Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:29, реферат
Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
1. Актуальность 3-7
2. Теоретическое обоснование опыта 8-10
3. Описание опыта работы 10-21
4. Критерии результативности работы 22-23
5. Промежуточные результаты 23-25
6. Перспективы 25
7. Библиография 26
43
|
«Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности» |
|
Богодуховка-2012 |
Обобщение опыта по теме:
Выполнила:
Быкова О.И.
воспитатель детского сада
Содержание.
1. Актуальность
2. Теоретическое обоснование опыта
3. Описание опыта работы
4. Критерии результативности работы
5. Промежуточные результаты
6. Перспективы
7. Библиография
|
|
I.Актуальность.
Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Владение родным языком – это не только умение правильно выстроить предложение. Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Марковой, М.И. Лисиной, С.Н. Карповой и др.
Ребенок должен научиться рассказывать: и не только назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения.
В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы взаимовлияния детей у детей дошкольного возраста. Традиционное обучение
- продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника вне учета субъективных свойств речи, определяющих речевое поведение личности;
- строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства, функция ребенка исполнительская, а не развивающая.
- не поощряются спонтанные высказывания детей, рассматривая их как проявление недисциплинированности;
-мало обращается внимание на культуру речи.
Все это препятствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, творчества. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворительности.
Развитию речи способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи. Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что развитие связной речи целесообразно в процессе театрализованной деятельности как наиболее точной и доступной модели проявления личности в речи.
Использование в развитии связной речи средств театральной деятельности предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности – драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.
Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует освоению личностных новообразований, по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в театральной деятельности позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный опыт и уточнять значения языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. Особенность предлагаемой работы «Развитие связной речи посредством театральной деятельности» состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
С целью выявления уровня развития связной речи мы проводили диагностирование детей старшего дошкольного возраста по методикам, представленным ниже. В исследовании принимали участие 25 детей. База исследования: МДОУ детский сад № 206.
С целью выявления уровня развития связной речи было проведено диагностирование на констатирующем этапе по методикам:
1. «Объяснение сюжетных картинок»;
2. «Разложи по порядку»
3. «Давай познакомимся»;
4. «Цирк»;
5.»Подбери книги друг другу»;
6. « Дежурный».
Методики разработаны Атякшевой Т.В. Методика проведения, критерии даны в приложении 1-6.
По результатам констатирующего этапа работы, было принято решение апробирования занятий по развитию связной речи ребенка посредством театрализованной деятельности. Результаты констатирующего этапа в приложении 7.
Но сама наша действительность вступает с нами в противоречие: между необходимостью использования образовательного потенциала театральной деятельности в развитии речи дошкольников и недооценкой развивающих возможностей данного потенциала для развития связной речи старшего дошкольника.
Результатом данного противоречия является несформированность речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Выявленные противоречия актуализируют выбор проблемы: разработка и обоснование педагогических условий для обеспечения эффективности развития связной речи посредством театральной деятельности.
Учитывая актуальность и перспективность вопроса нами была выбрана тема: «Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности».
Таким образом, основной целью нашей работы стала: развивать посредством театрализованной деятельности связную речь у дошкольников.
В связи с поставленной целью, нами была выдвинута гипотеза: связная речь дошкольников посредством театрализованной деятельности будут развиваться эффективно:
- если развивать у детей речевые навыки;
- если развивать у детей актерские качества;
- если подготовить педагогов для работы с детьми по данной теме;
- если учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Объектом работы выступает проявление связной речи у детей дошкольного возраста.
Предметом работы является развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Задачи работы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме с темой работы;
- дать определения основным понятиям темы работы;
- внедрение новых технологий в работе с детьми;
- создание предметно-развивающей среды, изготовление развивающих игр, схем, моделей.
- изучить проявление связной речи у детей дошкольного возраста;
- развивать связную речь у дошкольников посредством театральной деятельности.
III.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
Психологические исследования дают понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.
В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности. А театрализованная игра драматизация вносит разнообразие в жизнь ребенка, вызывает у него праздничное радостное настроение. Дошкольники очень эмоциональны и впечатлительны, они особенно сильно поддаются воздействию волшебной силы искусства. Им интересен не только просмотр спектакля, но и деятельное участие в его постановке. Все увиденное, прочувствованное и пережитое расширяет кругозор ребенка.
Для этого детям предлагается разыгрывать сценки, в которых можно подчеркнуть мимикой, жестами особенности разных ситуаций, причем один и тот же сценарий с разными вариациями проигрывается несколько раз.
Игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом нужно подчеркнуть роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности.
Любое художественное произведение отражает особый мир, который называют художественной моделью реального мира, оно вызывает целый ряд ассоциаций. Вместе с тем каждый вид искусства отличается специфической системой изобразительно-выразительных средств. Эти особенности проявляются через основные функции: познавательные, коммуникативные, эстетические и воспитательные.
Отсюда следует важный вывод, что восприятие ребенком информации идей, настроений, которые несет в себе художественное произведение, зависит от многих причин – общего развития личности ребенка, его ориентировки в окружающей жизни, речевого воспитания, сформированности художественных способностей.
Художественные произведения:
Педагогу для работы необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему и нравственному значению. При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.
При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому, что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни.
Н.А. Ветлугина, Л.А. Пеньевская, Л.С. Фурмина, О.С Ушакова в своих исследованиях рассматривали проблему детского творчества и доказали необходимость специального обучения театральной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции героя, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, для развития коммуникативных умений дошкольников, т. к. малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей.
Информация о работе Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности