Развитие познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и обосновать недостаточность четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Выявить проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса у первоклассников. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе…………………......................................................................................................
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................................
Выводы по главе……………………………………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у первоклассников…………………………………………………………….
2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения………………………....
Выводы по главе……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР.Чтение.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

(«У страха глаза велики»).

2. На доске изображения из сказок. Отгадайте, из какой они сказки:

Кувшин («Лиса и журавль»)

Рукавица («Рукавичка»)

Топор («Каша из топора»)

3. Перед вами карточки с названиями героев сказок. Задача: отгадать, из какой они сказки:

- лиса, петух, заяц, волк, собака, медведь («Заюшкина избушка»)

- зайчик, волчок, лягушка, кабан, мышка, медведь, лисичка («Рукавичка»)

- дрозд, лиса, кот, петушок («Петушок – золотой гребешок»)

Обработка результатов: за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

 

Исследование степени развития познавательного интереса посредством русских народных сказок и заданий, связанных с ними, дало следующие результаты: мы выделили три уровня:

  Низкий уровень (0 – 8 баллов)  характеризуется открытым непосредственным интересом к фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в получаемой информации.

Средний  уровень (9 – 13 баллов)  определяется познанием существующих свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности.

Высокий  уровень (14 – 17 баллов) Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях.
Этот уровень бывает сопряжён с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Проведя эксперимент и подсчитав результаты, мы выявили 3 уровня развития познавательного интереса. Дали качественную характеристику каждому уровню и в таблице отразили количественную характеристику этих уровней. Эксперимент показал, что у большинства детей развит средний уровень познавательного интереса (87%), низкий уровень отсутствует, а высокий составляет 13%. Таким образом, можно сделать вывод, что у детей со средним уровнем развития познавательного интереса необходимо повысить уровень до высокого, систематизировать и расширить полученные знания для развития познавательного интереса. У детей с высоким уровнем развития познавательного интереса полученные знания следует закрепить и сохранить в памяти, чтобы уровень развития остался таким же.

 

Таблица 2.

Количество учеников, участвующих в эксперименте

Уровни развития познавательного интереса

Количество учащихся по каждому уровню, чел.

Количественная характеристика по каждому уровню, в %

8

Высокий

1

13

 

Средний

7

87

 

Низкий

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения.

 

Цель исследования: обосновать педагогические условия, при которых развитие познавательного интереса будет эффективным на уроках литературного чтения у первоклассников.

Гипотеза: развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения будет эффективнее при следующих условиях:

- дополнительные сведения по теме урока;

- рассказ учителя об интересных фактах жизни писателя;

 

На фрагментах уроков покажем, как развивается познавательный интерес и как реализуются, заявленные в гипотезе условия.

 

1. Реализация условия – дополнительные сведения по теме урока.

Фрагмент урока в 1 классе.

Тема урока: Л. Н. Толстой. Котенок.

Цели:

        продолжить работу по ознакомлению уч–ся с творчеством Л. Н. Толстого;

        работать над совершенствованием техники чтения;

        обогащать словарный запас учащихся;

        учить видеть скрытый смысл произведения;

        развивать речь обучающихся;

        воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

 Оборудование:

        магнитофон;

        дидактический материал;

        пословицы;

        портрет писателя.

После чтения и анализа произведения обучающимся можно предложить работу в группах, где они получат интересные сведения о кошках, что будет способствовать развитию познавательного интереса.

Этапы урока

Деятельность учителя, деятельность учащегося

Примечание

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

 

 

 

4.Проверка содержания прочитанного

5. Физ.минутка

6. Анализ прочитанного произведения

7. Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Обобщение

9.Итог урока

 

 

 

 

1) Введение в тему

2) Сообщение темы и целей урока

3) Словарная работа

4) Чтение были

 

 

 

 

 

1)Выборочное чтение

2)Пересказ. Как Вася спас котенка?

3)Ответы на вопросы

Карточка №1.

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.

Карточка №2.

У кошки очень острое зрение. В темноте у них в глазах можно заметить зеленоватый блеск. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.

Карточка №3.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

Карточка №4.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Карочка№5

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники. Если добыча по запаху почует опасность, то кошка останется голодной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся получают на парты карточки. Читают, пересказывают товарищу. Несколько человек спросить к доске.

 

 

2.           Реализация второго условия - рассказ учителя об интересных фактах жизни писателя.

Фрагмент урока в 1 классе

Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.

Цели: 1) познакомить с творчеством писателя;

              2) добиваться осознанного, выразительного чтения;

           3) воспитание положительных качеств на примерах героев, привитие интереса к чтению.

 

Начать урок рекомендуется с «Исторического зала », где сообщаются интересные сведения о жизни и творчестве писателя.

 

Этапы урока

Деятельность учителя, деятельность учащегося

Примечание

1.Психологический настрой

1.Изучение нового материала

 

 

- ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (1882–1969), настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19  марта 1882 в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык.

- Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щёточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно лёгкая походка.

Загадки

-Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

 

1).Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки)

 

2).Хожу, брожу не по лесам,

    А по усам и волосам.

    И зубы у меня длинней,

    Чем у волков и медведей. (Расчёска).

- О сказочнике Чуковском.

Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:

Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил.

Он по улице ходил.

- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский её уже забыл, а сынишка запомнил её слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил».

 

- А вот другой случай:

Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошёл, взял её на руки и совершенно неожиданно сказал:

«Надо, надо умываться

  По утрам и вечерам.

  А нечистым трубочистам

  Стыд и срам, стыд и срам!». Так Корней        Чуковский стал сказочником.

- Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр).

 

 

 

 

 

3.           Реализация третьего условия – самостоятельное участие школьников в подборе сведений, связанных с целями урока.

4.            

Фрагмент урока в 1 классе

Тема урока: И. Токмакова. Купите собаку.

Цели урока: познакомить с произведением И. Токмаковой «Купите собаку»;

                     совершенствовать навык чтения целыми словами,

                     учить выразительно читать произведения;

                     развивать речь учащихся;

                     способствовать воспитанию заботливого отношения к животным.

Оборудование: энциклопедии о собаках.

 

Урок начинается с сообщений о собаках, которые учащиеся подбирали дома из дополнительной литературы.

 

Этапы урока

Деятельность учителя, деятельность учащегося

Примечание

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний. Постановка цели урока

 

 

 

 

 

- Зачеркните повторяющиеся буквы и вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке: С, В, Л, И, Ы, Б, В, О, Л, К, А, Ы.

- Что получилось? (собаки)

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о собаках.

- Есть ли у вас дома четвероногий друг? Какой породы? Как вы за ним ухаживаете?

- На эти и многие вопросы вы искали ответы дома в энциклопедиях. Что нового узнали? О чем хотите рассказать своим товарищам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся готовили самостоятельно сообщения из справочников, энциклопедий о собаках и о том, как за ними ухаживать.

Информация о работе Развитие познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения