Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании и анализе способов формирования толерантности с помощью английского языка у детей младшего подросткового возраста.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические аспекты проблемы толерантности
1.1 Что такое толерантность
1.2 Роль английского языка в воспитании толерантности
1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов
Глава 2: Практические наработки по решению проблем толерантности
2.1 Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности
2.2 Подробная характеристика англоязычного занятия, посвящённого толерантности
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах-.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

      МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

Факультет романо-германской филологии

Кафедра немецкой филологии и методики 
 
 
 
 

  Курсовая  работа

  на  тему: «РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Студента 3 курса группы 351 

              Научный руководитель – профессор кафедры немецкой филологии и методики, кандидат педагогических наук  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Москва 2011

Содержание

Содержание

Введение

Глава 1: Теоретические  аспекты проблемы толерантности

    1.1 Что такое толерантность

    1.2 Роль английского языка в воспитании толерантности

    1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов

Глава 2: Практические наработки по решению проблем толерантности

    2.1 Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности

    2.2 Подробная характеристика англоязычного занятия, посвящённого толерантности

Заключение

Список литературы

Приложение

2

3

6

6

12 

15

19 

19 

24 

27

28

30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современном  обществе проблема толерантности становится всё более актуальной. Это связано  со многими процессами, в числе  которых глобализация, трудовые миграции, рост населения в городах, активный диалог культур и так далее. Все  вышеперечисленные процессы не могли  не отразиться на системе образования  как одной из важнейших составляющих общества как такового. Возникла потребность  в поиске и создании новых моделей  социального поведения, учитывающего различные религиозные и культурные мировоззрения членов сообщества и  позволяющего эффективно поддерживать диалог культур. Как известно, основы коллективных взаимоотношений закладываются ещё в детском возрасте и не столько в семейном окружении, сколько именно в школе, там, где ребёнок учится проявлять себя самостоятельно как личность. Исходя из этого, появилась необходимость рассмотреть способы решения данной проблемы через образовательные институты общества.

Проблема толерантности  в современном обществе достаточно нова, но, тем не менее, уже весьма подробно изучена с различных сторон. Толерантность рассматривается и как принцип правового, социально-политического аспекта (М.П. Мчедлов), и как культура толерантного сознания (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков), и как философия (В. Лекторский), как отношенческая категория (Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров). В системе ценностно-целевых приоритетов образования толерантность изучал Б.С. Гершунский, проблемы межэтнической толерантности освещены в работах А.В. Петрицкого, Г.У. Солдатовой, О.Е. Хухлаева. Согласно мнению многих аналитиков, проблема формирования толерантности возникла в связи с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Соответственно, в данной работе мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе через школьное образование и воспитание. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире.

Цель работы заключается в исследовании и анализе способов формирования толерантности с помощью английского языка у детей младшего подросткового возраста.

Объект  исследования – методики развития толерантности у детей младшего подросткового возраста.

Предмет исследования – роль уроков английского языка в развитии толерантности у учащихся 5-7 классов.

В ходе данного  исследования мы собираемся решить следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретический аспект проблемы толерантности
  • изучить возможности формирования толерантности с применением иностранного языка
  • рассмотреть возможные трудности и специфику формирования толерантности у учащихся 5-7 классов, связанные с их психофизиологическими особенностями.
  • проанализировать практические наработки по проведению уроков, направленных на формирование толерантности у учащихся 5-7 классов.

Гипотеза данного  исследования такова: уроки английского  языка несут в себе значительный потенциал и возможности для  формирования толерантной личности.

Методы исследования в основном заключаются в сборе  и анализе литературы, связанной  с тематикой данного исследования.

Структура данной работы выглядит следующим образом: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение, в котором находятся сценарий нестандартного урока и опросник, который преподаватель может использовать для выяснения степени толерантности в среде класса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Теоретические  аспекты проблемы толерантности 

    1. Сущность  понятия «толерантность»

Понятие толерантности  широкое и многозначное. Кроме  основного значения, лежащего в сфере  взаимоотношений в социуме, оно  имеет множество значений в медицине, биологии и экологии. Поскольку эти  категории не относятся к теме данной работы, мы их рассматривать  не будем и приведём несколько  толкований в основном значении термина.

Согласно Новому философскому словарю, толерантность  — качество, характеризующее отношение  к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). 

Толковый словарь  Ушакова приравнивает значение этого  слова к одному из значений слова  «терпимость», обозначающего способность  терпеть что-либо чужое.

В Новом словаре  иностранных слов первое из значений — терпимость, снисходительность  к кому- или чему-либо.

Словарь иностранных  слов Чудинова трактует толерантность  в сфере исключительно веротерпимости, что объясняется датой издания  словаря: 1910 год. Современное значение укоренилось в своём современном, более широком, понятии в середине XX века в Европе как социально-политический феномен вследствие развития демократии и идеологии плюрализма. До этого понятие толерантности использовалось в основном в отношении религиозной терпимости.  Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости, - одной из составляющих понятия «социокультурная толерантность». Латинский термин “tolerantia” формировался из глагола ”tolerare” и совпадал по значению с русским понятием терпения как добровольного перенесения страданий без противодействия, ассоциировался с такими понятиями, как “боль”, “зло” и тому подобное. В 16 в. к этому добавляются и другие значения: “позволение”, “сдержанность”. С этого времени толерантность трактовалась и как уступка в вопросе о религиозной свободе — разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности.

Особая роль в теоретическом осмыслении и  практическом воплощении принципа толерантности  принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести  и слова. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие  “толерантность” прочно вошло в  политический словарь. Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк, «Письма о веротерпимости»; Вольтер, «Трактат о веротерпимости»).    

В 19 в. проблема толерантности получила дальнейшую разработку в либеральной философии. В ней толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками  зрения и способами поведения. Далее, после периодов буржуазных революций, понятие толерантности начинает набирать всё большую значимость в новой социально-политической среде.

     Важным  фактором мирового признания необходимости  изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности.

     Из  нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения  и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой  мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к  социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки  чужим. Толерантность означает, что  каждый свободен, придерживаться своих  убеждений и признает такое же право за другими; означает признание  того, что люди по своей природе  различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять  свою индивидуальность и не могут  навязывать взгляды одного человека другим.

     Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию  с другими (иными) людьми; интолерантность  проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение».

Коннотационное  несовпадение понятия толерантности как синонима терпимости, т.е. терпения, способности переносить боль или что-либо неприятное, и толерантности как готовности благосклонно принимать чужое мнение, мировоззрение, образ поведения привело к тому, что многие современные исследователи разводят понятия толерантности и терпимости, не используя слово «терпимость» при переводе и объяснении термина «толерантность». Р.Р. Валитова считает: «...толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание почувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно – иное, чем – то не похожее на собственное восприятие действительности» [2,с. 33-34]. По мнению Отфрида Хеффе, толерантность тоже предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур [15]. Исходя из этих определений, можно увидеть, что толерантность значительно глубже и шире, чем терпимость, и что эти слова синонимичны лишь на поверхности. Характерно, что, например, китайский аналог толерантности “kuan rong” также имеет оттенок скорее великодушия и принятия, чем терпения, а во французском языке слово “tolérance” синонимично со снисходительностью, готовностью принимать нечто отличающееся.

     В России проблема толерантности исследуется с недавнего времени, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Информация о работе Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах