Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании и анализе способов формирования толерантности с помощью английского языка у детей младшего подросткового возраста.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические аспекты проблемы толерантности
1.1 Что такое толерантность
1.2 Роль английского языка в воспитании толерантности
1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов
Глава 2: Практические наработки по решению проблем толерантности
2.1 Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности
2.2 Подробная характеристика англоязычного занятия, посвящённого толерантности
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах-.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)

Выбранная форма  занятия и наличие памяток, в  которые можно подглядывать, должны помочь учащимся чувствовать себя раскованно и снимут напряжение, возникающее  из-за страха забыть нужные слова.

Первая часть  задания требует, чтобы участники  внимательно рассмотрели друг друга  и предположили, что по внешности  можно сказать о характере человека. Это отвечает возрастной потребности детей устанавливать взаимоотношения друг с другом и узнавать друг друга. Выбранный способ взаимодействия позволяет учащимся получить определённый образец поведения при знакомстве, а также снять напряжение, часто возникающее из-за незнания, что нужно делать. В данном случае учащиеся обладают чёткой инструкцией, которая, к тому же, предполагает их активную мыслительную работу, поскольку увиденное необходимо изложить на английском языке.

Педагог также  может принять участие в тренинге, если учащихся нечётное количество. Это  может помочь установлению дружеских  взаимоотношений с классом, позволяя реализовать субъект-субъектные отношения  на практике.

Далее учащиеся должны взять друг друга за руки. Прикосновения как составляющая часть тактильной коммуникации – очень важный аспект человеческого общения. Согласно американскому психотерапевту Вирджинии Сатир, четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день. Французский писатель, философ Мишель де Монтень писал: «...А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка! Кивком головы мы соглашаемся, отказываемся, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, почитаем, покоряем, грозим, уверяем, осведомляем. А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, на общепризнанном языке» [1,73].

Побуждая таким  образом учащихся к восприятию и  принятию друг друга, тренинг накладывает  на это необходимость запоминать и анализировать тактильные ощущения, чтобы потом зафиксировать их на бумаге. Это не даёт застенчивым  или агрессивным состояниям возобладать  над работой интеллекта.

Необходимость иметь время на то, чтобы записать пережитый опыт, вызвана тем, что  в 5-7 классах учащиеся ещё не обладают достаточными навыками для воспроизведения  неподготовленной речи. Кроме того, после тренинга преподаватель может  проанализировать записи на предмет  типичных ошибок и скорректировать  методики преподавания или выяснить, какие аспекты пройденных тем  нуждаются в дальнейшей проработке.

И, наконец, завершающий  этап позволяет учащимся озвучить свои мысли, впечатления на английском языке. Это можно сделать по очереди  с передачей некого предмета, означающего право говорить, например, мяча, статуэтки или чашки. То, что учащиеся вместе с преподавателем сидят в круге, также подчеркнёт субъект-субъектные отношения педагога и учащихся, давая возможность всем почувствовать себя равноправными партнёрами общения.

Вариативность предлагаемой лексики и универсальность  формы проведения мероприятия позволяют  подкорректировать его для проведения в более младших или более  старших классах, что открывает широкие возможности дальнейшего использования такой формы обучения и воспитания. 
 
 
 
 

Заключение

В данной курсовой работе был выполнен ряд задач, а  конкретнее, был исследован теоретический  аспект проблемы толерантности, её определения, уровни и ход исторического развития понятия. Кроме того, были рассмотрены  роль иностранного языка в вопросах развития толерантности и психофизиологические особенности подростков 10-12 лет, необходимые  для корректировки методик воспитания толерантности.

Также, мы проанализировали ряд форм воспитания и обучения и  приёмов воспитания толерантности  у современных подростков.

Толерантность представляется сложным явлением и  может быть рассмотрена с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической.

Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая  технология взаимодействия людей, такая  технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание  интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого  решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать  и уважительно относиться к другой точке зрения - проблема современного общества в области воспитания и  развития. Роль английского языка в решении этой проблемы чрезвычайно велика. Уроки английского языка являются средством непрямого, подсознательного воспитания толерантности через прямое восприятие культуры и овладение одной из её составляющих – языком.

Для воспитания толерантности, несмотря на новизну  проблемы, уже существует огромное количество форм и методов, которые  можно использовать, изменять, интегрировать, но при этом важно помнить, что  необходимой составляющей в применении этих форм и методов воспитания решающее значение имеет личный пример учителя. 

Список  литературы

  1. Абакумова В. А., Буткевич В. Г. Об ораторском искусстве. Сборник изречений и афоризмов. Знание, 1980 г.
  2. Битянова М. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для уч-ся 3-4 классов /М. Битянова, И. Вачков //География. – 2002. – №35. – С.14-18.
  3. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1996.
  4. Вольтер. Трактат о веротерпимости. 1763.
  5. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М.: Флинта; Наука, 2003.
  6. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.
  7. Дж. Локк. Письма о веротерпимости. 1689.
  8. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
  9. Л.С. Выготский. Педология подростка. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1929.
  10. Мчедлов М.П. Терпимость и политическая культура в России// Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 3. - М.; РНИСиНП, 1995.
  11. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  12. Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
  13. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. Спб.: Речь, 2000г.
  14. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.
  15. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
  16. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимности в современном мире// Философские науки. №12.1991.
  17. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.
  18. Allport G. Nature of prejudice. - Cambridge, MA, 1954
  19. http://festival.1september.ru/
  20. http://psyfactor.org/
  21. http://wiki.km-school.ru
  22. http://www.ped.vslovar.ru/
  23. http://www.psihologu.info/
  24. http://www.psychologos.ru
  25. http://www.tolerance.ru/index.html
  26. http://www.tolz.ru/index.php
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1

Игровой тренинг “What do you feel?”

Возраст: 5 – 7 КЛАСС. Продолжительность: 45 мин.

Цели:

  • осознать разницу между тем, что мы видим снаружи и тем, чем человек является; инициировать невербальные контакты.
  • активизировать лексику по теме внешности и эмоций.

Материалы:

-Отпечатанные  памятки для каждого учащегося  с необходимой лексикой, грамматикой  и вопросами.

-Свободные листы  для записей 

Тренинг может  проводиться как заключительное занятие после изучения темы внешности, которую нужно интегрировать с лексикой по теме «Характер». 

Ход занятия:

ЭТАП 1. Преподаватель объясняет тематику занятия и его форму, раздаёт памятки, учащиеся знакомятся с их содержанием.

ЭТАП 2. Разделить группу на две равные части. Попросить участников образовать два круга - внутренний и внешний, так, чтобы пары участников стояли лицом к лицу («каруселька»). Попросить участников внимательно посмотреть на партнера и заметить, как он выглядит. Подумать, что его внешний вид говорит о нем.

Задать партнеру вопрос о нём самом, например “What do you like to do?”, Who is your best friend?”, “What is your favourite dream?” - опорные слова, которые должны составить суть вопроса, учащийся имеет при себе. Участники во внутреннем круге делают шаг направо, а во внешнем - налево. Процедура повторяется с новыми партнерами. Так происходит несколько раз.

Теперь попросите  участников закрыть глаза (если есть возможность - завяжите им глаза). Попросите их взять очередного партнера за руки. Пусть они попробуют догадаться, кто стоит перед ними. Можно ли на ощупь понять что-то о человеке? Снова - смена нескольких партнеров.  

Дать учащимся время записать всё, что они увидели, почувствовали и запомнили, опираясь на памятки из выученной лексики и грамматических конструкций. На памятках есть вопросы, которые позволят учащимся оформить своё заключение.  

ЭТАП 3. Учащиеся вместе с преподавателем садятся в круг и по очереди зачитывают то, что записали. 

Примеры направляющих вопросов:

  • What can you say judging by a person’s appearance?
  • Can the appearance say more about a person than talking to him or her?
  • Do we often judge people only by appearance?
  • What did you feel holding someone’s hand?
  • Are our hands different?
  • Is there something similar about our hands?
  • What do we all have in common?
  • Was there something you couldn’t describe in English?
  • Did your attitude to a person change after the game?
 

Примеры необходимой лексики:

Hair: brown, waved, curly, straight, blond, dark, fair

Face: oval, tanned, round, freckled

Eyes: kind, warm, grey, blue, brown, dark

Smile: sad, happy, charming, cunning, broad

Lips: rosy, full

Cheeks: pale pink, plump

Figure: tall, plumpy, thin, short

Skin: smooth, delicate, rough, pale

Emotions and features of character: friendly, hard-working, sympathy, courageous, calm, intelligent, angry, kind, lazy, optimist, reasonable, agitation, trust, laughter, serious, funny. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Диагностика уровня толерантности  и интолерантности  у подростков.

     Для диагностики общего уровня толерантности  группой психологов разработан экспресс - опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный  и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составляют утверждения, отражающие как общее  отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются  толерантность и интолерантность  человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым  социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные  установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению  конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности - интолерантности (отношение  к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как  черта личности. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах