Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить и обосновать недостаточность четкого определения педагогических условий, которые способствуют развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Выявить проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса у первоклассников. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у младших школьников.
1.1. Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе…………………......................................................................................................
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................................
Выводы по главе……………………………………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса на уроках литературного чтения.
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса у первоклассников…………………………………………………………….
2.2. Проект экспериментальной работы по развитию у учащихся познавательного интереса на уроках литературного чтения………………………....
Выводы по главе……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………
М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Л.В.Занков указывали, что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиады, конкурсы. Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По её мнению, «... избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». [1, 54]
Таким образом, познавательный процесс это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Познавательный интерес в своем развитии, как указывают Щукина Г.И. и Гилев Д.К, проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу.
Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний.[1, 236]
Любознательность. Эта стадия характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания. Для любознательности характерно познание более глубоких связей и отношений, существующих связей и отношений, существующих в мире. Она проявляется в форме общего интереса по всему, с чем приходится сталкиваться ребенку.
Познавательные и научно-теоретические интересы являются завершающей стадией развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса - быть побудительной силой деятельности. Объективно это проявляется в увлеченности человека делом, потребности к углублению и творческому применению знаний, постоянное их совершенствование.
Понятно, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьется до потребности. Но установлено, что уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются нравственные и познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Выше сказанное позволяет говорить о достаточной многосторонности интересов детей 7-10 лет.
В развернутом виде педагогические условия формирования познавательных интересов можно представить так:
- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;
- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных
описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся
факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в
системе содержания знаний;
- определенным образом организованная познавательная деятельность,
характеризующаяся системой умственных действий;
- такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую проявления
максимальной умственной активности;
- использование средств самостоятельной работы;
- развитие умения активно оперировать знаниями;
- при решении любой познавательной задачи использование средств
коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства,
переводящих учащихся от подражания к творчеству;
- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной
стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.
Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть общие черты, способствующие развитию интереса учащихся:
- целенаправленность в воспитании познавательных интересов;
- понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;
- использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;
- понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;
- внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей,
является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса [53, 76-79].
Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.
1.2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе.
Чтение в начальных классах является важнейшим учебным предметом и одновременно средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будет реализованные возможности, которые кроются в материалах, в целях обучения, воспитания и развития учащихся.
Ребенок, впервые переступивший порог школы, сталкивается с трудностями школьной жизни. Главная задача каждого учителя сделать, так чтобы эти годы учебы стали для ребенка годами радости, независимо от того, какими и способами он обладает. Источником такой радости должна стать книга. Поэтому вся работа педагога по обучению чтению должна способствовать воспитанию художественного вкуса, любви к чтению, возникновению и развитию интереса к чтению у детей.
Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков чтения,. Психологи считают, что главным условием возникновения у младших школьников интереса к тому или иному делу является серьезный и обязательный характер деятельности, которой его хотят заинтересовать. А развитие и закрепление интереса тесно связано «с такой организацией учебной работы учителя, которая вызывает у учащихся интеллектуальную активность, дает им известные знания, умения и навыки, построена с учетом все возрастающей сложности учебного материала, создает потребность в новых достижениях и вызывает чувство успеха».[6,15].
Интересы выражают специальную направленность личности на познание определенных явлений окружающей жизни, а также более или менее постоянные склонности человека к определенным видам деятельности. Особенностями интересов являются:
1. Сосредоточенность личности на довольно узком круге знаний и видов деятельности; например, интерес к литературе вообще и к различным жанрам в частности;
2. Больше чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности, которая интересуют человека;
3. Расширение и углубление знаний человека в конкретной специальной области и развития соответствующих практических навыков и умений, например, в чтении;
4. Активизация не только познавательных процессов, но и творческих усилий человека в данной области. [4,39-42].
Интересы всегда характеризуются чувством своеобразного эмоционального удовлетворения, побуждающим человека к длительному занятию чтением. Дети любознательны, им все интересно. Особенно на уроках внеклассного чтения, где каждый ребенок делится впечатлениями от прочитанного, рассказывает о новинках в детской литературе. Все это пробуждает у детей интерес и желание читать.
Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков чтения. С этой целью учителя организуют выставки рисунков, беседуют с учащимися о книгах, на уроках используют различные виды работ. Большой материал для изучения читательских интересов дают устные отзывы, которые могут дать дети начиная с 3 – го класса.
Чтобы ребенку было приятно, радостно и интересно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами на специальном условном для них книжном языке. Пока он этого не умеет, любая книга для него - это, образно говоря … избушка на курьих ножках, в которую неизвестно, как войти. Мир книг для него – общество мудрецов, но немых и глухих, а поэтому равнодушных к его конкретным и острым заботам, тревогам, печалям и радостям…
Конечно, волшебство общения с книгой значительно сложнее, однако чтобы оно все же своевременно состоялось, чтобы ни у кого из детей не возникло разрыва между умением и желанием читать книги, волшебник должен появится вовремя – на первой же неделе обучения.
С первых же дней пребывания ребенка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа учительницы по привитию детям любви к книге, а значит, и к чтению книг. Чтобы поддержать у детей интерес к чтению, нужно постараться вносить что-то новое и самой хорошо знать детскую литературу.
Желание прочитать книги, которые выбрал сам, становится дополнительным и весьма существенным стимулом для совершенствования техники чтения.
Обучение чтению не сводится к развитию технической стороны навыка чтения, но и должно развивать интерес к книгам, вводить ребенка в прекрасный мир литературы.
Таким образом, чтобы ребенок заинтересовался книгой, надо представить очень разные книги, помочь ему осознать это разнообразие, обеспечить каждому ребенку встречу с книгой. Тогда и возникает тот самый интерес, который станет движущий слой желания читать и который иным способом сформировать нельзя.
1.3. Возможности развития познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
Обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Качество обучения зависит от познавательного интереса; избирательной, целеустремленной направленности ученика на приобретение тех или иных знаний. [21,40].
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия развития у детей познавательных интересов и активности. Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться хочется.
Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. [13,11].
Библиотекарь Н.С. Егорова считает, что основная задача воспитателя – создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей ребенка, атмосферу сотворчества ребенка и взрослого. И эту задачу она решает, используя формулу, К.И. Чуковского: «Игра – творчество – развитие». На ее занятиях непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизации. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. [13,12].
В.Д. Фролова предлагает ввести тетради (или блокноты) по чтению, хотя они же предусмотрены программой. «Записи в тетрадях дисциплинируют учащихся, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к тексту при чтении, к предложению, словосочетанию, самому слову. Обогащается словарь детей, так как незнакомое слово не только читается, но и записывается. Тетради вводятся тогда, когда у ребенка появляется желание сделать определенную запись или рисунок. Всегда поддерживаю это начинание, всячески поощряя такую работу, демонстрирую всему классу, например, удачный рисунок, план или словарь по данной теме: «Как удачно к данному тексту составлен план Сашей». Или: «Молодец Кирилл, ты отлично научился кратко выражать основную мысль рассказа». [47,27].
Учитель начальных классов Банных Н.С. использует магнитофонные записи на уроках чтения для развития речи слабоуспевающих учеников [8,71]. Домашнее задания в форме пересказа, рассказа вызывает затруднение в том плане, что невозможно выслушать на одном уроке всех учащихся с одинаковым заданием. Обычно учителя выслушивают ответы сильных учеников, которые быстро говорят, а слабые ученики остаются без устных ответов при проверке домашнего задания. Отсюда вытекает снижение интереса или полное отсутствие при подготовке к урокам чтения; к процессу чтения вообще. Для разрешения этой проблемы учитель предлагает: с 1 класса домашнее задания, требующие устных ответов, дети записывают дома на магнитофонную ленту. Если во время проверки записей у учителя возникают замечания, он записывает их на этой же пленке.
Соколова Т.Е. предлагает использовать компьютер для положительного влияния на литературное творчество младших школьников. Участие в проектах «Рассказы о жизни», «Сочинения – сказки» и другие формы работы можно придумать вместе с детьми. «Коллективное обсуждение» что будем создавать на экране компьютера, какую книжку – малышку создадим или выставку, как оформим свои работы – это приглашение к самостоятельному целосуществованию. Опытом доказано: в такую работу охотно включаются даже ученики, которые не любят писать сочинения. Не обладающие красивым подчерком и достаточным уровнем грамотности, они довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить не испортив внешний вид текста». [45,21].