-   Где хошь, там и заночуешь!

-   Ах, ты хитрая жадина! Я тебе глухоту-то вылечу! Подавай на стол!

-   Да нечего, родимый!

-   Вари кашицу!

-   Да не из чего, родимый!

2) - Что ты там, лисонька, поделываешь?

- Отдыхаю. Голубчик! Там наверху жарко, так я сюда забралась.

Уж  как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

- Xороша ли вода-то?

- Отличная! Чистая, прохладная! Прыгай сюда, коли хочешь;

здесь обоим нам место будет.

(«Лиса и козел». Русская народная сказка.)

3) - Здравствуй, бабушка!

- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла по­греться.

- Садись покуда кудель прясть.

- Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка:

- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка в ответ:

-    Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест.

-   Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

(«Гуси-лебеди» Русская народная сказка)

4) Бабка охает:

-  Ох! Медвсдище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

-  Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

-  Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

-   Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!               

Информация о работе Развитие познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения