Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:29, реферат

Описание

Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Содержание

1. Актуальность 3-7
2. Теоретическое обоснование опыта 8-10
3. Описание опыта работы 10-21
4. Критерии результативности работы 22-23
5. Промежуточные результаты 23-25
6. Перспективы 25
7. Библиография 26

Работа состоит из  1 файл

ОЛЬГА 1 ОПЫТ РАБОТЫ.doc

— 313.00 Кб (Скачать документ)
n:justify">1. Познавательно-аффективная ориентировка

Цели: осмысление сюжетов художественных произведений с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях образа героев художественных произведений.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2. Словесное комментирование эмоционально-афффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх-фантазиях по художественным произведениям.

Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Речевые игры: используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании – углубляют осознание собственных чувств в пантомимических этюдах; в словесном рисовании – подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов художественных произведений. С одной стороны это обогащает словарь, с другой – качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Словесная режиссерская игра:

Задачи:

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Вопросы: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка медленная или быстрая?», «Что можно делать под эту музыку- плакать или весело играть?» - позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями художественного произведения.

С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.

Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сюжет по музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев художественных произведений с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.

Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

3. Знакомить с образными выражениями, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.

Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.

Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движения, эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тело. Самыми простыми являются упражнения и исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети  действуют со взрослым одновременно и одинаково; Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.

Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.

Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей, примирение, радость от встречи).

Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме.

Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

1. Довести до детей замысел художественного произведения, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после ознакомления с художественным произведением.

2. Подводить к совместному составлению словесных описаний па восприятию пантомимы, этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев художественных произведений по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.

Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям-комментариям. Если кто-то затрудняется в составлении комментария, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а в пассивных - заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомимических этюдов. Интерпретируя выполненные сверстником действия, ребята не только учатся высказывать самостоятельные суждения, но анализировать и замечать, в исполнении какого движения были допущены неточности, ошибки.

Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определенную сознательность и некоторые усилия. Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя. В таких играх дети описывают отображаемые образы художественных произведений с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится), прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная), наречий (громко, тяжело, легкое весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.

Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в художественные произведения при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают разные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в театральной деятельности уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения художественного произведения, подходящие характеру, динамике, мелодике музыкального образа и драматизируют придуманную историю.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью художественных произведений, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста произведения.

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок знает различные жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказ, басни).

2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения. Составляет небольшие рассказы и сказки на основе контаминации. Умеет придумывать сказку на предложенную тему, по картине. Может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец).

Ребенок охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками. Формулирует полные предложения.

3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние.

4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. С удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией.

5. В группе создан комфортный психологический климат, у детей наблюдается снижение агрессии, проявление взаимопомощи.

Психологическая атмосфера занятий

Центральный момент театрализации и драматизации художественных произведений — добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театр. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать театрализации и драматизации художественных произведений с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности, До проведения театрализации дети знакомятся с художественным произведением. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече с художественным произведением дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

На занятиях большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании текста взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам художественных произведений.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета произведения, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании театрализации обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр театрализации. Мнение детей учитывается.

Информация о работе Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности