Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании и анализе способов формирования толерантности с помощью английского языка у детей младшего подросткового возраста.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические аспекты проблемы толерантности
1.1 Что такое толерантность
1.2 Роль английского языка в воспитании толерантности
1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов
Глава 2: Практические наработки по решению проблем толерантности
2.1 Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности
2.2 Подробная характеристика англоязычного занятия, посвящённого толерантности
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах-.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)

     Исходя  из разработок учёных, можно выделить несколько уровней толерантности:

  1. Цивилизационный – отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;
  2. Международный – условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;
  3. Этнический – терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.
  4. Социальный – партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;
  5. Индивидуальный – уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
 

     Бесспорным  является тот факт, что толерантность  на цивилизационном, международном  и этническом уровнях возможна только при её наличии на индивидуальном уровне, поскольку это предтеча, фундамент всех остальных, более  высоких уровней. Исходя из этого, необходимо определить, каковы же качества толерантной  личности, которые позволят ей осуществлять успешную коммуникацию как на уровне микросоциума, так и в политике и диалоге культур. Одним из первых обобщённую характеристику толерантной личности предложил Г. Оллпорт [17]. Он выделил следующие параметры:

     - ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

     - потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

     - меньшая приверженность к порядку  (толерантный человек менее ориентирован  на социальный порядок, менее  педантичен);

     - способность к эмпатии (склонность  давать более адекватные суждения  о людях);

     - предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения  иерархия в обществе);

     - знание самого себя (толерантный  человек хорошо осведомлен о  своих достоинствах и недостатках  и не склонен во всех бедах  обвинять окружающих);

     - ответственность (развито чувство  ответственности, не перекладывает  ответственности на других);

     - защищенность (ощущение собственной  безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

Вышеописанные параметры толерантной личности конкретизируют воспитательные цели и  позволяют представить факторы, необходимые для формирования такой  личности, и найти методы для достижения цели, которой является воспитание толерантной личности.

Факторами развития толерантности могут являться два вида познавательной деятельности личности, один из которых направлен на изучение системы ценностей общества, в котором личность вращается, а другой на изучении личностью непосредственно себя, создании ясных представлений о себе, формировании мировоззрения. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих»[16, c. 57].

Изучение системы  ценностей общества, а соответственно, понимание личностью окружающей действительности и себя невозможно без диалога. Диалог рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций. Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. В структуре диалогического взаимодействия, как и в структуре толерантности, преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, через гибкость мышления, умение видеть свою индивидуальность, умение адекватно оценивать свою личность. Поэтому диалогическое взаимодействие может рассматриваться как методологическая основа толерантности [2,15].

Таким образом, исходя из представления, что диалог – необходимое условие и исключительно  важный способ формирования толерантной  личности, можно сделать выводы, что диалог как форма речи может  успешно использоваться в соответствующих воспитательных целях на уроках языка, в частности, иностранного языка.  
 

    1.2 Роль английского  языка в воспитании  толерантности

Прежде всего, необходимо определиться с понятием, что такое язык. Язык это необходимая  составляющая культуры народа, способ его отражения действительности, характерный именно для данной нации. Во-вторых, это способ передачи информации, то есть он имеет коммуникативную функцию, а это подразумевает наличие как минимум автора высказывания и реципиента, а значит, диалог. Исходя из этого, можно позиционировать принцип диалога, а также культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры, как способы воспитания толерантности, в которых роль английского языка оказывается значимой.

Остановимся на диалоге. Соблюдение этого принципа, как на любом уроке, так и вообще вне школы крайне важно для развития толерантности на базовом, индивидуальном уровне, если придерживаться классификации, приведённой выше. Суть принципа состоит в необходимости облекать мысли и чувства в словесную форму, адресованную другим людям с целью улучшения взаимопонимания и, соответственно, адекватного взаимодействия. Также диалог предполагает и «обратную связь», умение услышать и как-либо отреагировать на слова собеседника. Диалог позволяет обмениваться мировоззренческими ценностями и учиться понимать других людей. А понимание другого или хотя бы понимание, что это другое имеет право быть, и есть основа толерантности. В диалоге на иностранном языке задача понимания усложняется чужеродностью самого языка, недостатком лингвистических средств для самовыражения и понимания. Однако эти же препятствия и становятся возможностью воспитывать толерантность параллельно, совместно с устранением препятствий для самовыражения и понимания говорящего через другой язык.

Как говорилось выше, язык – неотъемлемая часть  культуры, и он несёт на себе отпечаток  её реалий, мировоззрения его носителей, а значит, полноценный диалог немыслим без культурной составляющей, на чём и сконцентрирован культурологический подход. Культурологический подход призван обеспечить формирование мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи, развитие мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремленность, креативность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании. В процессе изучения языка обучение диалогу и раскрытие культуры, из которой изучаемый язык вышел, тесно взаимосвязаны. Изучая язык, учащийся познаёт культуру, изучая культуру, он в той или иной степени знакомится с языком, хотя необходимость в этом значительно меньше, что указывает на первичность культуры.

Специфика знакомства с культурой изучаемого языка  в том, что наиболее подробно в  таком случае изучается именно она, а культурам других народов уделяется  значительно меньше внимания. Однако эту лакуну можно восполнить уроками и внеклассными мероприятиями на английском языке, посвящёнными культурам интересных учащимся народностей. Это побудит учащихся к активной самостоятельной работе, увеличению опыта познания и обучению умению слушать и воспринимать информацию. Кроме того, недостаток информации, обеспечивающей этническую толерантность, покрывается развитием толерантности на пресловутом индивидуальном уровне с помощью диалога.

Кроме непосредственно  устного общения в виде диалогов и полилогов, весьма эффективным  методом развития толерантности  являются ролевые игры. Проводимые на английском языке, они становятся прекрасным материалом для отработки изученной лексики, речевых конструкций, стилей высказывания и интонационных паттернов, а также позволяют проникнуться культурой, познавая её не просто информационно, а изнутри, примеряя на себя её образы, мировоззренческие установки, ценности и так далее. Так как культура любого народа сложна и многослойна, для использования в образовательно-воспитательных целях отбираются некоторые её артефакты и феномены, позволяющие использовать их на уроке и вместе с тем являющиеся характерными для изучаемой культуры. Одним из таких феноменов культуры являются праздники. Праздники – это средство восстановления гармонии в повседневной будничной жизни, помимо того, они весьма интересны для учащихся самим своим характером праздника и имеют яркую насыщенность спецификой конкретной культуры.

Особенно эффективными формами знакомства с праздниками  народов уроки-праздники с использованием технологии диалога культур. На таких уроках можно изучать не только праздники англоговорящих стран, но и стран родного языка, праздников других религий, различных этнических групп всего мира. Особое внимание при проведении таких уроков уделяется сопоставлению культурных традиций народов различных стран, нахождению у них общих черт. Также подчёркивается установка на то, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. Всё это способствует укреплению морально – психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.

Таким образом, преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций.  
 

    1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов

Для наибольшей эффективности процесса воспитания толерантной личности необходимо ознакомиться со спецификой возраста учащихся, что  в данном случае означает анализ психического и физического развития подростков в возрасте 10-12 лет.

Эта стадия взросления ребёнка является весьма сложной  как для учителя, так и для  самого учащегося. Основная её сложность  проявляется в том, в это время  происходят сразу два кризиса: возрастной и образовательный. Образовательный  связан с переходом на новый тип  обучения, связанный с увеличением  количества предметов и разделения их по кабинетам, принципиально новыми, более сложными заданиями. Этот кризис может быть смягчён соответствующим  отношением учителей, постепенностью перехода и предварительной психологической подготовкой. Однако свой отпечаток на поведение и восприятие учащимися учебного материала он, тем не менее, накладывает, и это необходимо также учитывать.

Рассмотрим более  подробно возрастной кризис.

Первый, кто обратил  внимание на это социальное явление - подростковый период развития, был  Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего  поколения на четыре возрастных периода  по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6-12 лет. В основу этого  деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется  развитием памяти и воображения  с их исполнительными органами - языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не приходится говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует отметить тот факт, что Коменский впервые выделил  отрочество как особый период детства (хотя и вкладывал в это несколько  иное понимание).

Согласно Л.С. Выготскому, ведущей для подросткового возраста деятельностью становится усвоение норм взаимоотношений, подросток уделяет больше внимания своей личности и отношениям с коллективом. Однако при этом в школе происходит увеличение учебной нагрузки, требующей также внимания, и как следствие, такая ситуация усугубляет происходящий кризис становления.

Понятие подросткового  возраста изучалось многими авторами, называлось по-разному и разнится в критериях, описаниях и возрастных рамках. Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического  развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном  положении между детством и зрелостью. Многие авторы наравне с понятием «подростковый возраст» используют понятие «переходный возраст». Встречаются, однако, исследователи, которые не согласны с мнением, что подростковый возраст  является последним до наступления  зрелости, и вводят в возрастную периодизацию переходный возраст от подросткового к юношескому, или  же ранний юношеский возраст, когда  многие авторы отождествляют два  этих периода онтогенетического  развития, избегая употреблять понятие «юность». Многие исследователи прибегают к более детальной периодизации в границах самого подросткового периода, выделяя при этом ранний подростковый и средний подростковый или старший. Следует обозначить еще одну проблему, связанную с определением понятия «подростковый возраст» - это представление о границах. До сих пор нет четкого представления о критериях на основании которых ребенка можно отнести к уже или еще подростковому возрасту. Приведём общие данные, наиболее характерные и яркие для интересующего нас периода развития.

Информация о работе Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах