Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:29, реферат

Описание

Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Содержание

1. Актуальность 3-7
2. Теоретическое обоснование опыта 8-10
3. Описание опыта работы 10-21
4. Критерии результативности работы 22-23
5. Промежуточные результаты 23-25
6. Перспективы 25
7. Библиография 26

Работа состоит из  1 файл

ОЛЬГА 1 ОПЫТ РАБОТЫ.doc

— 313.00 Кб (Скачать документ)

Л.С. Фурмина считает, что театрализованная деятельность – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные - второй тип игр, к которым относятся драматизации.

Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и оттого, что исполняют ту роль, которая им нравится. По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их поменяться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научится по-разному истолковывать один и тот же образ.

Воспитатель действует преимущественно с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.

У детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющего опыта.

Педагог должен установить тесный контакт с воспитанниками. Планируя работу по осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л.С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель выполняет только ту работу, которую не в силах выполнить дети или вместе с детьми, чтобы она увлекала их общем интересом.

Театрализованная игра - это очень длительная кропотливая работа, но она неизбежно способствует формированию правильной, выразительной речи, накоплению эмоционально-чувственного опыта у ребёнка.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

— общение взрослых и детей;

— культурная языковая среда, речь воспитателя;

— обучение родной речи и языку на занятиях;

— художественная литература;

—  различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

 

IV. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

             

Основываясь на анализе учебной ситуации, я пришла к выводу, что простое увеличение количества практических упражнений, направленных на формирование и развитие умений и навыков неподготовленной связной речи будет недостаточным условием.  Целесообразным условием формирования и развития данных умений и навыков представляется использование театральной деятельности, которая будет направлена на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Сначала определились возможные трудности и выявляли пути их преодоления.

 

Возможные трудности

Пути преодоления

У детей нет четких представлений о жанрах художественных произведений, их специфических особенностях, дети предпочитают сказку другим жанрам.

При работе над рассказом уделять больше внимания реалистичности изображения событий и образному языку. Использовать при этом мимику, жесты, завораживающее голосовое интонирование. 

Дети не всегда понимают эмоциональное состояние другого человека

Выполнение этюдов М.Чистяковой на выражение основных эмоций

Часто нелегко детям соединить речь с движением.

Выполнение этюдов на выразительность жеста М.Чистяковой (Приложение №3)

У детей отсутствуют навыки общения.

 

Выполнение упражнений для детей с затруднениями в общении. Игры – энергизаторы.

Ребенок отказывается принимать участие в игре, драматизации.

Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Предложить ребенку войти в другую творческую группу («костюмеров», «художников», «режиссеров»).

У детей наблюдается застенчивость, повышенная тревожность.

Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить за успех. Делать ему как можно меньше замечаний. Чаще использовать телесный контакт.

 

В театральной деятельности необходимо участие следующих специалистов: воспитатели, музыкальный работник, логопед, психолог, приглашенные специалисты, работающие в театре.

Для реализации работы по театральной деятельности требуется следующее оборудование: видео, аудио аппаратура, фонотека.

Наглядный материал: настольный, перчаточный, теневой, бибабо, пальчиковый театры; куклы, мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты. Художественные произведения для детей. Материалы для осуществления изобразительной деятельности. Этюды, игры – в методической папке.

 

Для реализации поставленной задачи был составлен план и конспекты занятий.

Составление плана и конспектов занятий для работы по развитию связной речи посредством театральной деятельности

Учебно-тематический план содержит темы занятий, разделы, формы работы, сроки проведения (Приложение 8).

- знакомство с художественной литературой (чтение, пересказ, заучивание);

- посещение театров, экскурсия за кулисы театра;

- еженедельные занятия: игровые упражнения на выразительность движений, мимики, памяти, внимания, успеха, дыхания, речи;

- театрализация и драматизация литературных произведений (перечисление).

Конспекты занятий (Приложение 9)

Методы работы:

1.Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в  художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.

2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).

4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев,  просмотр на видеозаписи  своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.

Основные виды работы:

Раздел

Название игры

Цель

Игры на развитие внимания

I.Что слышно?

 

2.Будь внимателен

 

 

3.Канон

4.Зеваки

Развивать умение быстро сосредотачиваться.

Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Развивать волевое внимание.

Игры на развитие памяти

 

1.Повтори за мной

2.Запомни свое место

3.Запомни свою позу

4.Вот так позы

5.Запомни порядок

6.Кто что делал

7. Разведчики

Развивать моторно-слуховую

 

 

Развивать наблюдательность.

Этюды на выразительность

жеста

1.Заколдованный ребенок

2.Вот он какой!

3.Тише!

4.Отдал!

5.Иди ко мне!

6.Уходи

7.До свидания.

Развитие правильного понимания эмоционально-выразительных движений

Этюды на выражение внимания, интереса,  сосредоточения

1.Собака принюхивается

2.Лисичка прислушивается

3.Что там происходит?

4.Кузнечик

5.Любопытный

6.Сосредоточенность

7.Раздумье

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние

Этюды на выражение удивления, удовольствия, радости

1.Удивление.

2.Круглые глаза

3. «Вожатый удивился»

4.Золотые капельки

5.Цветок

6. Ласка

7. Вкусные конфеты.

8. Медвежата выздоровели

9. Карлсон

10. Битва

11. Встреча с другом

12. Хорошее настроение

13. Маме улыбаемся

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние

Эпизоды на выражение страдания и печали

1. Стрекоза замерзла

2. Ой, болит живот

3. Северный полюс

4. Очень худой ребенок

5. Остров плакс

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние

Этюды на выражение отвращения и презрения

1. Соленый чай

2. Грязная бумага

3. Грязь

4. Девочка наступила на хлеб

5. Сердитый дед

6. Хмурый орел

7. Разъяренная медведица

Развивать способность  понимать эмоциональное состояние другого человека умение адекватно выразить свое состояние

Пантомима

1. Как мама наряжается

2-  Я шила и нечаянно уколола палец

Учить детей с помощью жестов, движений, мимики лица показать, как рассказать о данной ситуации

Заучивание стихов,   пересказывание маленьких рассказов, игры-драматизации

1. Смелый заяц

2. Часовой

3. Капитан

4. Добрый мальчик

5. Вежливый ребенок

Развивать память и связную речь у детей

Эпизоды на    отображение положительных и отрицательных черт характера

1. Робкий мальчик

2. Жадный пес

3. Эгоист

4. Хочу и все!

5. Наглец. Ябедник

7. Хвастунья

8. Задавака

Развивать эмоциональную устойчивость и связную речь дошкольника

 

 

Проведение и подготовка тематических утренников.

Постановка танцев к инсценировкам (с музыкальным руководителем).

Разучивание песен, пение (с музыкальным руководителем).

Занятия ведутся по развитию:

1.                           Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2.                           Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3.                           Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4.                           Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5.                           Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6.                           Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.

Развитие речи и личности дошкольника осуществляются словесными методами (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимическими этюдами, ритмическими упражнениями, музыкальными зарисовками.

Методические приемы

В системе работы по развитию связной речи посредством театральной деятельности обозначены три этапа работы с дошкольниками:

Информация о работе Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности