Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:29, реферат
Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
1. Актуальность 3-7
2. Теоретическое обоснование опыта 8-10
3. Описание опыта работы 10-21
4. Критерии результативности работы 22-23
5. Промежуточные результаты 23-25
6. Перспективы 25
7. Библиография 26
Между театральными действиями следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша и т.п.). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству в театрализации в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Состав группы
Занятия рассчитаны на детей старшей группы с нормой развития. Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход театральной деятельности. Желательно выявить ребенка в группе, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер героя художественного произведения в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию героя в конкретной проблемной ситуации.
Условия пространства и времени
Наиболее удобное место для проведения театральных действий — отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение, уголок творчества.
Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.
Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте театральной деятельности.
Достаточно проводить занятия 2 раза в неделю. В старшей группе продолжительность занятий 25—30 минут, регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно когда повторяются театральные действия в свободной деятельности – дети начинают играть, а воспитатель включается в игру. В них используют большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора более подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.
В отдельных случаях временные рамки занятий театральной деятельностью могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку.
Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить театральные действия и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам произведений, поиграть в игры (игры в методической папке).
После изучения данной темы, мной была проведена сравнительная диагностика с целью выявления результативности проведенной работы. Результаты диагностики в приложении 10, 11.
Результаты показаны в диаграмме.
V. Критерии оценки результативности работы
Результатом работы по развитию связной речи через театральную деятельность можно считать следующие показатели:
Итог
Ожидаемый
Развитие речи, выразительности движений, мимики, интереса к театру и театральной деятельности; любви к художественной литературе и умения ценить ее | Кроме ожидаемых результатов, были получены и дополнительные: - повышение активности как в творческой, так и в речевой деятельности; - улучшение психологического климата в коллективе детей, уменьшение числа агрессивных детей, проявление взаимопомощи и взаимовыручки; - изменение отношения «дети-родители», «родители-воспитатели (взаимопонимание, уважение, умение ценить труд детей, видеть в них творческую личность); - приглашение детей для исполнения ролей на праздничные утренники других групп. |
Анализ результатов контрольного среза показал, что занятия, проводимые с детьми на развитие связной речи посредством театральной деятельности, результативны. У детей повысился уровень развития связной речи по сравнению с констатирующим этапом.
По результатам контрольного среза можно сделать следующий вывод: С детьми необходимо проводить занятия по развитию связной речи средствами театральной деятельности. Дети в театральной деятельности имеют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, развития связной речи. Игры-этюды побуждают детей к общению, речевому сопровождению своих действий, учатся импровизации.
VII. Заключение
В заключение необходимо перечислить условия развития связной речи:
1. Знания считаются усвоенными, если ребенок может их применить в нестандартной ситуации.
2. Требования к речи, которые предъявляются на занятиях развития речи, необходимо соблюдать и на других занятиях, в процессе игровой, трудовой деятельности, режимных моментах.
3. Обращать внимание на культуру общения (учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, не раздражаться, уметь терпеливо выслушивать других.
Библиография
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: Сфера, 2005. -128с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.2-е изд. – М ., 1967.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
5. Каява О.В., Костенкова Е.Е., И.Н. Расюк. Умелые руки. Театр и дети: Программы допольнительного образования / Под ред. В.Л. Малашенковой. - Омск: ООИПКРО, 2002. -24с.
6. Молчанова Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1996.
7. Обучение родному языку и развитие речи детей в дошкольных образовательных учреждениях города Омска / Под ред. А.М. Соломатина.- Омск, 2004.
8. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. –М., 1985.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007, -240с.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду, Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой; худ. М.В. Душин, 2006. -144с.
11. Поляк Л. Театр сказок. - СПб., 2001. 21
12. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Занятия по развитию речи. – М.: Просвещение, 1983.
13. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку. Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1990. – С.5-26.
14. Ушакова О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста. - «Управление ДОУ». Научно-практический журнал. –ООО «ТЦ Сфера». 2006, №6 (32), с. 88-90.
15. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. -128с.
16. Шорохова О.А. Играем в сказку. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -208с.
Приложение 1
Методика по выявлению уровня развития связной речи
(автор Т.В. Атякшева, разработаны методики в ИПК в кафедре дошкольного образования Московской области)
Задание № 1. «Объяснение сюжетных картинок»
Цель: выявление ребенком осмысления содержания ситуации на картинке.
Материал: сюжетные картинки и картинки — нелепицы.
Методика проведения:
1 серия. «Расскажи, что здесь происходит».
2 серия. «Расскажи, что здесь смешное».
Оценка результатов:
1 серия:
• составляет связные рассказы с элементами фантазирования — 3 балла;
• составляет связные рассказы, часто использует простые предложения — 2 балла;
• затрудняется составить связный рассказ, называет отдельные предметы или явления, изображенные на картинке — 1 балл.
2 серия:
• при анализе небылиц у ребенка возникают адекватные эмоциональные реакции, он определяет, что на рисунке смешно, объясняет, почему это изображение можно назвать небылицей (нелепицей) — 3 балла;
• при анализе нелепиц у ребенка возникает слабая адекватная эмоциональная реакция (легкая улыбка), он называет картинку нелепицей, но не может объяснить, почему ее так можно назвать — 2 балла;
• при анализе нелепиц у ребенка возникают неадекватные эмоциональные реакции (напряжен, скован), хотя смешную картинку, показывает, но не называет и не объясняет, почему она вызывает смех — 1 балл.
Приложение 2
Методика по выявлению уровня развития связной речи
(автор Т.В. Атякшева)
Задание № 2. «Разложи по порядку»
Цель - выявить способности детей понимать связь между событиями и строить умозаключения.
Материал: серии сюжетных картинок, состоящие из 4—6 картинок.
Методика проведения; предлагаем детям разложить картинки по порядку, а затем по ним составить рассказ.
Оценка результатов:
• раскладывает все картинки правильно и cоставляет полный рассказ — 3 балла;
• допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет. Рассказ составляет, полный — 2 балла;
• часто допускает ошибки при раскладывании картинок и затрудняется составить рассказ -1 балл.
Приложение 3
Методика по выявлению уровня развития связной речи
(автор Т.В. Атякшева)
Задание № 3. «Давай познакомимся»
Цель: изучение возможности ребенка вести диалог.
Материал: десять вопросов.
Методика проведения: взрослый принимает роль Буратино и предлагает ребенку познакомиться.
Вопросы ребенку:
•: Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• С кем ты живешь?
• Где ты живешь? Назови свой адрес.
• Как зовут твоих родителей (маму, папу)?
• Какие игрушки есть у тебя дома?
• Какие книги тебе дома читают?
• Кто твой лучший друг? Почему ты так считаешь'
• Кем хочешь стать, когда вырастешь?
• Если бы ты стал волшебником, какие 3 чуда coi вершил бы?
Оценка результатов:
• свободно и правильно отвечает на все вопросы - 3 балла; .
• затрудняется ответить на 2—3 вопроса, на остальные вопросы дает полные ответы — 2 балла;
• затрудняется ответить более чем на 3 вопроса —1 балл.
Приложение 4
Методика по выявлению уровня развития связной речи
(автор Т.В. Атякшева)
Задание № 4. «Цирк»
Цель: изучение умения детей составлять рассказы из личного опыта.
Материал: иллюстрации о цирке (сюжетные и предметные).
Методика проведения: рассматриваем иллюстрации о цирке. Спрашиваем ребенка:
• Ты был в цирке?
Расскажи, как это было.
Оценка результатов:
• свободно и последовательно составляет рассказ из личного опыта — 3 балла;
• затрудняется последовательно составить рассказ —2 балла;
• затрудняется составить рассказ из личного опыта, только отвечает на вопросы — 1 балл.
Приложение 5
Методика по выявлению уровня развития связной речи
(автор Т.В. Атякшева)
Задание № 3. «Подбери книги друг к другу»
Цель: изучение умения ребенка различать литературные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение.
Подготовка материала: по 3 книги каждого жанра: сказрка, рассказ, стихотворение.
Информация о работе Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности