Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:29, реферат
Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
1. Актуальность 3-7
2. Теоретическое обоснование опыта 8-10
3. Описание опыта работы 10-21
4. Критерии результативности работы 22-23
5. Промежуточные результаты 23-25
6. Перспективы 25
7. Библиография 26
Л.С. Фурмина считает, что театрализованная деятельность – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные - второй тип игр, к которым относятся драматизации.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и оттого, что исполняют ту роль, которая им нравится. По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их поменяться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научится по-разному истолковывать один и тот же образ.
Воспитатель действует преимущественно с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.
У детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющего опыта.
Педагог должен установить тесный контакт с воспитанниками. Планируя работу по осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л.С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель выполняет только ту работу, которую не в силах выполнить дети или вместе с детьми, чтобы она увлекала их общем интересом.
Театрализованная игра - это очень длительная кропотливая работа, но она неизбежно способствует формированию правильной, выразительной речи, накоплению эмоционально-чувственного опыта у ребёнка.
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
— общение взрослых и детей;
— культурная языковая среда, речь воспитателя;
— обучение родной речи и языку на занятиях;
— художественная литература;
— различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
IV. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
Основываясь на анализе учебной ситуации, я пришла к выводу, что простое увеличение количества практических упражнений, направленных на формирование и развитие умений и навыков неподготовленной связной речи будет недостаточным условием. Целесообразным условием формирования и развития данных умений и навыков представляется использование театральной деятельности, которая будет направлена на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Сначала определились возможные трудности и выявляли пути их преодоления.
Возможные трудности | Пути преодоления |
У детей нет четких представлений о жанрах художественных произведений, их специфических особенностях, дети предпочитают сказку другим жанрам. | При работе над рассказом уделять больше внимания реалистичности изображения событий и образному языку. Использовать при этом мимику, жесты, завораживающее голосовое интонирование. |
Дети не всегда понимают эмоциональное состояние другого человека | Выполнение этюдов М.Чистяковой на выражение основных эмоций |
Часто нелегко детям соединить речь с движением. | Выполнение этюдов на выразительность жеста М.Чистяковой (Приложение №3) |
У детей отсутствуют навыки общения.
| Выполнение упражнений для детей с затруднениями в общении. Игры – энергизаторы. |
Ребенок отказывается принимать участие в игре, драматизации. | Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Предложить ребенку войти в другую творческую группу («костюмеров», «художников», «режиссеров»). |
У детей наблюдается застенчивость, повышенная тревожность. | Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить за успех. Делать ему как можно меньше замечаний. Чаще использовать телесный контакт. |
В театральной деятельности необходимо участие следующих специалистов: воспитатели, музыкальный работник, логопед, психолог, приглашенные специалисты, работающие в театре.
Для реализации работы по театральной деятельности требуется следующее оборудование: видео, аудио аппаратура, фонотека.
Наглядный материал: настольный, перчаточный, теневой, бибабо, пальчиковый театры; куклы, мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты. Художественные произведения для детей. Материалы для осуществления изобразительной деятельности. Этюды, игры – в методической папке.
Для реализации поставленной задачи был составлен план и конспекты занятий.
Составление плана и конспектов занятий для работы по развитию связной речи посредством театральной деятельности
Учебно-тематический план содержит темы занятий, разделы, формы работы, сроки проведения (Приложение 8).
- знакомство с художественной литературой (чтение, пересказ, заучивание);
- посещение театров, экскурсия за кулисы театра;
- еженедельные занятия: игровые упражнения на выразительность движений, мимики, памяти, внимания, успеха, дыхания, речи;
- театрализация и драматизация литературных произведений (перечисление).
Конспекты занятий (Приложение 9)
Методы работы:
1.Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр на видеозаписи своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.
Основные виды работы:
Раздел | Название игры | Цель |
Игры на развитие внимания | I.Что слышно?
2.Будь внимателен
3.Канон 4.Зеваки | Развивать умение быстро сосредотачиваться. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Развивать волевое внимание. |
Игры на развитие памяти
| 1.Повтори за мной 2.Запомни свое место 3.Запомни свою позу 4.Вот так позы 5.Запомни порядок 6.Кто что делал 7. Разведчики | Развивать моторно-слуховую
Развивать наблюдательность. |
Этюды на выразительность жеста | 1.Заколдованный ребенок 2.Вот он какой! 3.Тише! 4.Отдал! 5.Иди ко мне! 6.Уходи 7.До свидания. | Развитие правильного понимания эмоционально-выразительных движений |
Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения | 1.Собака принюхивается 2.Лисичка прислушивается 3.Что там происходит? 4.Кузнечик 5.Любопытный 6.Сосредоточенность 7.Раздумье | Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние |
Этюды на выражение удивления, удовольствия, радости | 1.Удивление. 2.Круглые глаза 3. «Вожатый удивился» 4.Золотые капельки 5.Цветок 6. Ласка 7. Вкусные конфеты. 8. Медвежата выздоровели 9. Карлсон 10. Битва 11. Встреча с другом 12. Хорошее настроение 13. Маме улыбаемся | Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние |
Эпизоды на выражение страдания и печали | 1. Стрекоза замерзла 2. Ой, болит живот 3. Северный полюс 4. Очень худой ребенок 5. Остров плакс | Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние |
Этюды на выражение отвращения и презрения | 1. Соленый чай 2. Грязная бумага 3. Грязь 4. Девочка наступила на хлеб 5. Сердитый дед 6. Хмурый орел 7. Разъяренная медведица | Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека умение адекватно выразить свое состояние |
Пантомима | 1. Как мама наряжается 2- Я шила и нечаянно уколола палец | Учить детей с помощью жестов, движений, мимики лица показать, как рассказать о данной ситуации |
Заучивание стихов, пересказывание маленьких рассказов, игры-драматизации | 1. Смелый заяц 2. Часовой 3. Капитан 4. Добрый мальчик 5. Вежливый ребенок | Развивать память и связную речь у детей |
Эпизоды на отображение положительных и отрицательных черт характера | 1. Робкий мальчик 2. Жадный пес 3. Эгоист 4. Хочу и все! 5. Наглец. Ябедник 7. Хвастунья 8. Задавака | Развивать эмоциональную устойчивость и связную речь дошкольника
|
Проведение и подготовка тематических утренников.
Постановка танцев к инсценировкам (с музыкальным руководителем).
Разучивание песен, пение (с музыкальным руководителем).
Занятия ведутся по развитию:
1. Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.
Развитие речи и личности дошкольника осуществляются словесными методами (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимическими этюдами, ритмическими упражнениями, музыкальными зарисовками.
Методические приемы
В системе работы по развитию связной речи посредством театральной деятельности обозначены три этапа работы с дошкольниками:
Информация о работе Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности