Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании и анализе способов формирования толерантности с помощью английского языка у детей младшего подросткового возраста.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические аспекты проблемы толерантности
1.1 Что такое толерантность
1.2 Роль английского языка в воспитании толерантности
1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов
Глава 2: Практические наработки по решению проблем толерантности
2.1 Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности
2.2 Подробная характеристика англоязычного занятия, посвящённого толерантности
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах-.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)

Особую роль в жизни подростка 10-12 лет начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. Также усиливается эмоциональная лабильность. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

      Стремление  экспериментировать со своими возможностями – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.  Кроме того, наблюдается склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель оценивает прежде всего качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для выращивания детского замысла, то тем самым для ученика обесценивается сам процесс учения.

В этот же период подростку становится интересно  многое, далеко выходящее за рамки  его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и  будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические  и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают  этот возраст как период “зенита  любознательности”, по сравнению с  младшими и старшими детьми. Это  является благодатной почвой для  привития идей толерантности именно в этом возрасте. Однако такая любознательность весьма поверхностна, разносторонняя, а также мало связана со школьной программой.

Кроме вышеперечисленного следует отметить ещё одну важную черту этого возраста — чувство взрослости, не подкрепленное еще реальной ответственностью, — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками мест и средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом  — в распрях по поводу учительской несправедливости и необъективности.

Итак, в заключение можно сказать, что воспитание толерантности в настоящее время необходимо, в том числе и в образовательных учреждениях, и что в этом огромная роль отводится иностранному языку, в частности, английскому, поскольку с помощью него возможно качественное расширение познавательных интересов учащегося и непосредственно погружение в иной культурный универсум. А в возрасте в 10-12 лет, в период становления ребёнка как личности и активного субъекта социальных взаимоотношений, уроки толерантности будут крайне необходимы, чтобы дальнейшая социализация проходила успешно и в дальнейшем помогала бы формировать взрослое, рассудительное и свободное мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Практические наработки  по решению проблем  толерантности 

    2.1 Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляет нетрадиционный урок. Нестандартный  урок – это форма обучения, занятие, которое, как и стандартный урок, ограничено во времени, но имеет нетрадиционную, неустановленную структуру, часто импровизированную. Тем не менее, даже учитывая нестандартность такого урока, можно выделить и охарактеризовать его этапы. Выделяются 3 периода, в которых наличествует несколько этапов: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую  деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы  и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений  на тему предстоящего урока, составление  вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала  и т.д.

2. СОБСТВЕННО  УРОК

(выделяется 3 основных  этапа):

Первый  этап.

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей  достижения  целей урока.

Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной  сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися  предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель  учитывает отношение учащихся к  оригинальной форме урока; уровень  их подготовленности; возрастные и  психологические особенности.

Второй  этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных»  формах организации их мыслительной активности.

Третий  этап.

Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется  во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИЗ УРОКА

В период анализа  данных уроков целесообразно оценивать  как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину  общения – эмоциональный тонус  урока: не только в общении учителя  с учащимися, но и в общении  учащихся друг с другом, а также  отдельных рабочих групп.

Ценность  методики заключается в том, что эти уроки:

  • делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
  • способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
  • благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
  • развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
  • проявляют интерес к предмету, любознательность;
  • организуют связь с другими видами искусства.

Поскольку толерантность  не является учебным предметом и  относится к качествам личности, то мы считаем, что применение нестандартных  форм проведения уроков в процессе преподавания английского языка  и других предметов будет способствовать раскрытию и развитию этого качества лучше чем применение стандартных методов обучения и воспитания. Воспитание толерантности может происходить в различных формах организации воспитания и обучения: ролевые игры, дискуссии, тренинги, классные часы, мастерские, уроки творчества, уроки-экскурсии, интегрированные уроки и так далее. Кроме того, важно отметить, что воспитание толерантности должно происходить не только на отдельном уроке. Оно должно присутствовать как необходимая составляющая каждого урока, выражаться в отношениях учителя с учащимися и учащихся между собой. Любая конфликтная ситуация может нести в себе важный воспитательный момент, если его увидеть и использовать. При этом становятся важны и личностные качества самого преподавателя, его умение наблюдать и анализировать взаимоотношения, от его владения различными приёмами воспитания. Среди приемов воспитания толерантности можно обозначить три основных группы: приёмы организации деятельности детей в классе, приёмы организации диалога, приёмы, связанные с использованием культурных артефактов. Приёмы, приведённые в данной классификации, можно вкраплять в стандартный урок, комбинировать и изменять согласно целям и задачам урока.

Первая  группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.

  • Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
  • Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
  • Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
  • Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
  • Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
  • Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
  • Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
 

Вторая  группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Диалоговая рефлексия  — это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

  • Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
  • Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
  • Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
  • Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
 

Третья  группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов  и т. д.

  • Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
  • Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
  • Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
  • Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Описанные приемы могут применяться преподавателем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Также многие вышеописанные приёмы могут служить также материалом для проведения классным руководителем классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции учителя по отношению к учащимся, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.  
 

    2.2 Подробная характеристика англоязычного занятия, посвящённого толерантности

В этом параграфе  предполагается проанализировать игровой тренинг, изначально существовавший на русском языке, но обработанный нами для проведения мероприятия на английском языке. Данное мероприятие рассчитывается на учащихся 5-7 классов. Формы и методы его проведения акцентируют внимание на развитии базового уровня толерантности, относящегося к взаимоотношениям с другими людьми, если следовать ранее изложенной классификации.

Целями данного  тренинга являются как воспитательная, так и чисто учебная. Воспитательная цель тренинга состоит в инициации  невербального общения, что в  настоящее время становится всё  актуальнее, так как дети всё меньше времени проводят в непосредственном контакте друг с другом, отдавая  это время различным электронным  устройствам. Учебной целью является актуализация лексики по изученным  темам и, как следствие, развитие навыков устной речи.

Информация о работе Развитие толерантности на уроках английского языка в 5-7 классах